У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33- 2720-2010
г.
Судья Тютькина З.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 августа 2010 года г.
Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королевой А.В.,
судей Казаковой М.В., Гурьяновой О.В.
с участием прокурора
Николаевой Н.А.,
при секретаре Трифоновой А.И.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии г.
Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 июня 2010
года, по которому постановлено:
Иск
прокурора Железнодорожного района
г. Ульяновска в интересах Дзугаевой В*** Н***, Дзугаевой О*** О***, Царькова Д***
В***, Писарева О*** В*** к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности
предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска
предоставить Дзугаевой В*** Н***, Дзугаевой О*** О***, Царькову Д*** В***,
Писареву О*** В***, вне очереди, на условиях договора социального найма
благоустроенное жилое помещение в черте города Ульяновска, с соблюдением
социальной нормы обеспечения жилой площадью, отвечающее установленным
требованиям, на состав семьи из четырех человек.
В иске к Департаменту государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области – отказать.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Железнодорожного района г.Ульяновска
обратился в суд с иском в интересах
Дзугаевой В.Н., Дзугаевой О.О., Царькова Д.В., Писарева О.В. к мэрии
г.Ульяновска о предоставлении жилья на условиях социального найма. В
обоснование иска указал, что в декабре 1983 г. на основании Белоключевского
сельского совета народных депутатов и решения профкома Ульяновской областной
психиатрической больницы им. Карамзина Дзугаеву О.А. (мужу Дзугаевой В.Н.,
умершему 08.05.2003 г.) было предоставлено помещение, состоящее из 2 комнат,
площадью 47 кв.м, расположенное по адресу: г. Ульяновск, пос. Карамзина, ***,
на состав семьи из 4 человек. На данное помещение выдан ордер №*** от
09.12.1983 г. Семья Дзугаевых вселилась в указанное помещение и
зарегистрировалась в нем. В настоящее время в помещении проживают Дзугаева В.Н.
и ее дочь Дзугаева О.О., внуки Дзугаевой В.Н. - Царьков Д.В. и Писарев О.В.
(без регистрации) проживали в указанном помещении с момента рождения, с 2004
года отбывают уголовное наказание в местах лишения свободы. В соответствии с
признанием в 1984 году дома по адресу:
г. Ульяновск, пос. им. Карамзина, ***, малоприспособленным для проживания,
исполнительным комитетом Ульяновского Совета народных депутатов 09.09.1986 г.
было принято решение о переселении семей
из данного дома, утвержден график очередности переселения семей. Согласно
данному графику семьи, проживающие в указанном доме, подлежали переселению в
1987 году. Однако жилье семье Дзугаевых не предоставлено до настоящего времени,
несмотря на то, что помещение, в котором они проживают, является нежилым.
Просил обязать мэрию г. Ульяновска предоставить семье Дзугаевых благоустроенное жилье на состав семьи 4
человека.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе мэрия г. Ульяновска не
соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что истцы
пропустили срок исковой давности для предъявления требований о предоставлении
жилья, поскольку о принятии решения об отселении из ветхого жилья узнали в 1987
году, но на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий не встали. Суд не
учел, что действующее законодательство не предусматривает возможность
возложения на мэрию г. Ульяновска обязательств, принятых органами
государственной власти Ульяновской области в 1984 -1986 г.г. Постановлением мэра г. Ульяновска от 01.06.2010 г. решение Ульяновского горисполкома от
09.09.1986 г. отменено, то есть на момент вынесения решения суда обязанность
мэрии г. Ульяновска по переселению истцов отсутствовала. По ранее
действовавшему законодательству такое переселение должно исполняться за счет средств государства. В связи с
изменением структуры органов государственной
власти и местного самоуправления
возложение ранее принятых на себя
органами государственной власти Ульяновской области обязательств на орган
местного самоуправления возможно только с одновременной передачей необходимых
материальных и финансовых средств. Кроме того, при вынесении решения суд
руководствовался ст. 87 ЖК РФ, которая к правоотношениям сторон неприменима,
поскольку наймодателем в отношении истцов выступает государство. Судом не
принято во внимание также то обстоятельство, что помещение, из которого
подлежат переселению истцы, никогда не являлось муниципальным помещением,
вселение в него происходило без ведома органа местного самоуправления руководством
больницы им. Карамзина, поэтому надлежащим ответчиком по делу является
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской
области. Кроме того, внуки Дзугаевой – Писарев О.В. и Царьков Д.В. к членам ее
семьи, в силу ст. 69 ЖК РФ, не относятся. На момент осуждения Писарев О.В. и его мать К***. были
прописаны в *** Радищевского района Ульяновской области, следовательно,
оснований для предоставления жилья Писареву О.В. и Царькову Д.В. не имелось.
В отзыве на кассационную
жалобу Министерство здравоохранении я Ульяновской области просит оставить
решение суда без изменения. Полагает, что
обязанность по обеспечению граждан, проживающих в нежилых аварийных
помещениях, жилыми помещениями по договорам социального найма должна быть
возложена на мэрию г. Ульяновска.
Дело рассмотрено в
отсутствии мэрии г. Ульяновска, извещенной о месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, выслушав пояснения Дзугаевой В.Н.,
Дзугаевой О.О., возражавших против удовлетворения жалобы, прокурора Николаевой
Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы
кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
По делу установлено,
что в связи с трудовыми отношениями на основании ордера от 09.12.1983 г. Дзугаеву О.А. (супругу Дзугаевой
В.Н., умершему в 2003 году) с семьей из 4 человек (супруга - Дзугаевой
В.Н., дочь - Дзугаевой И.О., дочь -Дзугаевой О.А.) было предоставлено
двухкомнатное помещение, расположенное
по адресу: г. Ульяновск, пос. Карамзина, ***, в котором они проживали и были
зарегистрированы. До 2003 года
истцы уплачивали коммунальные платежи в бухгалтерию больницы. Вышеназванное
помещение включено в реестр областного имущества и находится на балансе ГУЗ
«ОКПБ им. Н.М.Карамзина».
Решением
Ульяновского облисполкома № 684 от 18.10.1984 года «О мерах по улучшению
условий работы областной психиатрической больницы им. Карамзина», в связи с
нахождением на балансе больницы жилых помещений, из которых 4,8 тыс.кв.м
размещены в служебных помещениях и ветхих домах, находящихся в зоне активного
оползня, где проживало 218 семей, Ульяновскому горисполкому поручено для
переселения жильцов из ветхих домов, служебных помещений, домов, находящихся в
оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую
площадь для областной психиатрической больницы им. Карамзина в 1985-1990г.г. по
1000 кв.м ежегодно.
Действуя в рамках
предоставленных полномочий, Ульяновский горисполком 09.09.1986 в соответствии с
вышеуказанным решением облисполкома, а также исходя из актов технического
состояния жилых домов, расположенных в пос. им.Карамзина, принял решение
№ 878 «О переселении семей из домов поселка им.Карамзина», которым утвержден
график переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов,
расположенных в пос. им.Карамзина. В числе прочих значится и дом ***. Срок
переселения установлен – 1986-1987 г.г. по мере выделения жилья.
До настоящего
времени переселение семей из дома *** не произведено.
Согласно ст.140
Конституции РСФСР местные Советы народных депутатов принимали решения в
пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и
автономной республики.
Решения местных
Советов были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории
Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами
и гражданами.
В соответствии со
ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находился в ведении
местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении
министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный
фонд).
В связи с изданием
Президентом РФ Указа №1617 от 09.10.1993 «О реформе представительных органов
власти и органов местного самоуправления в РФ» Федеральной государственной
комиссии поручено разработать и представить Президенту РФ предложения по
организации новых органов представительной власти и местного самоуправления.
Кроме того, установлено, что до избрания и начала работы новых органов
представительной власти и местного самоуправления деятельность районных в
городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов
прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация;
государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют свои
полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ, не противоречащим
настоящему Указу.
Федеральный закон №
154-ФЗ от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ» к вопросам местного значения были отнесены, в том числе, и вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования, установленные уставом муниципального образования в соответствии с
Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, законами субъектов РФ.
Статьей 14 Жилищного
кодекса РФ от 29.12.2004 к полномочиям органов местного самоуправления в
области жилищных отношений, в частности, отнесено ведение в установленном
порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка
предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного
фонда. Согласно ст. 52, п. 3 ст. 57 Кодекса принятие на учет граждан в
качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется также органом местного
самоуправления. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на
учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа
местного самоуправления.
На основе анализа
указанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу
о том, что и по ранее действовавшему жилищному законодательству, и по
действующему жилищному законодательству вопросы предоставления гражданам жилых
помещений отнесены к компетенции органов управления на уровне города (района).
Ранее таковыми являлись местные Советы
народных депутатов, в настоящее время – органы местного самоуправления.
Несмотря на
отсутствие прямого указания в законе на правопреемство органов местного
самоуправления после реформирования в 1993 году представительных органов власти
и органов местного самоуправления в Российской Федерации, полномочия по
предоставлению жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных
условий, перешли к вновь созданным органам местного самоуправления.
Учитывая, что
вышеназванное решение Ульяновского горисполкома от 1986 года на момент
реформирования так и не было исполнено прежними уполномоченными органами
местного уровня, суд на основании ст.ст. 87,88 ЖК РФ правомерно возложил обязанность по предоставлению жилых помещений
жителям ветхих и непригодных для проживания домов на мэрию г.Ульяновска.
Однако доводы мэрии
г. Ульяновска об отсутствии у Писарева
О.В. права на получение жилья по договору социального найма заслуживают внимания
и подлежат проверке.
Из материалов дела
следует, что Писарев О.В., 1987 года рождения,
с 1995 года по настоящее зарегистрирован по адресу: Ульяновская область,
Радищевский район, ***. Статус данного жилья и отсутствие у Писарева О.В. права
пользования данным жильем судом не устанавливались, объяснения у Писарева О.В.
не отбирались, являлся ли он членом семьи нанимателя на момент осуждения к
лишению свободы и его отношение к иску прокурора не выяснялось. При таких обстоятельствах вывод суда о
наличии у него права на получение жилого помещения по договору социального
найма в составе семьи Дзугаевой В.Н.
является преждевременным.
Поскольку разрешение
спора невозможно без дополнительных доказательств, судебная коллегия полагает необходимым направить дело
в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом
рассмотрении дела суду первой инстанции
необходимо отобрать пояснения по иску у Писарева О.В. и Царькова Д.В., отбывающих наказание в местах
лишения свободы; установить статус жилого помещения по адресу: Ульяновская
область, Радищевский район, с. *** и наличие (отсутствие) у Писарева О.В. права
на данное жилое помещение; выяснить
фактическое место жительства Писарева О.В. на момент осуждения к лишению
свободы, является ли он членом семьи Дзугаевой
В.Н., другие юридически значимые по делу обстоятельства в этой части, и,
с учетом вновь собранных доказательств,
постановить по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 22 июня 2010 года отменить, дело направить в тот же суд но новое рассмотрение.
Председательствующий
Судьи: