У Л Ь Я Н
О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2010 г. Судья Пулькина Н.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 июня 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Нестеровой Е.Б., Лисовой
Л.С.,
при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.,
с участием прокурора Логинова
Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе К***
Ю*** Л*** на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 04 мая 2010 года, по которому
постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Димитровграда,
действующего в интересах К*** Ю*** Л***, к Управлению Пенсионного фонда РФ
(государственному учреждению) в г. Димитровграде и Мелекесском районе
Ульяновской области о признании решения незаконным и понуждении к выдаче
государственного сертификата на материнский (семейный капитал) отказать.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор г. Димитровграда, действуя в интересах К*** Ю.Л., обратился в
суд с заявлением о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в г. Димитровграде об отказе в выдаче истице
государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Данное решение
считает неправомерным, поскольку 16.03.2005 года у К*** Ю.Л. от брака с Г***
А.В. родился ребенок – Г*** В*** А***, который 20.03.2005 года умер. 29.10.2009
года у К*** Ю.Л. и Г*** А.В. родился второй ребенок – дочь Г*** А*** А***. К***
Ю.Л. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче сертификата, однако в этом ей было отказано
со ссылкой на то, что семья истицы имеет лишь одного ребенка, тогда как
дополнительные меры государственной поддержки установлены законодательством
семьям, имеющим детей.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе К*** Ю.Л. просит отменить решение суда и
направить дело на новое судебное рассмотрение. Ссылается на неправильное
применение норм ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей». Данный закон не содержит каких-либо
ограничений в праве на получение материнского капитала для женщин, первый
ребенок которых умер. Факт рождения первого ребенка К*** Ю.Л. подтвержден
справкой о рождении, выданной ЗАГСом мэрии г. Ульяновска. Таким образом,
имеющий юридическое значение факт нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела,
поэтому у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления.
Кассационное представление, поданное прокурором, до начала рассмотрения
дела судом кассационной инстанции отозвано.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав
объяснения К*** Ю.Л., поддержавшей доводы жалобы, прокурора, согласившегося с
решением суда, судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность
и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе.
Дополнительные меры
государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий,
обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом №
256-ФЗ от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей».
Как следует из материалов
дела, 16.03.2005г. у К*** Ю.Л. и Г***
А.В. родился сын Г*** В*** А***, что подтверждается справкой о рождении № 3***
от 12.11.2008г. (л.д. 5). Из свидетельства о смерти (л.д. 8) следует, что Г***
В.А. умер 20.03.2005г. Судом
установлено, что 29.10.2008г. родилась Г*** А*** А***, родителями
которой являются истец К*** Ю.Л. и третье лицо Г*** А.В., что подтверждается
свидетельством о рождении (л.д. 6).
27.08.2009г. К*** Ю.Л.
обратилась в УПФ с заявлением о выдаче
государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на которое
04.09.2009г. получила ответ из УПФ об отказе в выдаче сертификата.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.3
Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей» от 29.12.2006г. № 256-ФЗ, право на дополнительные меры
государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей),
имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин - граждан РФ, независимо от
места их жительства, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01
января 2007 года.
Исходя из смысла приведенной
нормы закона, суд пришел к объективному выводу о том, что сам по себе факт рождения К*** Ю.Л. второго
ребенка, имея в виду, что первый ребенок умер на первой неделе жизни, не
порождает у родителей право на получение государственного сертификата на
материнский (семейный) капитал.
Из преамбулы Закона следует, что
данный Закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей,
имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную
жизнь.
Таким образом, как следует из
названия Закона и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные к уже
установленным в законодательстве РФ меры государственной поддержки семей
предоставляются семьям, имеющим детей.
Цель Закона определена в преамбуле и реализуется в
его конкретных статьях. Аналогичные по смыслу и содержанию нормы,
предусматривающие распространение соответствующих мер государственной поддержки
лишь на семьи, имеющих детей, содержатся в ряде иных статей Закона.
Так, в частности, согласно п.1 ст. 4 Закона в целях
обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной
поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального
регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно п.п.8 п.2 ст. 4 Закона в регистре должна содержаться информация
(сведения) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения,
реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления),
гражданство).
Согласно п. 14 Правил подачи заявления о выдаче
государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи
государственного сертификата, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
30.12.2006г. № 873, в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о
рождении детей. Данная норма соответствует аналогичному правилу о необходимости
указания реквизитов свидетельства о рождении детей при включении лиц, имеющих
право на дополнительные меры государственной поддержки, в федеральный регистр.
Согласно п.2 ст. 20 Федерального закона «Об актах
гражданского состояния» от 15.11.1997г., в случае, если ребенок умер на первой
неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.
Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой
неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о
рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или
частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и
смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей
(одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации
рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
В соответствии с приведенной нормой закона и в
связи со смертью ребенка на четвертые сутки после рождения, свидетельство о
рождении Г*** В*** А*** истцу не выдавалось. По этой причине требуемые законом
сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные
меры государственной поддержки.
Согласно п.п.1 п.6 ст. 5 Закона,
основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является
отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в
соответствии с указанным законом.
Исходя из установленных по делу
обстоятельств и требований вышеприведенных норм закона, суд пришел к
правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа
пенсионного органа в выдаче К*** Ю.Л. государственного сертификата на
материнский (семейный) капитал. Для
получения государственного сертификата недостаточно только факта рождения
второго и последующего ребенка, но необходимо наличие двух и более детей в
семье для получения мер государственной поддержки.
Суд обоснованно согласился с доводами
ответчика о том, что рождение и воспитание
ребенка в семьях, уже имеющих одного или нескольких детей, снижает уровень
социальной защищенности таких семей, в связи с чем им и предоставляются
дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным
законом № 256-ФЗ.
Выдача государственных сертификатов на материнский
(семейный) капитал женщинам, имеющим в семье одного ребенка, противоречила бы
целям Федерального закона № 256-ФЗ, указанным в его преамбуле.
Доводы, приведенные К*** Ю.Л. в кассационной жалобе, являются
несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем
представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и
процессуальное законодательство применено судом правильно.
В силу
изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу
К*** Ю*** Л*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи