Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии медицинскому работнику
Документ от 29.06.2010, опубликован на сайте 09.07.2010 под номером 19089, 2-я гражданская, О досрочном назначении трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело № 33-2217\2010                                                                        Судья Дунина И.Ю.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

29 июня 2010 года                                                                                      г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Костенко А.П., Маслюкова П.А.,

при секретаре Чаплинской Н.В.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 26 мая 2010 года, по которому суд решил:

 

Исковые требования Киреевой Лидии Николаевны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области назначить Киреевой Лидии Николаевне досрочно трудовую пенсию по ст. 27 п.1 пп.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 16.04.2010 года.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Киреева Л.Н. обратилась в суд с иском к  Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Инзенском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии в  связи с осуществлением медицинской деятельности. Истица мотивировала требования тем, что с 01.08.1983 года работала медицинской сестрой в И*** ЦРБ, с 15.01.1986г.  по 29.01.1990г. медицинской сестрой  – в З*** ФАП, с 13.02.1990г. по 07.12.1993г. медицинской сестрой на 0,5 ставки и на 0,5 ставки -  в ясли-саду  завода фильтровальных порошков, с 04.01.1994г. по 06.10.2008г.  – в Е*** ФАП, с 07.10.2008г. по настоящее время – в ФАП пос. С*** фельдшером. Ее работа всегда была связана с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения. Считает, что весь стаж ее работы как при «смешанном», так и работы в сельской местности должен учитываться в льготном порядке. Полагает, что у нее имеется право на досрочное назначение пенсии по старости, которую просит назначить с 16.04.2010 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ)  в Инзенском районе Ульяновской области просит решение отменить. Указывает, что право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости  определяется с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пении по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. Считает, что период работы истицы с 13.02.1990г. по 01.10.1993г. в ясли-саду завода фильтровальных порошков на 0,5 ставки медицинской сестры и на 0, 5 ставки воспитателем старшей группы засчитан судом неправомерно, поскольку учреждение, где работала истица (завод фильтровальных порошков), не предусмотрен названным Списком. Не предусмотрено данное учреждение и Списком,  утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464. Полагает, что Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, действовавшее в период работы истицы, не может быть применено в данном случае, поскольку утратило силу с 01.10.1993г. и на момент вступления в силу ФЗ РФ  «О трудовых пенсиях в РФ» не действовало. Кроме того считает, что судом  необоснованно включен в  специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком с 21.09.1987г. по 13.01.1989 года  в льготном порядке, поскольку данный период не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность с вытекающими правовыми последствиями.

В судебную коллегию стороны не явилась, несмотря на надлежащее их извещение о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции. Причин неявки в судебную коллегию не сообщили.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в  их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с подп. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только  в городах, независимо от их  возраста.

Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Материалами дела установлено, что истица Киреева Л.Н. в периоды с 01.08.1983г. по 14.01.1986г., с 15.01.1986г. по 29.01.1990г., с 04.01.1994г. по 27.06.2008г., с 28.06.2008г. по 06.10.2008г., с 07.10.2008г. по день обращения за пенсией работала в медицинских учреждениях, в И*** районной больнице, в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельской местности.

Судом установлено, что в  указанные периоды истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Указанным выше Списком  предусмотрена должность медицинской сестры, осуществляющей  лечебную деятельность в больницах всех наименований.

Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о наличии предусмотренных законом оснований  для включения Киреевой Л.Н. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии,  указанных периодов работы в должности медицинской сестры. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Доводы УПФ РФ (ГУ) в Инзенском районе Ульяновской области, изложенные в кассационной жалобе, о том, что судом необоснованно включен истице в специальный стаж период ее работы с 13.02.1990г. по 01.10.1993г. в яслях-саду завода фильтровальных порошков на 0,5 ставки медицинской сестры и на 0, 5 ставки воспитателем старшей группы, являются необоснованными.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г.№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

В указанный период работы истицы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с дополнениями  и изменениями от 12.04.1984 г. № 313). Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, приложенный к этому Постановлению, относил к должностям, дающим право на назначение пенсии за выслугу лет, медицинских сестер, работающих в детских яслях, детских садах.

Приказом  Министерства здравоохранения СССР от 23.10.1978г. №1000 об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения детские ясли были  отнесены к учреждениям здравоохранения.

Указанное Постановление было признано недействующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 53 только с 01.10.1993 года.

Поскольку согласно действовавшему ранее пенсионному законодательству истица приобрела право на включение периода ее работы в стаж, дающий ей  право на пенсию, то суд верно указал, что в силу ст. 55 Конституции РФ Киреева Л.Н. не может быть лишена этого права, если позднее принятый нормативный правовой акт  и не содержит такого положения.

Таким образом, вывод суда о включении истице в специальный стаж период ее работы  в я\саду фильтровальных порошков  с 13.02.1990г. по 01.10.1993г.  в должности медицинской сестры на 0,5 ставки и на 0,5 ставки  воспитателем старшей группы, является верным.

Не может согласиться судебная коллегия и с доводом жалобы относительно необоснованного включения истице в специальный стаж  в льготном исчислении периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 21.09.1987г. по 13.01.1989 года.

Согласно справке МУЗ «Инзенская ЦРБ» от 25.01.2010г. истица Киреева Л.Н. в периоды с 05.11.1984г. по 27.02.1986г., с 21.09.1987г. по 13.01.1989г. находилась в отпусках по уходу за детьми до достижения ими полутора лет.

При этом в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 21.09.1987 года по 13.01.1989 года истица числилась работающей в сельской местности в должности медицинской сестры З*** фельдшерско-акушерского пункта.

Судебная коллегия полагает, что вывод суда о включении указанного периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении также является правильным по следующим основаниям.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР «статья 167 КЗОТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения  в городе, сельской местности и в поселке городского типа, год работы в сельской местности или в поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения сельской местности или в поселке городского типа.

Поскольку оспариваемый период – нахождение истицы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет имело место до 6 октября 1992 года, то на указанный период распространяются установленные правила исчисления периодов работы, т.е.  он подлежал включению  в стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

Так, как с учетом оспариваемых периодов истица имеет необходимый  стаж для досрочного назначения пенсии по старости, районный суд обоснованно обязал ответчика назначить ей пенсию по старости с 16.04.2010 года.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиями действующего пенсионного законодательства при его правильном толковании.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 26 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фона РФ (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи