Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 16.03.2010, опубликован на сайте 17.07.2010 под номером 17876, 2-я гражданская, О перерасчете пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-858/2010                                                     Судья  Кузьмин  С.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

16 марта 2010 года                                                                             г.Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Бабойдо И.А., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Тарановой А.О.

рассмотрела  дело  по  кассационной   жалобе  Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области на решение Чердаклинского  районного суда  Ульяновской области  от 14 января 2010 года,  которым суд решил:

Исковые требования Ямилова М*** М*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области включить Ямилову М*** М*** в страховой стаж период его обучения в городском профессионально - техническом училище № 17 г. Абдулино, Оренбургской области!с 01 сентября 1969 года по 10 июля 1972 года.

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., судебная коллегия

 

установила:

Ямилов М.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ  в Чердаклинском районе Ульяновской области о включении в его страховой стаж периода учебы в городском профессионально-техническом училище № 17 в г.Абдулино Оренбургской области  с 01 сентября 1969 года по 10 июля 1972 года, периода работы с 08 октября 1975 года по 16 октября 1997 года, обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с применением районного коэффициента к заработной плате в размере 1.7, установлении ему повышенного размера базовой части трудовой пенсии как имеющему необходимый специальный стаж работы в районах Крайнего Севера. Требования мотивировал тем, что при  начислении   ему  пенсии   период  учебы   в  профессионально-техническом училище № 17 не включен в  страховой стаж для перерасчета пенсии и установления повышенного размера базовой части трудовой пенсии как гражданину, имеющему необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера. В период обучения в ГПТУ № 17 он одновременно работал в локомотивном депо и за него работодатель уплачивал в Пенсионный фонд страховые взносы.

 

Истец считает, что ответчиком нарушены его пенсионные права на получение заработанной им пенсии, так как  Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что право на повышенный размер базовой части трудовой пенсии имеют как граждане, имеющие 15-20 календарных  лет работы в  районах  Крайнего Севера и приравненных к ним районах по состоянию на 01.01.2002 г., но и также те граждане, у которых такая продолжительность специального стажа имеется на дату обращения за назначением пенсии.

В процессе судебного разбирательства Ямилов М.З. отказался от исковых требований в части включения в страховой стаж периодов работы с 08 октября 1975 года по 16 октября 1997 года, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с применением районного коэффициента к заработной плате в размере 1,70  с установлением ему повышенного размера базовой части трудовой пенсии как гражданину, имеющему специальный стаж работы в районах Крайнего Севера. По данной части требований определением суда от 14 января 2010 года производство по делу прекращено.

Рассмотрев оставшиеся требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ  в Чердаклинском районе Ульяновской области, не соглашаясь с решением, ставит вопрос о его отмене, указывая на нарушение судом норм материального права, а именно ст. 11 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 г. № 516, где сказано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются только периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня и при условии уплаты за эти периоды страховых взносов. Включение периода учебы в указанный стаж действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, в жалобе делается ссылка на то, что период учебы истца в ГПТУ № 17 был включен истцу в трудовой стаж. При оценке пенсионных прав исчисление пенсии по требуемому им варианту  истцу не выгодно. Решением суда не возложена на управление ПФР обязанность увеличить истцу размер пенсии.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела и заслушав представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Хайсанову Н.К., поддержавшую кассационную жалобу, Ямилова М.М., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

Разрешая спор о возможности включения в страховой стаж истица периода учебы в городском профессионально-техническом училище № 17 в г.Абдулино Оренбургской области  с 01 сентября 1969 года по 10 июля 1972 года, суд правомерно исходил из положений постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 70 «О некоторых вопросах установления трудовой пенсии в соответствии со статьями 27,28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», где сказано, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Суд правильно указал в решении, что данный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.

Статьей 91 ранее действовавшего Федерального закона от 29.11.90 г. № 340 - 1 «О государственных пенсиях в Российской федерации» предусматривалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Данная норма утратила свою силу с 01.01.2002 г. в связи с вступлением законную силу в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где включение в страховой стаж периода обучения в средних специальных учебных заведениях не предусматривается.

Как на правовое основание для удовлетворения заявленных истцом требований суд правомерно сослался и на  п. 8 ранее действующих Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совмина СССР от  13     апреля  1973 г. N 252, где также предусматривалось, что в непрерывный трудовой стаж, помимо работы в качестве         рабочего или служащего, засчитывалось и время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления         на работу не превысил трех месяцев.

Срок между днем окончания училища и днем поступления на работу у истца не превысил трех месяцев.                                                                                                                    

Учитывая, что трудовую деятельность истец прекратил 16.10.1997 г. и трудовой стаж на тот момент у него с учетом учебы в профтехучилище составил более 25 лет, что давало право ему на досрочно назначаемую пенсию по старости  по достижению возраста 55 лет в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.11.90 г. № 340 - 1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», суд правомерно обязал ответчика засчитать в страховой стаж истца период учебы с  1 сентября 1969 года по 10 июля 1972 года.

Принимая во внимание  вышеизложенное, судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы Управления Пенсионного фонда несостоятельными и не влекущими отмену решения суда в постановленной части.

Ссылка в жалобе на то, что решением суда не возложена на ответчика обязанность по перерасчету пенсии истцу, основанием для отмены решения являться не может, поскольку  расчет пенсии с учетом постановленного решения истцу не предлагался, право выбора получения пенсии по предлагаемому расчету остается за истцом.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 14 января 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи