У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-2709-2010
г.
Судья Дементьев А.Г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 августа 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Бабойдо И.А. и Булгакова
Г.М.,
при секретаре Бутузовой Я.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Черновой Т.Н. на решение
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 22 июня 2010 года, по которому
Черновой Т*** Н***
отказано в удовлетворении иска к Управлению
Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.
Ульяновска Ульяновской области о возложении обязанности включить в ее
специальный стаж, дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости
досрочно в связи с педагогической
деятельностью, периодов работы с 01.09.2005 по
14.10.2007, с 07.11.2007 по 08.10.2009 (4 года 16 дней) в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД
«Центр детского творчества ***» г. Ульяновска,
обязанности назначить ей такую пенсию с
09 октября 2009 года.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Чернова Т.Н.
обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное
учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж
и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование
заявленных требований указала, что 09.10.2009 она обратилась в УПФ РФ в
Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии
по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии УПФ от 13.04.2010
в назначении пенсии ей было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого
специального стажа. При этом комиссия не засчитала в ее специальный стаж периоды
ее работы с 01.09.2005 по 14.10.2007, с 07.11.2007 по 08.10.2009 в должности педагога дополнительного
образования МОУ ДОД «Центр детского творчества ***» г. Ульяновска, поэтому ее
специальный стаж составил 21 год 2 дня вместо требуемых 25 лет.
Решение комиссии
является необоснованным и нарушает ее права. Она вынуждена была перевестись в МОУ ДОД «Центр
детского творчества № 4» в связи с
сокращением штатов в школе № *** г. Ульяновска, в которой она работала. Кроме того, ответчик не учел, что Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подпункты 7-12 статьи
28 названного закона признаны утратившими
силу, то есть Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж
работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществляющим
педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила
исчисления периодов работы, дающей право
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим
педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с
подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утратили силу.
Указанным законом от
30.12.2008 № 319-ФЗ пункт 3 статьи 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» изложен в другой редакции,
согласно которой условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные
пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о
профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления
указанного Федерального закона в силу у
застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для
установления досрочной трудовой пенсии
по старости. При соблюдении указанных условий
застрахованным лицам устанавливается трудовая
пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицам, проработавшим на соответствующих
видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня
вступления в силу указанного
Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые
соответствующим федеральным законом».
По состоянию на 17.12.2001
ее педагогический стаж составлял 17 лет 3
мес. 14 дней при необходимом 12 лет 6 мес. На момент обращения к
ответчику с заявлением о назначении пенсии ее педагогический стаж составлял 25
лет 18 дней.
Истица просила
обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий ей право на назначение досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с
педагогической деятельностью, периоды работы с 01.09.2005 по 14.10.2007,
с 07.11.2007 по 08.10.2009 (4 года 16
дней) в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Центр
детского творчества ***» г. Ульяновска и
обязать назначить ей пенсию с 09.10.2009.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Чернова Т.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, как
незаконное, и удовлетворить заявленные ею исковые требования. При этом
ссылается на те же доводы, которые были приведены ею в обоснование иска.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя
Черновой Т.Н. Чернова А.А., поддержавшего
кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене
решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости
назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи Закона
предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной
пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002
№ 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449) утверждены Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации».
Как видно из материалов дела, Чернова Т.Н.
09.10.2009 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.
Ульяновска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в
связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов
реализации пенсионных прав граждан от 13.04.2010 Черновой Т.Н. отказано в
назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа
педагогической деятельности.
При этом из
протокола заседания комиссии усматривается, что специальный стаж Черновой Т.Н.
на дату обращения составляет 21 год 02 дня. Не засчитаны в специальный стаж
периоды работы в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Центр
детского творчества ***» г. Ульяновска с 01.09.2005 по 14.10.2007, с 07.11.2007
по 08.10.2009 (4 года 16 дней) в связи с тем, что по состоянию на 01.01.2001
Чернова Т.Н. не имела педагогического стажа продолжительностью 16 лет 8
месяцев, и в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 не работала в должности и
учреждении, предусмотренной пунктом 2 Списка от 29.10.2002 № 781. Период с
15.10.2007 по 06.11.2007 (22 дня) не засчитан в специальный стаж в связи с
нахождением Черновой Т.Н. в отпуске без сохранения заработной платы.
Как следует из
Списка (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (в ред.
Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449)), в пункт 2 раздела
«Наименование должностей» входит должность педагога дополнительного
образования, в пункт 2 раздела «Наименование учреждений» включены центры
детского творчества.
В то же время
пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных этим же
Постановлением Правительства РФ, предусмотрено, что работа в должностях,
указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях,
указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды,
начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы лишь при наличии
одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г.
у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке,
продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт
работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31
декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела
«Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений»
списка.
Из этого следует,
что право на установление досрочной трудовой пенсии по старости предоставляется
лицам, работавшим в соответствующих должностях и имеющим стаж работы в
образовательных учреждениях, предусмотренных Списком, по состоянию на
01.01.2001 не менее 16 лет 8 месяцев и одновременно имевшим стаж работы в
учреждениях дополнительного образования детей в период с 01.11.1999 по
31.12.2000.
Поскольку в отношении Черновой Т.Н. данные
условия не соблюдены, по состоянию на 01.01.2001 у нее не имелось стажа
педагогической работы продолжительностью 16 лет 8 месяцев и в период с 01.11.1999
по 31.12.2000 она не работала в учреждениях дополнительного образования детей, у
суда не имелось оснований засчитывать в специальный стаж ее работу в должности
педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества ***» г.
Ульяновска с 01.09.2005 по 14.10.2007, с 07.11.2007 по 08.10.2009 и в связи с
отсутствием 25 лет специального стажа – обязывать ответчика назначить ей
досрочную трудовую пенсию.
Доводы, приведенные Черновой
Т.Н. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда.
Подпунктом 10 пункта
1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в
редакции, действовавшей до 31.12.2008) предусматривалось назначение досрочной
трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей.
Пунктом 3 этой же нормы Закона предусматривалось,
что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в
соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов
работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством
РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002
№ 781 были утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ
подпункт 10 пункта 1 названной статьи признан утратившим силу, а пункт 1 статьи
27 закона дополнен подпунктом 19, предусматривающим досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
С учетом изменения Закона Постановлением
Правительства РФ от 26.05.2009 № 449 были внесены соответствующие изменения в
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, которые, однако, не
затронули содержание утвержденных данным Постановлением Списков работ,
профессий, должностей и учреждений, а также Правил исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Таким образом, условие, предусмотренное
приведенным выше пунктом 12 Правил и касающееся включения в специальный стаж
после 01.01.2001 работы в должностях и учреждениях, предусмотренных пунктами 2
разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка,
сохранило свою силу.
Поэтому довод кассационной жалобы о том, что
с изменением редакции ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» утратили силу Списки и Правила, утвержденные
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, является несостоятельным и
основан на неправильном толковании названных правовых норм.
Ссылка в кассационной жалобе на п. 3 ст. 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона
от 30.12.2008 № 319-ФЗ) не может быть принята во внимание, поскольку и данной
правовой норме истицей дается неправильное толкование.
Пунктом 3 статьи 27 закона предусмотрено, что
после вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных
системах условия назначения трудовой
пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются в
том случае, если у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа
на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной
трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным
лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим
Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее
половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня
вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах,
устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим
федеральным законом.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы до
принятия федерального закона о профессиональных пенсионных системах назначение
досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 1
статьи 27 закона (в том числе и подпунктом 19), производится по действующим в
настоящее время правилам, т.е. в соответствии с требованиями Постановления
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от
26.05.2009 № 449).
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Засвияжского районного суда г.
Ульяновска от 22 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Черновой
Т.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: