УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-2635/2010 Судья Дунина И.Ю.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
27 июля 2010 года г.
Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Болбиной Л.В.,
судей Нестеровой
Е.Б. и Лисовой Л.С.,
с участием прокурора
Савельева А.Г.,
при секретаре Михайловой О.Н.
рассмотрела дело
по кассационной жалобе муниципального учреждения – администрации
муниципального образования «Инзенский район»
на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 17 июня
2010 года, по которому суд решил:
Исковые требования
Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации
и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие администрации муниципального образования «Оськинское сельское
поселение» по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с
территории поселения.
Возложить на администрацию
муниципального образования «Оськинское сельское поселение» обязанность
организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и
мусора с территории несанкционированных свалок:
на территории *** - 2 свалки;
на территории *** - 1 свалка;
Возложить на администрацию
муниципального образования «Инзенский район» обязанность организовать
утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального
образования «Оськинское сельское поселение».
Взыскать с администрации
муниципального образования «Инзенский район» и администрации муниципального
образования «Оськинское сельское
поселение» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Инзенский
район» в сумме по 100 (сто) рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.Б., судебная коллегия
установила:
Ульяновский
межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту
Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к администрации
муниципального образования «Оськинское сельское поселение» о признании
незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и
мусора с территории поселения, возложении обязанности организовать на
территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории
несанкционированных свалок; к администрации муниципального образования
«Инзенский район» о возложении обязанности организовать утилизацию и
переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Оськинское сельское поселение».
В обоснование иска
указал, что проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой
проверкой исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе,
вывозе и утилизации отходов на территории муниципального образования «Оськинское сельское поселение» выявлены
нарушения в области исполнения законодательства об охране окружающей среды при
сборе, вывозе и утилизации отходов.
Организация
утилизации отходов возложена законом на МО «Инзенский район», которое также
требования закона, возложенные на органы местного самоуправления, не
выполняет.
Несоблюдение
федерального и местного законодательства об отходах производства и потребления
влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью
граждан, а также окружающей природной среде.
Рассмотрев
заявленный спор, суд, постановил решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе муниципального учреждения администрации муниципального образования
«Инзенский район» не соглашаясь с состоявшимся решением, просит его изменить в части возложения
обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с
территории МО «Оськинское сельское поселение» на администрацию МО «Инзенский
район».
При этом указывает, что
суд необоснованно сделал вывод о
неисполнении органом местного самоуправления своих обязанностей по организации
сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующих несанкционированную свалку
по указанным адресам. Все полномочия, предусмотренные законодательством по
организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов, муниципальным учреждением администрация муниципального образования
«Инзенский район» были переданы муниципальному учреждению Комитет по управлению
муниципальной собственностью и земельным отношениям МО «Инзенское городское
поселение» из казны муниципального образования «Инзенский район» полигон
твердых бытовых отходов с ямой Беккари, расопложенной юго-восточнее г. ***. Об
этом свидетельствуют постановление Главы МО «Инзенское городское поселение» от
07.07.2009 года № 284, акт приема-передачи муниципального имущества от
07.07.2009 года. Заявление прокурора не содержит фактов, свидетельствующих о
бездействии администрации МО «Инзенский район». Не имеется в деле данных,
свидетельствующих о причинении ущерба неопределенному кругу лиц по вине
администрации МО «Инзенский район».
В возражениях на
кассационную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор решение
суда считает законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, а
кассационную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального
образования «Инзенский район» - без удовлетворения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела,
заслушав объяснения представителя Ульяновской межрайонной природоохранной
прокуратуры Савельева А.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в
соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию
деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных
образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статьёй
22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» установлено правило, согласно которому, отходы производства и потребления подлежат
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению,
условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и
среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными
правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные
правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий
населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют,
что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна
предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и
экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в
том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли,
общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не
канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов,
скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной
схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория
домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового
назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки,
скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории
домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения
контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть
открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными
насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть
исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в
холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех
суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних
суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления
твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует
применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические
контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять
деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2.,
2.1.3., 2.2.1, 2.2.2).
Согласно
ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного
значения муниципального образования «Оськинское сельское поселение» относятся
организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как
установлено судом, в нарушение указанных требований закона администрацией
муниципального образования «Оськинское сельское поселение» Инзенского района
Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального
образования не организован (периодичность от 1 раза в месяц в с. Оськино и до 2
раз в год в с. Панциревка). В домовладениях и на территории поселения места
сбора отходов и контейнеры не установлены.
В
результате указанных нарушений на территории с.*** и в прилегающем лесном фонде
стихийно образовалось 2 несанкционированных свалки, а на территории с *** - 1
свалка на ул ***.
Данное обстоятельство
подтверждено материалами дела и ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Правильным
является решение суда и в части требований, предъявленных к администрации МО «Инзенский район» о
возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов,
вывозимых с территории муниципального образования Оськинское сельское
поселение.
Согласно
п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района
относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно
ст. 13 п. 14 Устава МО «Инзенский район», к вопросам местного значения
Инзенского района отнесены организация и переработка бытовых и промышленных
отходов.
Таким
образом, организация утилизации отходов возложена законом на муниципальное образование
«Инзенский район».
Поскольку
в ходе рассмотрения дела данный ответчик не представил доказательства того, что
МО «Инзенский район» организована утилизация и переработка ТБО, вывозимых с
территории сельских поселений Инзенского района, суд обоснованно возложил на
данное муниципальное образование предусмотренную законом обязанность.
Доводам
ответчика о передаче согласно акту приема-передачи имущества от 20.08.2007 года
муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом и
земельным отношениям МО «Инзенский район» муниципальному учреждению Комитет по
управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального
образования «Инзенское городское поселение» из казны муниципального образования
«Инзенский район» полигона твердых бытовых отходов с ямой Беккари, расположенный
Юго-восточнее г. ***, суд дал правильную правовую оценку, указав, что решением Совета депутатов МО «Инзенский район»
Ульяновской области от 30.07.2007 № 51 «Об утверждении соглашения о передаче
(принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения» МО
«Инзенский район» передало МО «Инзенского городское поселение» полномочия по
решению вопроса местного значения в части организации утилизации и переработки
бытовых и промышленных отходов лишь на территории города Инза. В части сельских
поселений ни решением Совета депутатов, ни утвержденным им соглашением, а также
заключенным 11.01.2010 года между МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» и
ООО Гео-сервис» договором по выполнению работ по сбору, вывозу, приему и
захоронению ТБО указанный вопрос не урегулирован.
Право
граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции
Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N
7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Как
правильно указал суд, нарушения законодательства об охране окружающей среды
влекут за собой нарушение прав граждан
на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение
вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ.
Неисполнение
администрациями МО Оськинское сельское поселение и МО «Инзенский район»
требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза
бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на
благоприятную природную среду.
С
учетом требований законодательства об охране окружающей среды и установленных
по делу обстоятельств, суд постановил правильное решение, возложив на
ответчиков обязанности по утилизации и переработке бытовых отходов на
территории муниципальных образований.
Судебная коллегия находит решение суда правильным.
Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают,
повлечь отмену состоявшегося решения не могут.
Следовательно, в удовлетворении кассационной жалобы должно
быть отказано.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 17 июня 2010 года оставить
без изменения, а кассационную жалобу
муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский
район» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: