У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2010
г.
Судья Сизова Г.М.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 июня 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Костюниной
Н.В., Лисовой Л.С.,
при секретаре Сиразетдиновой
Э.Я.
рассмотрела
в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)
в Тереньгульском районе Ульяновской области
на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 30 апреля 2010 года, по которому
постановлено:
Признать
незаконным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ в Тереньгульском районе
Ульяновской области во включении К*** Л*** В*** в стаж работы (педагогической деятельности)
по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
периода работы
в должности старшей пионервожатой в Б*** средней школе Тереньгульского района
Ульяновской области с 30.08.1980 года по 26.08.1981 года.
Обязать
Управление пенсионного Фонда РФ в Тереньгульском районе Ульяновской области
зачесть К*** Л.В. в стаж работы (педагогической деятельности) по специальности,
дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы
в должности старшей пионервожатой в Б*** средней школе Тереньгульского района Ульяновской области с
30.08.1980 года по 26.08.1981 года.
Заслушав доклад
судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия
установила:
К***
Л.В. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тереньгульском районе
Ульяновской области о признании незаконными действий Управления пенсионного
фонда в Тереньгульском районе и возложении обязанности зачесть в
педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы
в должности старшей пионервожатой.
В
обоснование требований указала, что пенсионный фонд не
засчитал в специальный стаж период ее работы с 30 августа 1980 года по
26 августа
1981 года в должности старшей
пионервожатой в Б*** средней школе Тереньгульского района Ульяновской области.
Изменение законодательства поставило ее в неравное положение с работниками, выполняющими
аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее, чем она.
Рассмотрев
заявленные истицей требования по существу, суд постановил вышеприведенное
решение.
В кассационной
жалобе УПФ РФ (ГУ) в Тереньгульском районе Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить как постановленное с нарушением норм
материального и процессуального права. Указывает, что суд применил нормативный
акт, не подлежащий применению, а именно: Постановление Совета Министров СССР от
17.12.1959 года №1397, поскольку право на назначение пенсии наступило у истицы
в период действия нового законодательства. Право на включение периода работы в
должности старшей пионервожатой в специальный стаж могло возникнуть у истицы
только в том случае, если бы на момент действия списка, утвержденного вышеназванным
постановлением, то есть до 01.10.1993 года, она выработала не менее 2/3 стажа,
требуемого для назначения пенсии. В нарушение норм процессуального права принято решение, обязывающее ответчика
произвести определенные действия в будущем.
Проверив материалы
дела, выслушав пояснения представителя УПФ РФ в Тереньгульском районе
Ульяновской области Г*** Т.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, обсудив
доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене
решения суда.
Статья 39
Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Как усматривается из
материалов дела, ответчиком было отказано в зачете в льготный стаж К*** Л.В.
периода работы в должности старшей пионервожатой с 30 августа 1980 года по 26 августа 1981 года в Б*** средней школе Тереньгульского района Ульяновской области по тем основаниям, что данная должность не
предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в
стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и
муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 29.10.2002 №781.
Суд первой инстанции
правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по
существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу
о наличии предусмотренных законом оснований для
удовлетворения иска.
В соответствии с п.. 19 п. 1 ст.
27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25
лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
независимо от их возраста.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ
от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в
которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи
с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и
Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01
ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей
работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах
и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам
ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным
Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года №463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета
Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и
порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона
РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В периоды работы истицы старшей пионервожатой
с 30.08.1980 по 26.08.1981 действовал перечень учреждений, организаций и
должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, в
соответствии с п.2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывалась, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и
детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, К*** Л.В. имеет право на зачет
указанного периода работы в специальный стаж. На момент рассмотрения вопроса о
зачете данного периода в специальный стаж законодательство изменилось, что
поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные
функции, но вышедшими на пенсию ранее, поэтому суд обоснованно включил названный период в специальный стаж.
В силу изложенного доводы кассационной жалобы
о необоснованном включении указанного периода в стаж, дающий право на досрочное
назначение пенсии, не могут повлечь отмену решения суда.
Ссылку ответчика на
то, что применение Постановления СМ СССР
от 17.12.1959 № 1397 могло бы иметь место, если бы до конца его действия истица отработала весь предусмотренный законом
25-летний стаж, судебная коллегия находит неубедительной и основанной на
неправильном толковании правовых норм.
Названный
нормативный акт содержал условие о том, что период работы в должности
пионервожатой может быть включен в педагогический стаж в том случае, если не
менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в
учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту
пенсию. Утверждение ответчика, что 2/3 стажа должны быть выработаны в период
действия данного нормативного акта, является ошибочным. К*** Л.В. более 23 лет занималась
педагогической деятельностью, которая дает право на назначение досрочной пенсии
в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и
действующих в настоящее время правовых актов.
Иное толкование и применение пенсионного
законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное
обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55
Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается
ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
То обстоятельство,
что на момент вынесения решения суда у
истицы не возникло право на пенсию, не может ограничивать её право на включение
спорного периода в специальный стаж, поэтому доводы кассационной жалобы в
указанной части являются несостоятельными.
Другие доводы
кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и
служить основанием для отмены состоявшегося судебного постановления не могут.
С учетом изложенного
судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для
его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
определила:
Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 30 апреля 2010 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи