Судебный акт
О первоочередном предоставлении жилья
Документ от 15.06.2010, опубликован на сайте 30.06.2010 под номером 17697, 2-я гражданская, О первоочередном предоставлении жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело №33-***/2010

                                  Судья Петрова И.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

15 июня 2010 года

                                  г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Лисовой Л. и Нестеровой Е.Б.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии г. Ульяновска  на решение Ленинского  районного суда г.Ульяновска от 05 мая  2010 года, которым постановлено:

 

Иск К*** Н*** В*** удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска предоставить К*** Н*** В*** на состав семьи 2 человека: К*** Н*** Ва***, ***.01.1955года рождения, К*** А*** В***, ***.07.1982года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение с соблюдением социальной нормы обеспечения жилой площадью, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия

 

установила :

 

К*** Н.В. обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к мэрии г.Ульяновска о внеочередном предоставлении ей жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам, на состав семьи 2 человека, в том числе её сына – К*** А.В.

В обоснование иска указала, что она с января 1982 года по настоящее время проживает в доме №*** по ул.Ц*** пос.им Н.*** г.Ульяновска и вместе с сыном зарегистрированы по данному адресу. Указанное здание находится на балансе ГУЗ «О***». Техническое состояние здания согласно актам обследования неудовлетворительное, аварийное, проживать в нем опасно. До 2003года она вносила плату за коммунальные платежи в бухгалтерию больницы, однако впоследствии администрация больницы прекратила взимать с нее денежные средства. В данном доме проживает около 7 семей.

09.09.1986 исполкомом городского Совета народных депутатов был утвержден график очередности переселения семей из данного здания. Ранее 18.10.1984 решением исполкома областного Совета народных депутатов № *** «О мерах по улучшению условий работы областной клинической психиатрической больницы им. Н.М.К***» было предписано Ульяновскому городскому исполкому для переселения жильцов из ветхих домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы в 1985-1990г.г. по 1000 кв.м ежегодно. Однако указанный график переселения не исполнен до настоящего времени. С 1998 года истица и другие жильцы данного дома обращаются в различные органы власти с вопросом о предоставлении им жилого помещения, но безрезультатно. В 2009 году администрацией ГУЗ «О***» истице было предложено освободить данное помещение. Истица полагала, что именно мэрией г.Ульяновска, а ранее исполкомом Ульяновского городского Совета народных депутатов была взята обязанность по переселению семей, в том числе и семьи истицы, из ветхого и непригодного для проживания помещения в пос.им Н***.

 

Рассмотрев  спор,  суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе мэрия г.Ульяновска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд не учел, что бывший Ульяновский облисполком и мэрия г.Ульяновска – органы власти разных уровней, мэрия г.Ульяновска не является правопреемником Ульяновского облисполкома, исполнение принятых на себя обязательств органа власти областного уровня не могут быть возложены на мэрию города. Кроме того, судом не применены нормы права, подлежащие применению, а именно  постановление мэра № 1024 от 01.07.2002 года. Безосновательно применена аналогия права – ст. 87 ЖК РФ, регулирующая отношения, связанные с использованием жилых помещений, к правоотношениям сторон, так как истец проживает в нежилом помещении.  Судом также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Вселение в помещение происходило без ведома органов власти города Ульяновска.  При этом сведения о лицах, состоявших на учете в качестве нуждающихся  в улучшении жилищных условий, в администрацию района не передавались. Не указано судом и конкретное жилое помещение, которое подлежит предоставлению истцам.

В возражениях на кассационную жалобу ГУЗ «О***»  полагает, что доводы мэрии г. Ульяновска являются несостоятельными, решение суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В возражениях на кассационную жалобу К*** Н.В. также просит решение суда оставить без изменения.

В возражениях  на кассационную жалобу Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с доводами кассационной жалобы, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

 

Проверив    материалы    дела, выслушав    пояснения К*** Н.В., выступающей также и в интересах К*** А.В., представителя ГУЗ «О***», возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

По делу установлено, что истица и ее сын были вселены администрацией ГУЗ «О***» в 1985 году в помещение по адресу: г.Ульяновск, пос. им.К***, ул.Ц***, д.*** на основании решения профсоюзного органа и зарегистрированы в указанном помещении. До 2002 года уплачивали коммунальные платежи в бухгалтерию больницы. Они были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при ГУЗ «О***» в соответствии с ранее действующим жилищным законодательством.  Вышеназванное помещение включено в реестр областного имущества и находится на балансе ГУЗ «О***

Решением Ульяновского облисполкома №*** от 18.10.1984 года «О мерах по улучшению условий работы областной психиатрической больницы им. К***», в связи с нахождением на балансе больницы жилых помещений, из которых 4,8 тыс.кв.м  размещены в служебных помещениях и ветхих домах, находящихся в зоне активного оползня, в которых проживает 218 семей, Ульяновскому горисполкому поручено для переселения жильцов из ветхих домов, служебных помещений, домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы им. К*** в 1985-1990г.г. по 1000 кв.м ежегодно.

Действуя в рамках предоставленных ему законом полномочий, Ульяновский горисполком 09.09.1986 в соответствии с вышеуказанным решением облисполкома, а также исходя из актов технического состояния жилых домов, расположенных в пос. им.К***,  и предложения Набережненского сельского Совета и администрации Ульяновской психоневрологической больницы №*** по очередности переселения, принял решение № *** «О переселении семей из домов поселка им.К***», которым утвержден график переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов, расположенных в пос. им.К***. В числе прочих значится и дом - бывшая кухня (ул.Ц***, д.***), срок переселения значится - 1987год по мере выделения жилья.

До настоящего времени переселение семей из дома № *** по ул. Ц*** не произведено, следовательно, вышеназванное решение горисполкома не исполнено.

 

Согласно ст.140 Конституции РСФСР местные Советы народных депутатов принимали решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и автономной республики.

Решения местных Советов были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

 

В связи с изданием Президентом РФ Указа №1617 от 09.10.1993 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» Федеральной государственной комиссии поручено разработать и представить Президенту РФ предложения по организации новых органов представительной власти и местного самоуправления. Также  установлено, что до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация; государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ, не противоречащим настоящему Указу.

 

28.08.1995 принят Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который к вопросам местного значения относил, в том числе и вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, законами субъектов РФ.

 

Статьей 14 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, отнесено, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Согласно  ст. 52, п. 3 ст. 57 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется также органом местного самоуправления.  Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления.

 

Проанализировав указанные правовые нормы,  суд пришел к правильному выводу о том, что и по ранее действовавшему жилищному законодательству, и по действующему жилищному законодательству вопросы предоставления гражданам жилых помещений отнесены к компетенции органов управления на уровне города (района). Так, ранее это были местные Советы народных депутатов, в настоящее время –  органы местного самоуправления.

 

Несмотря на отсутствие прямого указания в законе на правопреемство органов местного самоуправления после реформирования в 1993 году представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, перешли к вновь созданным органам местного самоуправления.

 

Учитывая, что вышеназванное решение Ульяновского горисполкома от 1986 года на момент реформирования так и не было исполнено прежними уполномоченными органами местного уровня, суд первой инстанции правильно определил, что обязанность по предоставлению жилых помещений жителям ветхих и непригодных для проживания домов должна быть возложена на мэрию г.Ульяновска.

Более того, вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 15.03.2010 по иску ГУЗ «О***» к К*** Н.В. и ее сыну К*** А.В. о выселении без предоставления другого жилого помещения установлено, что К*** сохраняют право проживания в доме №*** по ул.Ц*** в пос. им.К*** до предоставления им другого жилого помещения и в соответствии со ст.87 ЖК РФ, примененной судом по аналогии, не могут быть выселены из признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания помещения без предоставления другого жилого помещения.

Ссылка в жалобе на обжалование указанного решения суда в порядке надзора не может быть принята во внимание, поскольку оно вступило в законную силу.

 

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В силу положений п.п.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Правильность применения судом ст. 87 ЖК РФ  с учетом сложившихся правоотношений сторон не вызывает сомнения.

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции обоснованно возложил на мэрию города Ульяновска обязанность по предоставлению жилья семье истице.

Исходя  из изложенного, доводы кассационной жалобы, утверждающие об обратном, являются несостоятельными и правильность выводов суда не опровергают.

То обстоятельство, что постановлением мэра г.Ульяновска от 01.07.2002 некоторых пунктов решения горисполкома от 09.09.1986, не влечет прекращения обязанности мэрии г.Ульяновска перед истицей по предоставлению ей жилого помещения, т.к. данная обязанность должна была быть исполнена еще в 1987 году, однако не исполнена до настоящего времени.

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут повлечь отмену решения суда. 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, юридически значимые обстоятельства применены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является законным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 05 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи