Судебный акт
Спор о признании трудовым увечья, полученного в ходе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и взыскании сумм возмещения вреда
Документ от 12.10.2010, опубликован на сайте 09.11.2010 под номером 21250, 2-я гражданская, о взыскании возмещения вреда, причиненного увечьем, в части возмещения утраченного заработка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело № 33-3620 /2010                                                          Судья Грудкина Т.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

12 октября 2010 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой  Н.Г.,

судей Гурьяновой О.В., Лисовой Л.С.   

с  участием  прокурора  Балашовой Н.Н.,                             

при секретаре  Высоцкой А.В.   

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе  Ларина В*** А*** на решение Заволжского районного суда               г. Ульяновска от 08 сентября 2010 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Ларина В*** А*** к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании увечья трудовым, взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного увечьем, в части возмещения утраченного заработка - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Ларин В.А. обратился в суд  с  иском к Управлению Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району г. Ульяновска,  Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании увечья трудовым, взыскании сумм   возмещения  вреда.

В обоснование своих требований истец указал, что в период с 27 августа по      05 ноября 1986 года он был привлечен к участию в ликвидации техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате воздействия ионизирующего излучения и других вредных производственных факторов при выполнении им работ, связанных с ликвидацией последствий аварии, в 2006 году он был признан инвалидом 3 группы с указанием, что его заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Истец указывает, что его инвалидность наступила вследствие трудового увечья, произошедшего при выполнении им государственной обязанности.

Полагает, что в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ     № 11-П от 19 июня 2002 года,  процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат не требуют от гражданина доказывания наличия и объема причиненного его здоровью вреда, подлежащего возмещению, в связи с чем данные выплаты должны в обязательном порядке назначаться уполномоченными органами независимо от объема реально причиненного гражданину вреда.

Указывает, что УДСЗН администрации Заволжского района г. Ульяновска назначило ему ежемесячную компенсационную выплату в размере 1000 рублей, однако эта выплата не соответствует размеру утраченного им вследствие снижения трудоспособности заработка.

В  ходе  судебного  разбирательства  исковые  требования  уточнил  и  просил: признать  причиненное  ему   увечье  трудовым;  взыскать с ответчиков за период с    01.06.2006  по 01.08.2010  единовременную денежную сумму в  счет  возмещения  вреда  здоровью  в размере 119132,64 руб.; определить  ко  взысканию  с 01.08.2010   ежемесячно  страховую  сумму в  размере 4330 руб.   с  последующей  индексацией  указанной  суммы  в  установленном  законом  порядке. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе истец Ларин В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование своей позиции, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ № 11-П от 19 июня 2002 года, автор жалобы указывает, что по судебному решению возможность выплаты дополнительных сумм повышает гарантии защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, и полагает, что он обоснованно требует  возмещения  утраченного им заработка сверх компенсационной выплаты.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  заслушав  заключение  прокурора  Балашовой Н.Н., полагавшей  решение  суда  законным,  судебная  коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

В судебном заседании установлено, что  Ларин В.А. в 1986 году  принимал участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, является инвалидом  третьей группы бессрочно по причине заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии Б № 05***, выданным 25.05.2006 и справкой серии МСЭ-2006 № 00***, выданной 25.05.2006.

В  соответствии со  ст. 2 ФЗ  РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства РФ, издаваемыми в соответствии с ними.

Согласно ст. 3 указанного  закона  гражданам  РФ гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшийся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину РФ по одному из оснований по его выбору.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством не предусмотрено иное.

С 1991 года  по настоящее время Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" неоднократно изменялся и дополнялся, в том числе в части предоставляемых льгот и компенсаций. Федеральным законом от 24 ноября 1995 года  впервые предусмотрена такая льгота, как возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем выплаты денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности. Редакцией названного Закона от 12 февраля 2001 года  выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью установлена в твердых денежных суммах в зависимости от группы инвалидности,  а  не  исходя  из  заработка.  Для инвалидов 3 группы указанная денежная выплата составляет  1000  руб.

Как усматривается из личного дела  Ларина В.А.,   он  впервые обратился с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты,  как  инвалиду  3  группы ЧАЭС,  01.06.2006 года.  С  указанного  времени  истцу   назначена  денежная  компенсация   в  возмещение  вреда  здоровью   в  твердой  денежной  сумме   в  размере  1000  рублей  ежемесячно,   которая  впоследствии  неоднократно индексировалась  в  соответствии  с  действующим  законодательством.

Доводы  истца  о  том, что  возмещение  вреда  здоровью  ему  должно  также  быть  назначено  и  по  нормам  ГК  РФ   и  Закона  РФ № 125 –ФЗ «Об  обязательном  социальном  страховании  от  несчастных   случаев на производстве  и  профессиональных  заболеваний»,   были  предметом  судебного  разбирательства  и  обоснованно  не  были  приняты  судом  во  внимание.

Правоотношения  по  Закону № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  отличаются  от  правоотношений, регулируемых  нормами   социального  обеспечения.

Главное   отличие   чернобыльских  правоотношений  от  правоотношений   по  социальному  обеспечению   состоит  в  том,   что  чернобыльские  отношения  вытекают  из  причинения  вреда,   причиненного  как  здоровью, так  и  имуществу  пострадавших  граждан   вследствие  такого  юридического  факта, как  ядерный  инцидент 26 апреля 1986  года, перед   радиационным  воздействием   которого  оказалось   беззащитным  население.

Правоотношения  между  государством  и  пострадавшими   гражданами  в  части  возмещения  вреда  здоровью   являются  правоотношениями   по  возмещению  обязательств, вытекающих из  причинения  вреда.

Правоотношения, регулируемые  нормами  закона  «Об  обязательном  социальном  страховании  от  несчастных  случаев  на  производстве   и  профессиональных заболеваний»   вытекают  из  других  юридических  фактов, таких,  как    несчастный  случай  на  производстве,  в  результате  которого   застрахованный  получил   увечье  или  иное  повреждение  здоровья  при  исполнении  им  обязанностей   по  трудовому  договору (контракту),   и  не  связаны   с  радиационным  воздействием.

Из  материалов  дела  следует,  что  вред  здоровью  истца  причинен    именно  в  результате   радиационного  воздействия  вследствие  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС,  а  не  в  связи  с  несчастным  случаем  на  производстве. 

Суд  правильно  указал, что возмещение  вреда, причиненного гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС,  с  учетом  специфики обстоятельств причинения такого вреда,  осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановлений Пленума Верховного  Суда РФ от 05.04.2005 №7, от 11.05.2007 №23) имея в виду, что причинение вреда здоровью в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС имело место до 1 марта 1993 года,  суды не вправе при рассмотрении данной категории дел применять статьи 1085 - 1094 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирующие возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, так как эти нормы имеют обратную силу только в случае, когда  невозмещенный  вред  был причинен до 1 марта 1996 г., но не ранее 1 марта 1993 г. (часть вторая статьи 12 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации").

Согласно п.3  вышеназванного Постановления в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно - правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан, что не может быть обусловлено какими-либо сборами, взносами в тот или иной фонд и не основывается на действии принципа солидарности поколений (как это характерно для обязательного социального страхования). Указанная конституционная обязанность государства, имеющая публично-правовой характер, не тождественна обязанности работодателя возмещать своему работнику вред, причиненный при исполнении трудовых обязанностей.

Согласно ст.5 Федерального закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

При    таких  обстоятельствах,  суд  первой  инстанции пришел  к  правильному  выводу  о  необоснованности  требований   Ларина  В.А. о  возмещении  вреда  здоровью   как  причиненного  при  исполнении  трудовых  обязанностей.

Доводы  кассационной  жалобы    Ларина  В.А.   не могут  быть  приняты  во  внимание, как  основанные  на  неверном  толковании  норм  материального  права. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

В силу изложенного, решение суда является правильным и  отмене по доводам кассационной жалобы  не  подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 08 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца Ларина В*** А***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи