У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №
33-2217\2010
Судья Дунина И.Ю.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 июня 2010
года
г.
Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Колобковой О.Б.,
судей Костенко А.П.,
Маслюкова П.А.,
при секретаре
Чаплинской Н.В.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(Государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области на решение
Инзенского районного суда Ульяновской области от 26 мая 2010 года, по которому
суд решил:
Исковые требования Киреевой
Лидии Николаевны удовлетворить.
Обязать
Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе
Ульяновской области назначить Киреевой Лидии Николаевне досрочно трудовую
пенсию по ст. 27 п.1 пп.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 16.04.2010 года.
Заслушав доклад
судьи Костенко А.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Киреева Л.Н. обратилась в суд с иском к
Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Инзенском районе Ульяновской
области о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской
деятельности. Истица мотивировала требования тем, что с 01.08.1983 года
работала медицинской сестрой в И*** ЦРБ, с 15.01.1986г. по 29.01.1990г. медицинской сестрой – в З*** ФАП, с 13.02.1990г. по 07.12.1993г.
медицинской сестрой на 0,5 ставки и на 0,5 ставки - в ясли-саду
завода фильтровальных порошков, с 04.01.1994г. по 06.10.2008г. – в Е*** ФАП, с 07.10.2008г. по настоящее
время – в ФАП пос. С*** фельдшером. Ее работа всегда была связана с
осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья
населения. Считает, что весь стаж ее работы как при «смешанном», так и работы в
сельской местности должен учитываться в льготном порядке. Полагает, что у нее
имеется право на досрочное назначение пенсии по старости, которую просит
назначить с 16.04.2010 года.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Инзенском районе Ульяновской области просит
решение отменить. Указывает, что право на досрочное назначении трудовой пенсии
по старости определяется с учетом Списка
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение пении по старости, лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением
Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. Считает, что период работы истицы с
13.02.1990г. по 01.10.1993г. в ясли-саду завода фильтровальных порошков на 0,5
ставки медицинской сестры и на 0, 5 ставки воспитателем старшей группы засчитан
судом неправомерно, поскольку учреждение, где работала истица (завод
фильтровальных порошков), не предусмотрен названным Списком. Не предусмотрено
данное учреждение и Списком,
утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464. Полагает,
что Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, действовавшее в
период работы истицы, не может быть применено в данном случае, поскольку утратило
силу с 01.10.1993г. и на момент вступления в силу ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» не действовало.
Кроме того считает, что судом
необоснованно включен в
специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком с 21.09.1987г. по
13.01.1989 года в льготном порядке,
поскольку данный период не может рассматриваться как соответствующая
профессиональная деятельность с вытекающими правовыми последствиями.
В судебную коллегию
стороны не явилась, несмотря на надлежащее их извещение о месте и времени
рассмотрения дела судом второй инстанции. Причин неявки в судебную коллегию не
сообщили.
В связи с изложенным,
судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подп. 20 п.1 статьи 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия
по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7
настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи Закона
предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002
№ 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449) утверждены
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом
20 пункта 1 статьи 27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Материалами дела установлено, что истица
Киреева Л.Н. в периоды с 01.08.1983г. по 14.01.1986г., с 15.01.1986г. по
29.01.1990г., с 04.01.1994г. по 27.06.2008г., с 28.06.2008г. по 06.10.2008г., с
07.10.2008г. по день обращения за пенсией работала в медицинских учреждениях, в
И*** районной больнице, в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в
сельской местности.
Судом установлено, что в указанные периоды истица осуществляла
лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения. Указанным выше Списком
предусмотрена должность медицинской сестры, осуществляющей лечебную деятельность в больницах всех
наименований.
Таким образом, судом
сделан обоснованный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для включения Киреевой Л.Н. в стаж, дающий
право на назначение досрочной трудовой пенсии,
указанных периодов работы в должности медицинской сестры. Данные
обстоятельства сторонами не оспаривались.
Доводы УПФ РФ (ГУ) в
Инзенском районе Ульяновской области, изложенные в кассационной жалобе, о том,
что судом необоснованно включен истице в специальный стаж период ее работы с
13.02.1990г. по 01.10.1993г. в яслях-саду завода фильтровальных порошков на 0,5
ставки медицинской сестры и на 0, 5 ставки воспитателем старшей группы,
являются необоснованными.
При исчислении стажа работы, дающего право на
пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от
17.12.2001 г.№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению
законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
В указанный период
работы истицы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г.
№ 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства» (с дополнениями и
изменениями от 12.04.1984 г. № 313). Перечень учреждений, организаций и
должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, приложенный к
этому Постановлению, относил к должностям, дающим право на назначение пенсии за
выслугу лет, медицинских сестер, работающих в детских яслях, детских садах.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от
23.10.1978г. №1000 об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения
детские ясли были отнесены к учреждениям
здравоохранения.
Указанное
Постановление было признано недействующим Постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.09.1993г. № 53 только с 01.10.1993 года.
Поскольку согласно
действовавшему ранее пенсионному законодательству истица приобрела право на
включение периода ее работы в стаж, дающий ей
право на пенсию, то суд верно указал, что в силу ст. 55 Конституции РФ
Киреева Л.Н. не может быть лишена этого права, если позднее принятый
нормативный правовой акт и не содержит
такого положения.
Таким образом, вывод
суда о включении истице в специальный стаж период ее работы в я\саду фильтровальных порошков с 13.02.1990г. по 01.10.1993г. в должности медицинской сестры на 0,5 ставки
и на 0,5 ставки воспитателем старшей группы,
является верным.
Не может согласиться
судебная коллегия и с доводом жалобы относительно необоснованного включения
истице в специальный стаж в льготном
исчислении периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 21.09.1987г.
по 13.01.1989 года.
Согласно справке МУЗ «Инзенская ЦРБ» от
25.01.2010г. истица Киреева Л.Н. в периоды с 05.11.1984г. по 27.02.1986г., с
21.09.1987г. по 13.01.1989г. находилась в отпусках по уходу за детьми до
достижения ими полутора лет.
При этом в период нахождения истицы в отпуске
по уходу за ребенком с 21.09.1987 года по 13.01.1989 года истица числилась
работающей в сельской местности в должности медицинской сестры З***
фельдшерско-акушерского пункта.
Судебная коллегия
полагает, что вывод суда о включении указанного периода нахождения истицы в
отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении также является правильным по
следующим основаниям.
До введения в
действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении
изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР «статья 167 КЗОТ РСФСР
предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в
стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981г. «О мерах по усилению
государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично
оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года
и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с
подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
29.10.2002 г. №781, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых
пенсиях в РФ» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения в городе, сельской
местности и в поселке городского типа, год работы в сельской местности или в
поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3
месяца.
Ранее действовавшее
законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в
учреждениях здравоохранения сельской местности или в поселке городского типа.
Поскольку
оспариваемый период – нахождение истицы в отпуске по уходу за ребенком до
полутора лет имело место до 6 октября 1992 года, то на указанный период
распространяются установленные правила исчисления периодов работы, т.е. он подлежал включению в стаж на льготных условиях и в льготном
исчислении.
Так, как с учетом
оспариваемых периодов истица имеет необходимый
стаж для досрочного назначения пенсии по старости, районный суд
обоснованно обязал ответчика назначить ей пенсию по старости с 16.04.2010 года.
С учетом
изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и
обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам
и требованиями действующего пенсионного законодательства при его правильном
толковании.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а
:
Решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 26 мая 2010 года оставить без изменения,
а кассационную жалобу Управления Пенсионного фона РФ (государственное
учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи