Судебный акт
Спор о выдаче жилищного сертификата лицу, оставшемуся без попечения родителей
Документ от 31.08.2010, опубликован на сайте 08.09.2010 под номером 20378, 2-я гражданская, Об обязании выдать жилищный сертификат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-3139-2010 г.                                              Судья Скобенко Е.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

31 августа 2010 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Булгакова Г.М. и Кинчаровой О.Е.,                      

при секретаре   Бутузовой Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Тарасова А.В. и его представителя Коркодинова Д.П. на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 04 августа 2010 года, которым

Тарасову А*** В*** отказано в удовлетворении исковых требований о понуждении администрации Заволжского района города Ульяновска устранить препятствия к осуществлению права на внеочередное получение жилья путем отмены п. 2 постановления главы администрации Заволжского района города Ульяновска от 20.04.1994 № 642 в части закрепления за Тарасовым А*** В*** жилой площади в квартире по адресу: город Ульяновск, улица С***, дом ***, квартира ***; понуждении мэрии города Ульяновска принять решение о выдаче Тарасову А*** В*** жилищного сертификата и понуждении Министерства образования Ульяновской области внести Тарасова А*** В*** в сводный список детей-сирот с целью обеспечения жилым помещением.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Тарасов А.В. обратился в суд с иском к администрации Заволжского района г. Ульяновска о понуждении к выдаче жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что его родители были лишены в отношении него родительских прав, в связи с чем он был передан на воспитание в Ульяновский областной дом детства, затем – в Ивановский детский дом. Постановлением главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от 20.04.1994 года № 642 за ним было закреплено жилое помещение по адресу: г.  Ульяновск, ул. С***, д. ***, кв. ***, на весь период пребывания в детском доме.

Поскольку указанное жилое помещение непригодно для проживания, меньше установленной учетной нормы и его регистрация в нем носила формальный характер, он по окончании пребывания в Ивановском детском доме неоднократно обращался в различные инстанции о постановке его на учет по обеспечению жилым помещением в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006, однако получал отказ. Указанная квартира для проживания не приспособлена, не является закрепленным помещением в смысле ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не обеспечивает его жилой площадью не ниже установленных норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения. На каждого члена семьи в момент закрепления квартиры приходилось 7,78 кв.м жилой площади, что было явно недостаточно для проживания.

В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрировано 10 человек, на каждого из которых приходится по 3,11 кв.м жилой площади квартиры. В 2008 году он вступил в брак, имеет сына 2009 года рождения, проживает со своей семьей на съемных квартирах. Согласно ст. 2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60-ЗО он имел право после окончания пребывания в Ивановском детском доме на обеспечение жилой площадью вне очереди путем выдачи жилищного сертификата, в связи с чем просил обязать администрацию Заволжского района г. Ульяновска выдать вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения.

Суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков мэрию г. Ульяновска и Министерство образования Ульяновской области, в качестве 3-го лица – Правительства Ульяновской области.

В ходе рассмотрения дела Тарасов А.В. уточнил свои исковые требования и просил обязать администрацию Заволжского района г. Ульяновска устранить препятствия к осуществлению права на внеочередное получение жилья и отменить п. 2 постановления главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от 20.04.1994 № 642, касающийся закрепления за ним жилой площади в квартире по адресу: г. Ульяновск, ул. С***, д. ***, кв. ***; обязать мэрию г. Ульяновска принять решение о выдаче ему жилищного сертификата в течение 10 календарных дней с момента подачи документов, предусмотренных п. 6 Приложения № 1 к постановлению Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 № 1-П; обязать Министерство образования Ульяновской области внести его в сводный список детей-сирот с целью обеспечения его жилым помещением.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Тарасов А.В. и его представитель Коркодинов Д.П. не соглашаются с решением суда, просят его отменить и удовлетворить заявленные исковые требования. При этом указывают, что статьей 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливалась в размере 12 кв.м на человека, что свидетельствует о незаконности закрепления за истцом в 1994 году жилой площади в размере 7,78 кв.м. Выводы суда основаны на нормах Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который не подлежал применению в силу невозможности обратного действия закона по отношению к обстоятельствам закрепления квартиры в 1994 году. Принятый во внимание судом акт проверки сохранности жилого помещения от 02.04.2010 составлен Министерством образования Ульяновской области формально, без осмотра жилого помещения и исследования условий проживания в нем. Представленные истцом фотографии жилого помещения отражают его непригодность для дальнейшей эксплуатации и проживания.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Тарасова А.В. и его представителя Коркодинова Д.П., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 № 17-ФЗ).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения предусмотрено также статьей 2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».

Как видно из материалов дела, на основании постановления главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от 20.04.1994 № 642 несовершеннолетние Тарасовы Д***, А***, О***, Е***, Ч*** Н*** помещены в областной Дом детства. За указанными несовершеннолетними  закреплена жилая площадь по адресу: г. Ульяновск, ул. С***, ***-***.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 05.07.1995 Т*** В.П. и Т*** Е.В. лишены родительских прав в отношении детей Тарасовых: Д***, 1985 г.р., А***, 1987 г.р., О***, 1991 г.р., Е***, 1994 г.р.; Т*** Е.В. лишена родительских прав также в отношении дочери Ч*** Н***, 1983 г.р.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что жилое помещение по адресу: г. Ульяновск, ул. С***, д. ***, кв. *** представляет из себя муниципальную трехкомнатную квартиру, которую полностью занимает семья Тарасовых, хотя договор найма заключен только на две комнаты данной квартиры.

В настоящее время в квартире зарегистрированы помимо истца его сестра К*** (ранее – Ч***) Н.В. (наниматель), мать Ф*** (ранее – Т***) Е.В., сестры Т*** О***, 1991 г.р., Т*** Е***, 1994 г.р., Ф*** М***, 2000 г.р., брат Т*** Д***, 1985 г.р., племянники Ч*** Е***, 2002 г.р., Ч*** В***, 2005 г.р., Ч*** В***, 2007 г.р.

При проверке квартиры органом опеки и попечительства в апреле 2010 года установлено, что квартира пригодна для проживания, но нуждается в текущем ремонте; оплата за квартиру не производится, задолженность по квартплате и коммунальным услугам составляет 47 735 руб. Нанимателю К*** Н.В. рекомендовано восстановить документы на третью комнату в квартире и заключить договор найма на всю квартиру.

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу, что, поскольку истец как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет закрепленное за ним жилое помещение в г. Ульяновске, пригодное для проживания, оснований для возложения на орган исполнительной власти обязанности по внеочередному предоставлению ему жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», не имеется.

Доводы, приведенные Тарасовым А.В. и его представителем Коркодиновым Д.П. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Как следует из приведенных выше норм Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», право на внеочередное получение жилого помещения социального жилого фонда предоставлено лицам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения.

Поскольку за Тарасовым А.В. закреплено жилое помещение в г. Ульяновске по ул. С*** ***-***, право на которое в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сохранялось за ним на весь период пребывания в образовательном учреждении, суд сделал обоснованный вывод о том, что право на внеочередное получение социального жилого помещения у истца не возникло.

То обстоятельство, что жилая площадь закрепленного за истцом жилого помещения недостаточна для проживания всех зарегистрированных на ней в настоящее время лиц, может являться основанием для постановки его на учет нуждающихся в получении жилого помещения на общих основаниях, но не является основанием для предоставления ему жилого помещения вне очереди в соответствии с требованиями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доказательств того, что закрепленное за Тарасовым А.В. жилое помещение непригодно для проживания, суд не получил. Обследование, проведенное органом опеки и попечительства Министерства образования Ульяновской области в апреле 2010 года, показало, что квартира находится в пригодном для проживания состоянии и требует только текущего ремонта. Фактическое проживание в закрепленном за истцом жилом помещении его матери, сестер, брата и племянников является доказательством его пригодности к эксплуатации.

То обстоятельство, что проживающие в квартире родители истца и другие члены его семьи в нарушение требований жилищного законодательства никогда в течение тридцати лет проживания не делали в квартире текущий ремонт, не является основанием для вывода о том, что данная квартира непригодна для проживания, и предоставления проживающим в ней лицам права на внеочередное получение другого жилого помещения.

Оснований подвергать сомнению акт, составленный 02.04.2010 специалистом отдела опеки и попечительства департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних Министерства образования Ульяновской области, у суда не имелось. Представленные истцом фотографии подтверждают лишь то обстоятельство, что квартира находится в запущенном состоянии, что произошло в результате виновных действий как членов семьи истца, так и его самого, поскольку он, имея равные права на пользование данным жилым помещением со своими родными и являясь совершеннолетним лицом, несет равную с нанимателем обязанность по поддержанию жилого помещения в пригодном для проживания состоянии.

Ссылка в кассационной жалобе на то обстоятельство, что закрепленная за Тарасовым А.В. в 1994 году жилая площадь в квартире по ул. С***, ***-***, не соответствовала установленной ЖК РСФСР норме жилой площади, не свидетельствует о незаконности такого закрепления, поскольку статья 60 ЖК РСФСР, на основании которой за детьми, утратившими попечение родителей, сохранялось право на жилое помещение на время пребывания в детских учреждениях, не содержала никакого указания о размере такого жилого помещения. Таким образом, действия администрации Заволжского района в 1994 году по закреплению за детьми лишенных родительских прав супругов Тарасовых занимаемой ими квартиры по ул. С***, ***-*** полностью соответствовали нормам действующего в тот период ЖК РСФСР.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 04 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Тарасова А.В. и его представителя Коркодинова Д.П. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи