У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №33-***/2010
|
Судья
Елистратов А.М.
|
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 июня 2010 года
|
г.
Ульяновск
|
Судебная коллегия
по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Лисовой Л. и
Костенко А.П.,
с участием прокурора
Логинова Д.А.,
при секретаре Высоцкой
А.В.
рассмотрела в открытом
судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии г.
Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 мая 2010 года, которым постановлено:
Иск
прокурора Железнодорожного района
г. Ульяновска в интересах Дьяковой Тамары Ивановны, Дьяковой Екатерины
Александровны, Орловой Анны Владимировны, Орловой Натальи Александровны к мэрии
города Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение
удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска
предоставить Дьяковой Тамаре Ивановне на состав семьи из четырёх человек:
с дочерью Дьяковой Екатериной Александровной, дочерью Орловой Анной
Владимировной, внучкой Орловой Натальей Александровной вне очереди, на условиях
договора социального найма жилое помещение в черте города Ульяновска, с
соблюдением социальной нормы обеспечения жилой площадью, отвечающее
установленным требованиям.
Заслушав доклад судьи
Лисовой Л.С., судебная коллегия
установила
:
Прокурор
Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в интересах Дьяковой Тамары
Ивановны, Дьяковой Екатерины Александровны, Орловой Анны Владимировны, Орловой
Натальи Александровны, обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о
возложении обязанности предоставить на условиях социального найма
благоустроенное жилое помещение.
В обоснование
требований указал, что 30.11.1979 Дьяковой ***) Т.И. и её мужу И*** в качестве
служебного жилья в связи с работой в лечебном учреждении была выделена квартира
в виде двух комнат в здании бывшего пищеблока по ул.Ц***, д.***. С ***.1979
Дьякова Т.И. зарегистрирована в указанном помещении. ***.1981 у Дьяковой Т.И.
родилась дочь *** (Орлова А.В.), которая с момента рождения проживает в данном
помещении, зарегистрирована – с ***.2000.
***.1988 Дьякова
Т.И. расторгла брак с И***., после чего он добровольно выехал из данного
помещения. ***.1990 от второго брака с Д*** у Дьяковой Т.И. родилась дочь
Дьякова Е*** А*** с момента рождения проживает в данном помещении. ***. В 1994
Д*** умер. В настоящее время в указанном помещении проживают Дьякова Т.И., ее
дочери Орлова А.В. и Дьякова Е.А., а также несовершеннолетняя внучка Орлова
Н.А., *** года рождения.
Дьякова Т.И. с 1974
года до момента выхода на пенсию в 2006 году работала в Ульяновской
психиатрической больнице им. Н.М Карамзина, Орлова А.В. работает в указанном
учреждении с 2000 года по настоящее время.
Помещение, расположенное по адресу: г.Ульяновск,
посёлок *** ******, ул.Ц***, д.***,
является нежилым.
09.09.1986
исполкомом городского Совета народных депутатов был утвержден график
очередности переселения семей из данного здания. Ранее 18.10.1984 решением
исполкома областного Совета народных депутатов №684 «О мерах по улучшению
условий работы областной клинической психиатрической больницы им.
Н.М.Карамзина» было предписано Ульяновскому городскому исполкому для
переселения жильцов из ветхих домов, находящихся в оползневой зоне, и
обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для
областной психиатрической больницы в 1985-1990г.г. по 1000 кв.м ежегодно.
Однако указанный график переселения не исполнен до настоящего времени. Поэтому
на мэрию г. Ульяновска должна быть возложена обязанность по предоставлению
семье истицы благоустроенного жилого помещения.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В кассационной
жалобе мэрия г.Ульяновска не соглашается
с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на то, что судом не дана
правовая оценка заявлению мэрии о пропуске срока исковой давности. При вынесении решения суд не учел, что бывший
Ульяновский облисполком и мэрия г.Ульяновска – органы власти разных уровней,
мэрия г.Ульяновска не является правопреемником Ульяновского облисполкома,
исполнение принятых на себя обязательств органа власти областного уровня не
могут быть возложены на мэрию города. Кроме того, судом не принято во
внимание постановление мэра № 1024 от
01.07.2002 года. Безосновательно применена аналогия права – ст. 87 ЖК РФ,
регулирующая отношения, связанные с использованием жилых помещений, к
правоотношениям сторон, так как истцы проживают в нежилом помещении.
Судом также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для
дела. Вселение в помещение происходило без ведома органов власти города
Ульяновска. При этом сведения о лицах,
состоявших на учете в качестве нуждающихся
в улучшении жилищных условий, в администрацию района не передавались.
Решение о выселении истцов оспаривается в надзорном порядке. На 1986 год семья
Дьяковой Т.И. была в ином составе и доказательств, что их семья вошла в число
шести семей, подлежащих переселению, не имеется. Более того, решением
Ленинского районного суда от 12.05.2010 на мэрию города возложена обязанность предоставить
благоустроенное жилое помещение *** – сыну Дьяковой Т.И., который проживал с
ней одной семьей на 1986 год. Не указано судом и конкретное жилое помещение,
которое подлежит предоставлению истцам.
В возражениях на кассационную
жалобу Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с
доводами кассационной жалобы, просит в удовлетворении кассационной жалобы
отказать.
В возражениях на кассационную жалобу ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина» полагает доводы мэрии г. Ульяновска несостоятельными,
решение суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Проверив материалы
дела, выслушав пояснения представителя мэрии г. Ульяновска Гордеева
А.А., подержавшего доводы жалобы, Дьяковой Т.И. и Орловой А.В., возражавших
против удовлетворения жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение
суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
По делу установлено,
что на основании решения профкома и администрации Ульяновской психиатрической
больницы им. Н.М. Карамзина № 2 от ***.1979 Дьякова Т.И. с 1979 года проживает
в нежилом помещении по адресу: ул. Ц***,*** в пос. *** г. Ульяновска. Вместе с
ней проживают ее дочери Орлова А.В. и Дьякова Е.А., а также внучка - Орлова
Н.А., *** года рождения.
Решением
Ульяновского облисполкома №684 от 18.10.1984 года «О мерах по улучшению условий
работы областной психиатрической больницы им. Карамзина», в связи с нахождением
на балансе больницы жилых помещений, из которых 4,8 тыс.кв.м размещены в служебных помещениях и ветхих
домах, находящихся в зоне активного оползня, в которых проживает 218 семей,
Ульяновскому горисполкому поручено для переселения жильцов из ветхих домов,
служебных помещений, домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем
врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической
больницы им. Карамзина в 1985-1990г.г. по 1000 кв.м ежегодно.
Действуя в рамках
предоставленных ему законом полномочий, Ульяновский горисполком 09.09.1986 в
соответствии с вышеуказанным решением облисполкома, а также исходя из актов
технического состояния жилых домов, расположенных в пос. ***, и предложения Набережненского сельского
Совета и администрации Ульяновской психоневрологической больницы №1 по
очередности переселения, принял решение № 878 «О переселении семей из домов
поселка ***», которым утвержден график переселения семей из ветхих и
малоприспособленных для жилья домов, расположенных в пос. ***. В числе прочих
значится и дом - *** (ул.Ц***, д.***), срок переселения значится - 1987год по
мере выделения жилья.
До настоящего времени переселение семей из
дома № *** по ул. Ц*** не произведено, следовательно, вышеназванное решение
горисполкома не исполнено.
Согласно ст.140 Конституции РСФСР местные
Советы народных депутатов принимали решения в пределах полномочий,
предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и автономной республики.
Решения местных Советов были обязательны для
исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями,
учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
В соответствии со
ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находился в ведении
местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении
министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный
фонд).
В связи с изданием Президентом РФ Указа №1617
от 09.10.1993 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления
в РФ» Федеральной государственной комиссии поручено разработать и представить
Президенту РФ предложения по организации новых органов представительной власти
и местного самоуправления. Также
установлено, что до избрания и начала работы новых органов
представительной власти и местного самоуправления деятельность районных в
городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов
прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация;
государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют свои
полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ, не противоречащим
настоящему Указу.
28.08.1995 принят Федеральный закон №154-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который к
вопросам местного значения относил, в том числе, и вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные
к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ,
указанным Федеральным законом, законами субъектов РФ.
Статьей 14 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004
к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в
частности, отнесено, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
определение порядка предоставления жилых помещений муниципального
специализированного жилищного фонда. Согласно
ст. 52, п. 3 ст. 57 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся
в жилых помещениях осуществляется также органом местного самоуправления. Жилые помещения предоставляются гражданам,
состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании
решений органа местного самоуправления.
Проанализировав указанные правовые
нормы, суд пришел к правильному выводу о
том, что и по ранее действовавшему жилищному законодательству, и по
действующему жилищному законодательству вопросы предоставления гражданам жилых
помещений отнесены к компетенции органов управления на уровне города (района).
Так, ранее это были местные Советы народных депутатов, в настоящее время – органы местного самоуправления.
Несмотря на отсутствие прямого указания в
законе на правопреемство органов местного самоуправления после реформирования в
1993 году представительных органов власти и органов местного самоуправления в
РФ, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, перешли к вновь созданным органам местного
самоуправления.
Учитывая, что вышеназванное решение
Ульяновского горисполкома от 1986 года на момент реформирования так и не было
исполнено прежними уполномоченными органами местного уровня, суд первой
инстанции правильно определил, что обязанность по предоставлению жилых помещений
жителям ветхих и непригодных для проживания домов должна быть возложена на
мэрию г.Ульяновска.
Более того,
вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда
г.Ульяновска от 09.03.2010 по иску ГУЗ «***» к Дьяковой Т.И., Дьяковой Е.А. и
Орловой А.В. о выселении без предоставления другого жилого помещения
установлено, что они сохраняют право проживания в доме №*** по ул.Ц*** в пос.
им.К*** до предоставления им другого жилого помещения и в соответствии со ст.87
ЖК РФ, примененной судом по аналогии, не могут быть выселены из признанного в
установленном законом порядке непригодным для проживания помещения без
предоставления другого жилого помещения.
Ссылка в жалобе на
обжалование указанного решения суда в порядке надзора не может быть принята во
внимание, поскольку оно вступило в законную силу.
Учитывая, что на
момент принятия решения Ульяновского горисполкома от 1986 года семья Дьяковой
Т.И. проживала в нежилом помещении по ул. Ц***,***, доводы жалобы о том, что её
семья не была включена в график
переселения семей из нежилых помещений, являются несостоятельными.
В соответствии со
ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма,
подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания,
выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется
другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 89 ЖК
РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые
предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по
договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям
соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее
занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в
границах данного населенного пункта.
В силу положений
п.п.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального
найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в
установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции
не подлежат.
Правильность применения судом ст. 87 ЖК
РФ с учетом сложившихся правоотношений
сторон не вызывает сомнения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на
мэрию города Ульяновска обязанность по предоставлению жилья семье истице.
Исходя
из изложенного, доводы кассационной жалобы, утверждающие об обратном,
являются несостоятельными и правильность выводов суда не опровергают.
То обстоятельство, что постановлением мэра г.Ульяновска от 01.07.2002
отменены некоторые пункты решения горисполкома от 09.09.1986, не влечет
прекращения обязанности мэрии г.Ульяновска перед истицей и её семьей по
предоставлению жилого помещения, т.к. данная обязанность должна была быть
исполнена еще в 1987 году, однако не исполнена до настоящего времени.
Ссылка на наличие
решения суда о возложении на мэрию города обязанности по предоставлению жилого
помещения сыну Дьяковой Т.И. не может являться основанием к отмене судебного
постановления, как не имеющая правового значения для разрешения данного спора.
Утверждение в жалобе о необходимости применения срока
исковой давности основано на неверном толковании правовых норм.
Другие доводы кассационной жалобы
правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, юридически значимые обстоятельства
применены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона не
усматривается.
В силу изложенного,
решение суда является законным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 12 мая 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу мэрии г. Ульяновска – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи