Судебный акт
Спор о признании незаконными решений правления ГСК и сносе самовольных построек
Документ от 06.07.2010, опубликован на сайте 15.07.2010 под номером 19230, 2-я гражданская, О сносе самовольно построенных гаражей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-2094-2010 г.                                              Судья Скобенко Е.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

06 июля 2010 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей Королевой А.В. и Бабойдо И.А.,                      

при секретаре   Покачайло Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Поздышева Е.П. Ромаданова С.В. на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27 мая 2010 года, по которому

Шарапиеву Марату Зуфяровичу, Слийскому Вячеславу Анатольевичу, Жданову Вячеславу Геннадьевичу, Бесову Евгению Юрьевичу, Поздышеву Евгению Павловичу отказано в удовлетворении исковых требований к Гаражно-строительному кооперативу «Разъезд», Козину Александру Сергеевичу, Калинину Игорю Викторовичу, Калининой Наталье Валентиновне, Тетеревникову Валерию Анатольевичу о признании незаконным принятия в члены Гаражно-строительного кооператива «Разъезд» Козина Александра Сергеевича, Калинина Игоря Викторовича, Тетеревникова Валерия Анатольевича, признании незаконными решений правления Гаражно-строительного кооператива «Разъезд» от 05.06.2006, 02.08.2006, 05.10.2006 о строительстве «ливневого желоба», понуждении ответчиков к сносу гаражных боксов № ***, № ***, № ***, расположенных в Гаражно-строительном кооперативе «Разъезд» по адресу: город Ульяновск, улица З***, ***, и ливневой канализации Гаражно-строительного кооператива «Разъезд», в том числе ливневого желоба в виде 40 бетонных лотков, проложенных по улице З*** вдоль территории Гаражно-строительного кооператива «Разъезд».

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Слийский В.А., Шарапиев М.З., Поздышев Е.П., Бесов Е.Ю., Жданов В.Г. обратились в суд с иском к ГСК «Разъезд» о сносе самовольных построек.

В обоснование заявленных требований указали, что являются членами ГСК «Разъезд» и собственниками гаражных боксов №№ ***, ***, ***, ***, ***. В 2007-2008 гг. председатель ГСК незаконно, без соблюдения установленных процедур и без разрешения общего собрания членов ГСК, самовольно построил на территории ГСК «Разъезд» гаражи с последующим присвоением им номеров ***, ***, ***; также самовольно без разрешения общего собрания произвел строительство «ливневой канализации» вдоль территории ГСК. Названные самовольные постройки нарушают их права, так как занимают общую территорию ГСК. Просили обязать ответчика снести самовольно построенные гаражи №№ ***, ***, *** и демонтировать «ливневую канализацию», находящуюся в ГСК «Разъезд» в г. Ульяновске по ул. З***, ***.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Козина А.С., Калинина И.В., Калинину Н.В., Тетеревникова В.А., в качестве 3-х лиц – Комитет управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска, администрацию Заволжского района г. Ульяновска.

В ходе рассмотрения дела Шарапиев М.З., Поздышев Е.П., Бесов Е.Ю. дополнили исковые требования и просили признать незаконным принятие в члены ГСК «Разъезд» Козина А.С., Тетеревникова В.А., Калинина И.В.; обязать Козина А.С. снести за счет собственных средств самовольно возведенный гаражный бокс № ***, Тетеревникова В.А. – самовольно возведенный гаражный бокс № ***, Калинина И.В. и Калинину Н.В. – самовольно возведенный гаражный бокс № *** в ГСК «Разъезд» по адресу: г. Ульяновск, ул. З***, ***; признать незаконными решения правления ГСК «Разъезд» от 05.06.2006, 02.08.2006, 05.10.2006 о строительстве за счет членов ГСК «Разъезд» ливневого желоба; обязать ГСК «Разъезд» за счет собственных средств снести ливневый желоб в виде 40 бетонных лотков, проложенных по улице З*** вдоль территории ГСК «Разъезд».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Поздышева Е.П. - Ромаданов С.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и удовлетворить заявленные исковые требования. При этом указывает, что суд неверно определил юридически значимые обстоятельства по делу и не установил, являются ли ответчики Козин А.С., Калинин И.В., Тетеревников В.А. законно принятыми членами ГСК. Суд не дал правильной правовой оценки тому обстоятельству, что решение о приеме ответчиков в члены ГСК общим собранием кооператива не принималось. Суд не установил время возведения спорных гаражей, не выяснил, кем они были возведены, не учел, что решения общего собрания ГСК на возведение данных гаражей не имеется, что в соответствии со ст. 222 ГК РФ делает их самовольной постройкой. Суд ошибочно расценил проектную документацию на строительство гаражей и возведение «ливневого желоба» в качестве правоустанавливающего документа.

Применение срока исковой давности к требованию об оспаривании решений правления ГСК о строительстве «ливневого желоба» является незаконным, поскольку об отсутствии решения общего собрания по данному вопросу истцам стало известно лишь в 2010 году. Незаконность принятых решений правления ГСК ответчик не отрицал.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя истца Поздышева Е.П. Ромаданова С.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей ГСК «Разъезд»  Шигаева А.А. и Макаровой Н.В., ответчика Козина А.В., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как установил суд в ходе рассмотрения дела, Гаражно-строительный кооператив «Разъезд» был организован в 1995 году и согласно Уставу представляет из себя некоммерческую организацию, предметом деятельности которой является обеспечение индивидуальными гаражами членов кооператива путем их строительства на индивидуальные средства владельцев, с целью хранения личных транспортных средств членов ГСК, а также для последующей эксплуатации и управления. Для этих целей ГСК имеет право осуществлять строительство гаражей, а также необходимых для их эксплуатации зданий и сооружений на земельном участке, отведенном для этих целей, и на основании разрешения на строительство, оформленного в установленном законом порядке (п.п. 1.2, 2.1, 3.1.1 Устава).

На основании постановления мэра от 20.10.2004 № 2557 ГСК «Разъезд» передан в аренду земельный участок площадью 14941,6 кв.м по адресу: г. Ульяновск, ул. З***, ***, под строительство индивидуальных гаражей.

Согласно утвержденному проекту на указанном земельном участке было осуществлено строительство 250 гаражных боксов, которые были введены в эксплуатацию на основания разрешения Главы города Ульяновска от 24.07.2007 № 68.

В соответствии с постановлением Главы г. Ульяновска от 31.03.2008 № 2253 земельный участок по ул. З***, *** предоставлен ГСК «Разъезд» под индивидуальные гаражи по договору аренды № *** от 10.04.2008 сроком до 31.03.2013.

Статья 222 ГК РФ относит к самовольным постройкам, подлежащим сносу осуществившим ее лицом, жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на гаражные боксы №№ ***, ***, *** в ГСК «Разъезд» зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, соответственно, за Козиным А.С., Тетеревниковым В.А., Калининым И.В. и Калининой Н.В.

Кадастровыми паспортами на гаражные боксы №№ ***, ***, техническим паспортом на гаражный бокс № *** в ГСК «Разъезд» подтверждается, что указанные гаражные боксы являются разрешенными строениями, самовольных пристроек не имеют.

Строительство ливневого желоба в виде 40 бетонных лотков, проложенных по улице З*** вдоль территории ГСК «Разъезд», предусматривалось проектом строительства второй очереди ГСК «Разъезд», данный объект был принят в эксплуатацию одновременно с принятием в эксплуатацию всего комплекса гаражей.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что гаражные боксы №№ ***, ***, *** и ливневый желоб в ГСК «Разъезд» и по адресу: г. Ульяновск, ул. З***, ***, являются разрешенными строениями, возведены на отведенном для этих целей земельном участке в соответствии с проектом и введены в эксплуатацию единым комплексом на основании разрешения от 24.07.2007 № 68, в связи с чем оснований к признанию их самовольными постройками и сносу не имеется.

Статьей 116 ГК РФ определено, что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах.

Статьей 14 Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР», действующего до настоящего времени, предусматривается, что высшим органом управления кооператива является общее собрание; общее собрание, в частности, принимает устав кооператива, вносит в него изменения и дополнения; избирает председателя кооператива, правление и ревизионную комиссию (ревизора) кооператива, заслушивает отчеты об их деятельности; решает вопросы о приеме в члены кооператива, исключении из него; определяет размеры предусмотренных уставом кооператива вступительных и паевых взносов; устанавливает порядок распределения доходов (прибыли), виды, размеры и направления использования фондов и резервов кооператива и решает другие вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания кооператива. Правление кооператива (председатель кооператива, в котором нет правления) осуществляет руководство текущими делами кооператива и принимает решения по вопросам, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания (собрания уполномоченных).

Пунктом 7.4.1 Устава ГСК «Разъезд» к компетенции общего собрания членов ГСК отнесено утверждение решений правления ГСК о приеме граждан в члены ГСК и исключение из членов ГСК.

Судом установлено, что Козин А.С. и Тетеревников В.А. приняты в члены ГСК «Разъезд» решением правления от 22.09.2005.

Калинин И.В. и Калинина Н.В. приобрели гаражный бокс № *** в ГСК «Разъезд» по договору купли-продажи от 30.11.2009 у М*** В.П., которому он принадлежал на праве собственности, зарегистрированном в УФРС по Ульяновской области на основании справки ГСК «Разъезд» № *** от 12.02.2008. Калининым И.В. подано заявление о приеме в члены ГСК «Разъезд».

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что процедура принятия в члены ГСК, предусмотренная Уставом кооператива, в отношении ответчиков не завершена, и правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным принятия ответчиков в члены ГСК.

Доводы, приведенные представителем Поздышева Е.П. Ромадановым С.В. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что гаражные боксы №№ ***, ***, *** в ГСК «Разъезд» и ливневый желоб в виде 40 бетонных лотков были возведены в соответствии с проектом строительства ГСК на основании разрешения на строительство на отведенном для этих целей земельном участке.  

Указанные объекты были приняты в эксплуатацию на основании разрешения Главы города Ульяновска от 24.07.2007 № 68, что в силу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что строительство объекта выполнено в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и подтверждает соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что разрешения общего собрания ГСК «Разъезд» на возведение данных объектов не требовалось, данные объекты не являются самовольными постройками и не подлежат сносу по требованию истцов, является правильным и основан на материалах дела.

Обоснованным является также вывод суда о пропуске истцами срока исковой давности по требованиям об оспаривании решений правления, касающихся строительства ливневого желоба, от 05.06.2006, 02.08.2006, 05.10.2006, поскольку о вынесении данных решений истцам было известно, во исполнение данных решений ими вносились денежные средства на строительство ливневого желоба, которое было закончено осенью 2006 года.

Ссылка в кассационной жалобе на то обстоятельство, что об отсутствии решения общего собрания о строительстве ливневого желоба истцам стало известно лишь в 2010 году, не может быть принята во внимание и не свидетельствует об ошибочности вывода суда о пропуске истцами срока исковой давности. Как следует из содержания заявленных истцами требований, нарушением своих прав они считают строительство ливневого желоба, который занимает территорию ГСК. Таким образом, поскольку строительство данного объекта осуществлялось на территории ГСК в 2006 году на денежные средства членов кооператива, в том числе и истцов, и они являлись непосредственными очевидцами данного строительства, суд пришел к правильному выводу, что о нарушении своих прав истцы знали еще в 2006 году.

Не может повлечь отмену решения суда также довод кассационной жалобы об отсутствии доказательств соблюдения процедуры принятия ответчиков в члены ГСК «Разъезд».

Как правомерно отмечено судом, уставом ГСК «Разъезд» предусмотрена процедура принятия в члены кооператива путем утверждения решением общего собрания решения правления о принятии в ГСК новых членов. То обстоятельство, что в отношении ответчиков процедура принятия не доведена до конца, основанием к удовлетворению заявленных исковых требований не является, поскольку уставом ГСК срок утверждения решения правления не ограничен.

Кроме того, с учетом того, что ответчики являются собственниками гаражных боксов в ГСК на основании внесенных паевых взносов (Козин А.С., Тетеревников В.А.) и на основании договора купли-продажи (Калинин И.В., Калинина Н.В.), судебная коллегия полагает, что отсутствие решения общего собрания об утверждении решения правления об их принятии в члены ГСК интересов истцов не нарушает.

С учетом положений статьи 10 ГК РФ, не допускающей действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, судебная коллегия находит обоснованным решение суда об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований, касающихся членства ответчиков в ГСК «Разъезд».

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Поздышева Е.П. Ромаданова С.В. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи