УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-2552/2010
г.
Судья Фомина В.А.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2010
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Маслюкова
П.А., Бабойдо И.А.,
при секретаре
Яковлевой Т.Ю.,
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области на
решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 01 июня 2010 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
Алиуллиной Альфии Дамировны удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе города
Ульяновска Ульяновской области засчитать Алиуллиной Альфие Дамировне в
специальный стаж, дающий право на пенсию
за выслугу лет в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья
населения, периоды работы в должности врача-стоматолога в военно-строительном
отряде с 22 апреля 1988 года по 24 июня 1991 года, в должности
врача-стоматолога в МУЗ «Городская клиническая больница №1» с 24 сентября 2001
по 12 октября 2001 года и с 08 января 2007 по 05 февраля 2007 года и назначить пенсию с 15 января 2010 года.
Заслушав доклад
судьи Маслюкова П.А., судебная коллегия
установила:
Алиуллина А.Д.
обратилась в суд с иском к Управлению
Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска о включении
периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии в связи с лечебной и
иной деятельностью по охране здоровья.
В обоснование иска
указала, что 15.01.2010г. она обратилась в Пенсионный фонд РФ в Заволжском
районе с заявлением о назначении досрочной пенсии. Решением комиссии УПФ РФ в
Заволжском районе г. Ульяновска от 19.03.2010г. №*** ей было отказано в
назначении досрочной пенсии по старости, в связи с лечебной и иной работой по
охране здоровья, из-за отсутствия специального стажа, необходимого для
назначения пенсии. Период ее работы с 22.04.1988г. по 24.06.1991г. в должности
врача-стоматолога в военно-строительном отряде, а также период обучения на
курсах повышения квалификации с 24.09.2001г. по 12.10.2001г. и с 08.01.2007г.
по 05.02.2007г. не был зачтен ответчиком в специальный стаж.
Полагая, что
указанные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии в
связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, истица просила
назначить ей пенсию с 15.01.2010 года.
Разрешив по существу
заявленные по делу требования, Заволжский районный суд постановил приведенное
выше решение.
В кассационной
жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Заволжском районе просит отменить постановленное по делу решение в связи с
неверным определением фактических обстоятельств дела, а также неправильным
применением норм материального права.
Представитель
Управления Пенсионного фонда по Заволжскому району в жалобе указывает на то,
что период работы истицы в должности врача-стоматолога в военно-строительном
отряде не может быть засчитан в ее
специальный стаж, поскольку в специальный стаж включается служба в
соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от
17.12.1959г. В указанном перечне военно-строительный отряд не поименован. При этом не было установлено в каком
структурном подразделении работала истица, имел ли место в военном отряде
медицинский пункт. Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации
не зачтены в специальный стаж, поскольку начиная с 01.11.1999 года, работа в
учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списком, дает право на досрочную
пенсию только при условии выполнения нормы рабочего времени на ставку. Истица в
указанные периоды не занималась лечебной деятельностью полный рабочий день,
данный период не может быть засчитан ей в льготный стаж.
В возражениях на
кассационную жалобу истица просит оставить состоявшееся по делу решение без
изменения, находит его законным и обоснованным.
В судебную коллегию
стороны не явились, заблаговременно заявили ходатайство о рассмотрении дела в
их отсутствие.
В связи с
изложенным, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие
сторон.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. ст. 12,
55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела,
всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы
сторон.
В соответствии с
собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении,
суд пришел к объективному выводу об
обоснованности заявленных по делу требований.
Исследованными по
делу доказательствами установлено, что Алиуллина А.Д. (истица) в течение
длительного периода времени занималась медицинской (лечебной)
деятельностью. Она 15 января 2010
года обратилась в Управление Пенсионного фонда в Заволжском районе
г.Ульяновска с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по возрасту в связи
с лечебной работой.
Согласно протоколу
заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан
УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска от 19 марта 2010 года №*** истице
отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья из-за отсутствия необходимого специального стажа.
Верно оценив
установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд
доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком
в назначении пенсии Алиуллиной А.Д. отказано необоснованно.
Оснований не
соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.
Материальный и процессуальный закон применен судом
правильно.
Так, в соответствии
со ст.27 п.1 п.п.20 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального
закона, лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской
местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской
местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их
возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
В силу ч.2 ст.27
названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Положения названных
норм права применены по настоящему делу правильно.
Довод жалобы о
недопустимости зачета в стаж истицы периода ее работы с 22.04.1988 года по
24.06.1991 года в должности врача-стоматолога в военно-строительном отряде,
основаны на неверном толковании названного закона.
При исчислении стажа
работы истицы суд первой инстанции обоснованно руководствовался требованиями
пенсионного законодательства, действовавшего на время выполнения указанной
работы.
По делу было
объективно установлено, что истица Алиуллина А.Д. состояла в должности
врача-стоматолога в военно-строительном отряде №***, работала она в данном
отряде в спорный период времени - с 22.04.1988 года по 24.06.1991 года, ей
выплачивалась заработная плата.
В период работы
Алиуллиной А.Д. в данной должности действовало постановление Совета Министров
СССР от 17 декабря 1959 года №1397 с изменениями и дополнениями, внесенными
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984г. №313, приложением к
которому был Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых
дает право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с
указанным Перечнем (раздел 11 п.1) в разделе «Наименование должностей» указаны
врачи, зубные врачи – все независимо от наименования должности, а в разделе
«Наименование учреждений и организаций» поименованы амбулаторно-поликлинические
учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех
профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови,
медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и
фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские
станции и пункты, медицинские лаборатории и другие).
Ранее действовавший
Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 29.11.1990 года
№340-1 гарантировал назначение пенсии на
равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях)
здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей
независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Выбирая
работу в определенных условиях, гражданин ориентируется на нормы, определяющие
продолжительность специального стажа и правовые последствия, наступающие при
наличии необходимого трудового стажа, предусмотренные действующим в этот период времени законодательством.
Данные выводы суда
полностью соотносятся и с Конституцией РФ (ст. ст.39, 55), гарантирующей право
на социальное обеспечение по возрасту, относящееся к основным правам и свободам
человека и гражданина, а также предусматривающей, что в Российской Федерации не
должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина. Усматривает судебная коллегия и соответствие выводов суда с
разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №5 «О некоторых
вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами
права на трудовые пенсии».
Правильным является
и вывод суда о признании незаконным решения комиссии Управления ПФ РФ в
Заволжском районе об отказе во включении
в специальный стаж истицы периода с 24.09.2001г. по 12.10.2001г. с
08.01.2007г. по 05.02.2007г. должности врача-стоматолога МУЗ «Городская
больница №1», когда она находилась на курсах повышения квалификации.
Как следует из
материалов дела, с 10 апреля 1996 года
по настоящее время истица работает в должности врача-стоматолога МУЗ
«Городская больница №1». В периоды с 24.09.2001г. по 12.10.2001г. с
08.01.2007г. по 05.02.2007г. она находилась на курсах повышения квалификации, в
указанное время за Алиуллиной А.Д. сохранялась средняя заработная плата,
работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с лечебной и
иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая
в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и
среднего медицинского персонала.
Анализ данных Правил
дает основание признать, что спорные периоды нахождения истицы на курсах
повышения квалификации должны быть засчитаны в ее специальный стаж работы.
Пенсионное законодательство каких-либо ограничений по данному вопросу не
содержит.
Поскольку федеральным
законодательством не установлены ограничительные условия на социальное
обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения,
исключение истице данного периода из стажа работы, дающего право на назначение
пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, является
незаконным.
Как следствие,
пенсия истицы назначена обоснованно, в буквальном соответствии с названными
нормами права, в сроки, определенные ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации».
Доводы, приведенные ответчиком в кассационной
жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Таким образом, обжалуемое по делу решение судебная
коллегия признает законным и обоснованным.
Руководствуясь
ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 01 июня 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи