У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-3639-2010 г. Судья
Ибрагимова Е.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
12 октября 2010 года г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Костенко А.П., Маслюкова П.А.,
при секретаре Яковлевой Т.Ю.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе
представителей Антиповой Е*** Р*** – Зыбряковой В*** В*** и Шамбир О*** П*** на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 06 сентября 2010 года,
по которому суд решил:
Исковые требования
Антиповой Е*** Р*** к мэрии города Ульяновска о предоставлении жилого помещения
как вдове ветерана Великой Отечественной войны оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад
судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Антипова Е.Р.
обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска о предоставлении жилого
помещения.
В обоснование своих
требований ссылалась на то, что является вдовой ветерана Великой Отечественной
войны 1941-1945г.г., обратилась в мэрию г. Ульяновска с заявлением об
обеспечении жильем. В удовлетворении заявления ей отказано со ссылкой на то,
что нуждающейся в улучшении жилищных условий она не является. Считает данный
отказ незаконным. Письмом Министерства Регионального развития РФ от
18.01.2010г. № 809-СК/07 разъяснено, что быть признанными нуждающимися в
улучшении жилищных условий могут указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан. К
ним относятся: - малоимущие, иные определенные федеральным законом, указом
Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан. Ветераны ВОВ, члены
семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ подлежат обеспечению жильем
как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995г. №
5-ФЗ «О ветеранах». В данном случае необходимость признания указанных категорий
граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует. В пункте 2
данного письма предусмотрено право на обеспечение жильем ветеранов ВОВ, членов
их семей, проживающих в неблагоустроенном жилье. В доме, где она проживает с
семьей своего сына, нет туалета, ванны, горячей воды, дом построен в 1954г.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 жилое
помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение,
хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и
вентиляции). Полагает, что мэрия г. Ульяновска неполно рассмотрела вопрос о
предоставлении ей именно благоустроенного (с туалетом, горячей водой) жилого
помещения, чем нарушила ее права. Просила признать отказ мэрии в предоставлении
жилья неправомерным, обязать мэрию г. Ульяновска предоставить ей благоустроенное
жилое помещение, как вдове ветерана Великой Отечественной войны.
Рассмотрев
заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе представители истицы Зыбрякова В.В. и Шамбир О.П. просят отменить
решение суда. По их мнению, вывод суда о законности решения мэрии является
необоснованным. Суд посчитал занимаемое истицей помещение отвечающим
установленным для жилых помещений требованиям, однако этот вывод противоречит
ст. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания, в соответствии с которым, в поселениях без
централизованных инженерных сетей в одно и двух этажных зданиях допускается
отсутствие водопровода и канализационных уборных. При этом суд не учел, что
город Ульяновск к таким поселениям не относится. Не принято во внимание и то
обстоятельство, что истица является инвалидом по зрению и нуждается в жилом
помещении с горячей водой и канализационной уборной.
Проверив материалы
дела, выслушав представителя Антиповой Е.Р. – Зыбрякову В.В., поддержавшую
доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пп.
4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной
из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся
в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств
федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями
статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Указом Президента РФ
от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении
жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано
завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов
Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и
участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую
социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».
Эти нормативные акты
содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной
войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных
условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Согласно ст.51 ЖК РФ
гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, признаются:
1) не являющиеся
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные
общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в
помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками
жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в
квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной,
страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное
проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого
помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на
праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
При наличии у
гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по
договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности,
определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения
осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых
помещений.
Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 г. №
136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого
помещения» учетная норма площади жилого
помещения в г. Ульяновске установлена в размере 12 кв. м, норма предоставления
жилого помещения по договорам социального найма - в размере не менее 18 кв. м
для одиноко проживающего человека и не менее 15 кв. м на одного человека для
семьи из 2-х и более человек.
Судом установлено,
что Антипова Е.Р. является вдовой
участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные
статьей 21 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
С 09.06.1987 г.
Антипова Е.Р. проживает и зарегистрирована по месту жительства в жилом доме по
адресу: *** переулок О***, ***, общей площадью 68,86 кв.м. На данной жилой
площади вместе с истицей значатся зарегистрированными: ее сын Антипов И.Ф.,
являющийся собственником указанного дома, и его семья - жена Антипова В.В.,
дети – Антипов Ф.И., Антипова И.И.
Обеспеченность
Антиповой Е.Р. жильем соответствует установленной в г. Ульяновске учетной
норме, в связи с чем оснований для включения
ее в список лиц, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилья, не
имеется.
Доводы, приведенные
представителями в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
Ссылка в жалобе на
неправильное применение судом ст. 12 Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания не может быть принята
во внимание.
Исходя из содержания
п. 3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,
признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для
жилых помещений требованиям.
Основания для
признания жилого помещения непригодным для проживания установлены
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания
и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Оценку соответствия
помещения установленным в Положении требованиям и заключение о признании жилого
помещения непригодным для проживания дает комиссия, образованная органом местного
самоуправления на основании заявления собственника либо на основании заключения
органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.
На момент принятия
судом оспариваемого решения заключения комиссии о признании дома *** по ***
пер. О*** непригодным для проживания не имелось.
При таких
обстоятельствах, а также принимая во внимание, что сам по себе факт отсутствия
системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и
двухэтажном жилом доме не является основанием для признания жилого помещения
непригодным для проживания, суд первой инстанции правильно указал в решении,
что отсутствие в доме, где проживает истица Антипова Е.Р., центрального
горячего водоснабжения и централизованной канализации, не является основанием
для признания жилого помещения непригодным для проживания и принятия истицы на
учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С учетом
изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и
обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам
и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Доводы кассационной жалобы представителей истицы являются аналогичными их
доводам в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда,
в решении им дана правильная оценка.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а
:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска 06 сентября 2010 года оставить без изменения,
а кассационную жалобу представителей Антиповой Е*** Р*** – Зыбряковой В*** В***
и Шамбир О*** П*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: