У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33 – 2735 -
2010
Судья Рыбалко В.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 августа 2010
года
город
Ульяновск
Судебная коллегия
по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Жаднова Ю.М.,
судей Аладина
П.К., Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Якуте М.Н.,
рассмотрела дело
по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 23 июня 2010 года, по которому постановлено:
Заявление
Исмаилова А*** А*** оглы удовлетворить.
Признать
незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области, выразившиеся в отказе в постановке Исмаилова А*** А*** оглы
на миграционный учет без предъявления миграционной карты.
Обязать Управление
Федеральной миграционной службы по Ульяновской области поставить на
миграционный учет Исмаилова А*** А*** оглы по месту временного пребывания по
адресу: г. Ульяновск, ул. У***, д. ***, кв. ***.
Заслушав доклад
судьи Аладина П.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Исмаилов А.А.
обратился в суд с заявлением о признании
незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области (далее УФМС) и возложении обязанности поставить его на
миграционный учет без предъявления миграционной карты.
Свои требования
заявитель мотивировал тем, что в 2000 году, в возрасте 11 лет, он приехал из
Республики Грузия на постоянное место жительства в Российскую Федерацию к отцу
И*** А***., проживающему по адресу: Ульяновская область, К*** район, р.п. Я***, ул. К***, д. ***. С
2002 по 2007 гг. он обучался в МОУ «Я*** средняя общеобразовательная школа» К***
района Ульяновской области. Он не сразу пошел в школу, поскольку плохо владел
русским языком. С 2000 года и до настоящего времени не выезжал за пределы Российской
Федерации. После окончания 9 классов он
не смог устроиться на работу или продолжить учиться, поскольку ему необходимо
гражданство Российской Федерации и паспорт. Гражданином Республики Грузия не
является. В соответствии с законодательством Российской Федерации он является
лицом без гражданства. Кроме свидетельства о рождении он не имеет других документов, удостоверяющих его
личность. Его отец является гражданином Российской Федерации. 31 марта 2010
года он обратился в УФМС с заявлением о постановке его на миграционный учет без
предъявления миграционной карты,
поскольку въехал на территорию Российской Федерации до принятия Федерального
закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации». Однако УФМС отказало в этом, незаконно требуя от него
наличия судебного решения об установлении факта его постоянного проживания на
территории Российской Федерации с 2000 года.
Рассмотрев дело по
существу, суд вынес решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе УФМС просит решение суда отменить.
Кассационная
жалоба мотивирована тем, что судом не был установлен факт прибытия на
территорию Российской Федерации заявителя в 2000 году. Суд не учел то
обстоятельство, что отец Исмаилова А.А. в заявлении о приобретении гражданства
не указал в графе «близкие родственники» своих детей.
Рассмотрев доводы
жалобы, изучив материалы дела, выслушав Соколову О.Н., представляющую по
доверенности интересы УФМС, просившую удовлетворить жалобу по доводам, в ней
изложенным, Исмаилова А.А., адвоката Хачатрян С.Х., представляющего по ордеру
интересы заявителя, просивших отказать в удовлетворении жалобы, проверив
соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность
применения судом норм процессуального и материального права при вынесении
решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.
Из материалов дела
усматривается, что Исмаилов А.А. родился *** 1989 года на территории бывшего
СССР в селе У*** М*** района Грузинской ССР.
Отец заявителя - И***
А***. является гражданином Российской Федерации.
Из сообщения УФМС
от 31 марта 2010 года следует, что Исмаилову А.А. отказано в удовлетворении его
обращения о постановке на миграционный учет в связи с тем, что он не имеет
документа, удостоверяющего его личность, визы или миграционной карты,
регистрации по месту пребывания.
Рекомендовано
Исмаилову А.А. обратиться в суд для установления факта постоянного проживания
на территории Российской Федерации с 2000 года, и разъяснено, что после этого
он может обратиться по вопросу установления личности с последующей постановкой
на миграционный учет.
Решение
полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об
отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, может быть
обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации (ст. 39 Федерального закона
от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее
Федеральный закон № 62-ФЗ)).
Отказ в
рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные
нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и
порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации
действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве
Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке
подчиненности должностному лицу либо в суд (ст. 40 Федерального закона №
62-ФЗ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде
решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального
служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из заявления Исмаилова
А.А. следует, что им оспариваются действия УФМС по вопросу отказа в постановке
на миграционный учет без миграционной карты по адресу: г. Ульяновск, ул. У***,
д. ***, кв. ***, поскольку, по мнению заявителя, он законно находится на
территории России, а его отец является гражданином Российской Федерации.
Анализ приведенных
положений Федерального закона № 62-ФЗ и ст. 254 ГПК РФ позволяет сделать вывод
о том, что бремя доказывания факта
нарушения права, исходя из положений статей 56, 249 ГПК Российской
Федерации, а также характера рассматриваемых правоотношений,
лежит на заявителе, который обязан доказать факт обращения в УФМС с письменным заявлением по вопросу постановки
на миграционный учет, а также то
обстоятельство, что решением, действием (бездействием) этого органа нарушены его права.
Следовательно,
юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу будет факт обращения заявителя
в УФМС с указанным выше заявлением и наличие отказа, поскольку в силу ст. 254
ГПК Российской Федерации проверка законности и обоснованности действий
должностных лиц требует установления и оценки фактических обстоятельств,
послуживших основанием для обращения заявителя в суд.
В ходе судебного
разбирательства нашли свое подтверждение:
- факт нахождения
заявителя на территории Российской Федерации с октября 2000 года по настоящее
время. Это обстоятельство подтверждено свидетелями К*** Р.В., П*** Г.Г., И***
Р.А., И*** А***., справкой МОУ «Я*** средняя общеобразовательная школа» К***
района Ульяновской области, справкой МУЗ К***
центральной районной больницы, бытовой характеристикой участкового
уполномоченного милиции;
- факт отсутствия
у заявителя гражданства Республики Грузия подтвержден справкой секции интересов
Республики Грузия посольства Швейцарии в Российской Федерации от 02 марта 2010
года № 2066/10, и, следовательно, нашло свое подтверждение то, что Исмаилов
А.А. является лицом без гражданства.
Кроме того, судом
установлена личность заявителя.
В соответствии с
указанием ФМС России от 05.04.2006 г. № МС-2/8-4517, иностранные граждане и
лица без гражданства, прибывшие в РФ до вступления в силу Федерального закона
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» из
государств-участников СНГ, не имеющие документы на пребывание в РФ, и в
отношении которых установлен факт постоянного проживания в РФ, могут обратиться
с заявлением о выдаче им разрешения на временное проживание без выезда за
пределы РФ. При этом заявление может быть принято к рассмотрению без
предъявления миграционной карты и
документа, выданного полномочным органом государства постоянного
проживания, подтверждающего наличие или отсутствие судимости у заявителя.
Изложенное выше
позволило суду первой инстанции сделать вывод о том, что нахождение в
Российской Федерации Исмаилова А.А., являющегося лицом без гражданства, не
может свидетельствовать об отсутствии у него законного основания для такого
нахождения.
В связи с этим суд
первой инстанции обоснованно посчитал незаконными действия УФМС, выразившиеся
в отказе в постановке на миграционный
учет Исмаилова А.А. без предъявления
миграционной карты, и возложил обязанность поставить его на миграционный учет по
месту временного пребывания.
Приведенные в
кассационной жалобе доводы УФМС не могут служить основанием для отмены решения
суда.
Как указано выше,
заявитель в силу объективных причин не может представить надлежащий документ,
удостоверяющий его личность.
Доказательств
того, что Исмаилов А.А. имеет гражданство другого государства, нет, и УФМС не
представлено.
Неуказание отцом
Исмаилова А.А. о наличии у него детей при решении вопроса о предоставлении ему
гражданства не может являться
препятствием для постановки заявителя на миграционный учет.
Принятое судом
решение не может нарушить интересы государства в области обеспечения публичного
порядка, связанного с осуществлением контроля за въездом в страну и пребыванием
иностранцев, поскольку, как указано выше, заявитель прибыл на территорию
Российской Федерации в несовершеннолетнем возрасте, и не должен отвечать за
действия своих родителей.
В связи с этим
доводы жалобы о необоснованности и незаконности постановленного судом решения
подлежат отклонению, поскольку они не могут служить основанием к его отмене по
указанным мотивам.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 23 июня 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы Российской
Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: