У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело
№33-2688/2010
Судья Васильева Е.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 августа 2010
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королевой А.В.,
судей Гурьяновой
О.В., Казаковой М.В.,
при секретаре Трифоновой
А.И.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Полесовой Л***
А*** на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 25 июня 2010
года, по которому постановлено:
В
удовлетворении искового заявления Полесовой
Л*** А*** к Управлению
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе города
Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный
трудовой стаж, назначении досрочной пенсии по старости отказать.
Заслушав доклад
судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Полесова Л.А.
обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска о
включении периода работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной
пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в
РФ».
В обоснование
требований указала, что после окончания в 1985 году Ульяновского
медицинского училища она начала работать в медсанчасти У*** в качестве
медицинской сестры хирургического отделения.
За период с августа 1985 года до 15 января 2010 года она занималась
лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в городской местности.
Решением комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.
Ульяновска от 13.04.2010 года № 526 ей отказано в назначении досрочной пенсии
по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения из-за
отсутствия необходимой продолжительности (30 лет) специального трудового стажа.
В специальный стаж ей был засчитан период продолжительностью 24 года 9 месяцев 12
дней. В специальный стаж не включены периоды работы с 02.02.2004 года по
31.08.2004 год (6 месяцев 29 дней), с 01.09.2004 года по 14.01.2010 год (5 лет
4 месяца 14 дней) в должности старшей медицинской сестры в ООО «Медицинский
центр «А***» г. Ульяновска, в связи с
тем, что наименование учреждения не предусмотрено Списками от 29.10.2002 года №
781.
С решением УПФ РФ в
Засвияжском районе не согласна, поскольку ООО «Медицинский центр «А***» создан
в 2004 году для оказания платных медицинских услуг, имеет лицензию на
осуществление медицинской деятельности и иной деятельности по охране здоровья.
Согласно лицензии Департамент
здравоохранения и фармации администрации Ульяновской области разрешает
осуществление медицинской деятельности ООО «Медицинский центр «А***». В 2009 году
Министерство здравоохранения Ульяновской области выдало ООО «Медицинский центр
«А***» лицензию на осуществление медицинской деятельности на срок от 10.06.2009
года по 10.06.2014 год с указанием перечня работ и услуг. Считает, что ООО
«Медицинский центр «А***» оказывает такие же услуги пациентам, как и все другие
медицинские центры, которые находятся в Списке, утвержденном Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 года №
781, в графе наименование учреждений. Основной задачей старшей медицинской
сестры в ООО «Медицинский центр «А***», согласно должностной инструкции старшей
медсестры, является обеспечение лечебного процесса, выполнение врачебных
назначений в Центре и ухода за больными, соблюдение правил внутреннего
распорядка в ООО «МЦ «А***».
С учетом
изложенного, просила суд обязать ответчика засчитать в специальный трудовой
стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и
иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
период ее работы с 01.09.2004 года по 14.01.2010 год (5 лет 4 месяца 14 дней) в
должности старшей медицинской сестры в ООО «Медицинский центр «А***» г.
Ульяновска; признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости в
связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья
населения; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с даты
обращения с заявлением, то есть с 15.01.2010 года.
Разрешив по существу
заявленные по делу требования, суд постановил решение, приведённое выше.
В кассационной
жалобе Полесова Л.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить,
постановить по делу новое
решение об удовлетворении исковых
требований. В жалобе указывает, что должностные обязанности старшей медицинской
сестры ООО «Медицинский центр «А***» тождественны должностным обязанностям
старшей медицинской сестры МУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная
часть». Отказ суда в удовлетворении иска на том основании, что в Списках
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, медицинские центры без указания профиля их
деятельности не поименованы, полагает незаконным и необоснованным, так как оба
условия, вытекающие из содержания пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в
РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001 г. присутствуют, поскольку ей осуществляется лечебная
и иная деятельность по охране здоровья населения и она осуществляется в
медицинском учреждении.
Не согласна с
выводом суда о том, что осуществляемая обществами с ограниченной
ответственностью профессиональная деятельность в медицинской сфере организуется ими по своему усмотрению и
существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников
учреждений здравоохранения.
Указывает, что основным видом деятельности ООО «Медицинский центр «А***» является
деятельность лечебных учреждений, в качестве дополнительных: прочая
деятельность по охране здоровья и врачебная практика.
На осуществление
медицинской деятельности у ООО «Медицинский центр
«А***» имеется лицензия №*** от 10.06.2009 г. При оформлении документов на
получение лицензии ко всем медицинским учреждениям независимо от
организационно-правовой формы применяются одни и те же требования.
В соответствии с
Приказом Министерства здравоохранения РФ от
05.06.1998 г. №186 о повышении квалификации специалистов со средним
медицинским и фармацевтическим образованием, в целях совершенствования
системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров
медицинские работники независимо от
того, работают они в государственном,
муниципальном или частном медицинском учреждении, обязаны проходить курсы по повышению
квалификации. В подтверждение этого в материалы дела представлены копии диплома
истицы о присвоении квалификации медицинской сестры, сертификата о сдаче
квалификационного экзамена и присвоении специальности сестринское дело,
свидетельства о повышении квалификации Полесовой Л.А. от 19.03.2007 г.,
удостоверения о получении высшей категории.
ООО «Медицинский
центр «А***» в соответствии с Постановлением Росстата от 21.09.2006 г. №51 «Об
утверждении статистического инструментария для организации Роспотребнадзором
статистического наблюдения за заболеваемостью населения инфекционными и
паразитарными болезнями, профилактическими прививками, санитарным состоянием
территорий, детских и подростковых
летних оздоровительных учреждений, о дезинфекционной деятельности, о дозах
облучения» регулярно сдает отчетность в
качестве амбулаторно-поликлинического учреждения, оказывающего
медицинскую помощь детям, подросткам и взрослым в Территориальный орган
Росстата по Ульяновской области, что
подтверждается представленной копией отчета об организации, оказывающей услуги
по медицинской помощи населению за 2009 г. и
сведениями о профилактических прививках за 2009 г.
В Постановлении от
03.06.2004 г. №11-П
Конституционный Суд РФ разъяснил, что форма собственности не может
служить достаточным основанием для
дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работавшим
в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным
обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, данный
вывод вытекает из
правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в
Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 г. №310-0, в связи, с чем нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в
РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3, устанавливающие данную дифференциацию признаны не
соответствующими Конституции РФ и
подлежащими отмене.
Кроме того,
отказывая ей в удовлетворении требований, суд сослался на недействующую норму -
пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в РФ».
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Полесову Л.А. и
её представителя Платонову
Н.Ю., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не
находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со
ст.374 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Согласно ст.ст.12,
56 ГПК РФ суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал
представленные доказательства, проверил
доводы сторон.
В соответствии с
собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым дана в решении, суд пришел к
объективному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судом установлено,
что Полесова Л.А., 11.10.1966 года
рождения, с 02.02.2004 года работает старшей медицинской сестрой в ООО
«Медицинский центр «А***» на основании приказа № *** от 02.02.2004 года.
Спорным периодом
является работа Полесовой Л.А. в ООО «Медицинский центр «А***» в должности
старшей медицинской сестры с 01.09.2004 года по 14.01.2010 год.
Согласно п.п.20 п.1
ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая
пенсия о старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей
7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет
в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста.
В Списках должностей
и учреждении, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781,
указаны медицинские центры различного профиля, перечислены с указанием
специализации медицинских услуг. Медицинские центры без указания профиля их
деятельности в Списке не поименованы.
Кроме того, как
следует из Устава
ООО «Медицинский центр «А***», среди видов деятельности, осуществляемой ООО
«Медицинский центр «А***», предусмотрены не только оказание медицинских услуг
населению, но и торгово-закупочная деятельность, приобретение и реализация
товаров, врачебная практика и т.д.
Довод истицы о том,
что должностные обязанности старшей медицинской сестры ООО «Медицинский центр
«А***» тождественны должностным обязанностям старшей медицинской сестры МУЗ
«Центральная клиническая медико-санитарная часть», обоснованно признан судом
несостоятельным, поскольку работа старшей медицинской сестры по сложности, по
характеру, условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности и
работы в том или ином учреждении.
Как разъяснил
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04 марта 2004 года
№81-0, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для
отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной
деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости,
законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения
общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере
профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с
неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными
психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда
(в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении
длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы,
функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в
разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на
указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую
пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип
равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской
Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья
39 часть 1 Конституции Российской Федерации).
Аналогичная позиция
изложена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18
апреля 2006 года № 84-0. В системе действующего правового регулирования
пенсионного обеспечения установление для лиц, занимающихся деятельностью по
охране здоровья населения, льготных условий назначения трудовой пенсии по
старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты
трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. В связи
с этим право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой
в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой
сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов.
Поэтому законодатель выделил в особую категорию лиц, чья трудовая деятельность
по охране здоровья населения проходила в учреждениях здравоохранения,
организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима
работы и выполнение определенной нагрузки.
С учетом
приведенных разъяснений и
требований пенсионного законодательства, суд
первой инстанции пришел
к правильному выводу
о том, что
отказ пенсионного органа
во включении указанного
периода является законным.
Доводы,
приведенные Полесовой Л.А. в
кассационной жалобе, являются несостоятельными, поскольку являлись предметом
исследования районного суда, с мотивами, по которым они отвергнуты судом, следует согласиться.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный
закон применены судом правильно.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 25 июня 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Полесовой Л*** А*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи