Судебный акт
О досрочном назначении пенсии
Документ от 26.10.2010, опубликован на сайте 11.11.2010 под номером 21465, 2-я гражданская, Включение периодов работы в специальный стаж, признание права на досрочную трудовую пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело №  33-3816/2010                                                             Судья Булдина Т.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

26 октября 2010  года                                                                          г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Лисовой Л.С. и Казаковой М.В.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское  дело  по  кассационной жалобе Управления пенсионного  фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе города Ульяновска  на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 27 сентября 2010  года, по которому  суд решил:

Иск Петровой М.Ю. удовлетворить.

Обязать управление Пенсионного Фонда (государственное учреждение)  в  Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Петровой М*** Ю*** в специальный стаж период с 23.02.1990 по 23.08.1991 (1 год 6 мес.1 день) в должности старшего лаборанта ****** (Гарнизонный военный госпиталь). 

Признать за Петровой М.Ю. право на досрочную  трудовую  пенсию  по старости в связи с занятием лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 15 июня 2010 и обязать   управление Пенсионного Фонда (государственное учреждение)  в  Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области обязать назначить Петровой М.Ю. вышеназванную пенсию.

 

Заслушав доклад  судьи Лисовой Л.С., судебная  коллегия

 

установила:

 

Петрова М. Ю.   обратилась в суд с иском к  Управлению Пенсионного Фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска о зачете периодов работы в специальный трудовой стаж, признании права   на досрочную пенсию. В обоснование исковых требований указала, что решением комиссии Управления Пенсионного Фонда РФ  в Засвияжском районе г. Ульяновска  ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной  деятельности по охране здоровья населения. При этом  в специальный стаж ей не был засчитан период работы  с 23.02.1990 по 23.08.1991 (1 год 6 мес.1 день) в должности старшего лаборанта *** ****** (*** Данный отказ считает  необоснованным  и незаконным,  поскольку в этот период времени она находилась  в отпуске по уходу за ребенком. С учетом уточненных исковых требований просила включить указанный выше период работы в специальный стаж и назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику -15.06.2010.

 

Рассмотрев заявленный спор, суд постановил решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить в связи с неправильным применением норм  материального права. В жалобе указано, что действовавшим на период спорных правоотношений законодательством не было предусмотрено положение о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии,  периода нахождения медицинских работников в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет. Позиция Пенсионного фонда подтверждается судебной практикой по иным делам.

 

В возражениях на кассационную жалобу Петрова М.Ю. решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, заслушав пояснения Петровой М.Ю., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

В соответствии с п.1 пп. 20 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих  работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный  Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»   вступил в  действие с 01 января 2002 года. До 01 января 2002 года  действовал Закон  РФ «О государственных пенсиях  в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года  № 340-1.

Статья 81 Закона  ФЗ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»  также  предусматривала, что  пенсия  в  связи  с  лечебной  и  иной работой  по охране  здоровья  населения  устанавливается   при выслуге  не  менее 25 лет  в  сельской местности  и поселках городского  типа и  не менее 30 лет в городах.

В  период  действия  данного  закона право на пенсионное  обеспечение  по  выслуге  лет   определялось  постановлением  Совета  Министров  РСФСР  от 06 сентября  1991 года  № 464 «Об утверждении  списка  профессий и должностей  работников  здравоохранения  и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная  и иная  работа которых по  охране здоровья  населения дает право  на пенсию за выслугу лет», согласно п.1 данного списка врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности имели право на пенсию за выслугу лет.

Как следует из материалов дела, при обращении истицы за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ей было отказано в назначении такой пенсии по мотиву того, что на момент обращения в Пенсионный фонд она не имела необходимого специального стажа работы.

Судом установлено, что истица в оспариваемый период с 23.02.1990 по 23.08.1991 находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истицы о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после полутора до трех лет, обоснованно исходил  из того, что оценку ее пенсионных прав в этой части необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления истицы о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения ребенком возраста полутора лет нельзя признать правильными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Судом обоснованно  учтено, что до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Истица находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с 23.02.1990 по 23.08.1991, то есть данный период времени имел место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1.

Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", пункт 2 которого предусматривал, что с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Петровой М.Ю. в отпуске по уходу за ребенком с 23.02.1990 по 23.08.1991 подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании пенсионного законодательства и не могут повлечь отмену судебного  постановления.

Между тем иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Ссылка в жалобе на судебную практику по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку обжалуемое  решение суда является правильным и соответствует требованиям материального и процессуального закона.

Учитывая, что истица на момент обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии (15.06.2010) имела необходимый стаж (с учетом оспариваемого периода) – 30 лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, суд обоснованно обязал ответчика назначить истице досрочную пенсию с 15.06.2010.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска  от 27 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи