Судебный акт
Об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капиталл
Документ от 15.06.2010, опубликован на сайте 30.06.2010 под номером 17640, 2-я гражданская, Об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капиталл, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2010 г.                                                             Судья Пулькина Н.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

15 июня 2010 года                                                                                          г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей    Нестеровой Е.Б., Лисовой Л.С.,                            

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.,                  

с участием прокурора  Логинова Д.А.                 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе К*** Ю*** Л***  на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 мая 2010 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Димитровграда, действующего в интересах К*** Ю*** Л***, к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о признании решения незаконным и понуждении к выдаче государственного сертификата на материнский (семейный капитал) отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.Б., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Прокурор г. Димитровграда, действуя в интересах К*** Ю.Л., обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Димитровграде об отказе в выдаче истице государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Данное решение считает неправомерным, поскольку 16.03.2005 года у К*** Ю.Л. от брака с Г*** А.В. родился ребенок – Г*** В*** А***, который 20.03.2005 года умер. 29.10.2009 года у К*** Ю.Л. и Г*** А.В. родился второй ребенок – дочь Г*** А*** А***. К*** Ю.Л. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче  сертификата, однако в этом ей было отказано со ссылкой на то, что семья истицы имеет лишь одного ребенка, тогда как дополнительные меры государственной поддержки установлены законодательством семьям, имеющим детей.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе К*** Ю.Л. просит отменить решение суда и направить дело на новое судебное рассмотрение. Ссылается на неправильное применение норм ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Данный закон не содержит каких-либо ограничений в праве на получение материнского капитала для женщин, первый ребенок которых умер. Факт рождения первого ребенка К*** Ю.Л. подтвержден справкой о рождении, выданной ЗАГСом мэрии г. Ульяновска. Таким образом, имеющий юридическое значение факт нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела, поэтому у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления.

Кассационное представление, поданное прокурором, до начала рассмотрения дела судом кассационной инстанции отозвано.  

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения К*** Ю.Л., поддержавшей доводы жалобы, прокурора, согласившегося с решением суда,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом № 256-ФЗ от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Как следует из материалов дела,  16.03.2005г. у К*** Ю.Л. и Г*** А.В. родился сын Г*** В*** А***, что подтверждается справкой о рождении № 3*** от 12.11.2008г. (л.д. 5). Из свидетельства о смерти (л.д. 8) следует, что Г*** В.А. умер 20.03.2005г. Судом  установлено, что 29.10.2008г. родилась Г*** А*** А***, родителями которой являются истец К*** Ю.Л. и третье лицо Г*** А.В., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 6).

27.08.2009г. К*** Ю.Л. обратилась в УПФ с заявлением  о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на которое 04.09.2009г. получила ответ из УПФ об отказе в выдаче сертификата.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. № 256-ФЗ, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин - граждан РФ, независимо от места их жительства, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года.

Исходя из смысла приведенной нормы закона, суд пришел к объективному выводу о том, что  сам по себе факт рождения К*** Ю.Л. второго ребенка, имея в виду, что первый ребенок умер на первой неделе жизни, не порождает у родителей право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Из преамбулы Закона следует, что данный Закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Таким образом, как следует из названия Закона и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные к уже установленным в законодательстве РФ меры государственной поддержки семей предоставляются семьям, имеющим детей.

Цель Закона определена в преамбуле и реализуется в его конкретных статьях. Аналогичные по смыслу и содержанию нормы, предусматривающие распространение соответствующих мер государственной поддержки лишь на семьи, имеющих детей, содержатся в ряде иных статей Закона.

Так, в частности, согласно п.1 ст. 4 Закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Согласно п.п.8 п.2 ст. 4 Закона в регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

Согласно п. 14 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 873, в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о рождении детей. Данная норма соответствует аналогичному правилу о необходимости указания реквизитов свидетельства о рождении детей при включении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в федеральный регистр.

Согласно п.2 ст. 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997г., в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

В соответствии с приведенной нормой закона и в связи со смертью ребенка на четвертые сутки после рождения, свидетельство о рождении Г*** В*** А*** истцу не выдавалось. По этой причине требуемые законом сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно п.п.1 п.6 ст. 5 Закона, основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законом.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и требований вышеприведенных норм закона, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа пенсионного органа в выдаче К*** Ю.Л. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.  Для получения государственного сертификата недостаточно только факта рождения второго и последующего ребенка, но необходимо наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки.

Суд обоснованно согласился с доводами ответчика о том, что рождение и воспитание ребенка в семьях, уже имеющих одного или нескольких детей, снижает уровень социальной защищенности таких семей, в связи с чем им и предоставляются дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом № 256-ФЗ.

Выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал женщинам, имеющим в семье одного ребенка, противоречила бы целям Федерального закона № 256-ФЗ, указанным в его преамбуле.

Доводы, приведенные К*** Ю.Л. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 мая 2010 года  оставить без изменения, а кассационную жалобу К*** Ю*** Л*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи