Судебный акт
В признании права на получение жилищного сертификата отказано
Документ от 01.06.2010, опубликован на сайте 18.06.2010 под номером 17361, 2-я гражданская, Об обязании выделить вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело №33-***/2010

                                                Судья Зотова Л.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

01 июня 2010 года

                                   г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Гурьяновой О.В.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Д*** Н*** Ю*** на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 28 апреля 2010 года, которым суд решил:

Исковые требования Д*** Н*** Ю*** к администрации муниципального образования «Барышский район» о возложении обязанности выдать жилищный сертификат на получение субсидий для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации - Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Д*** Н.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Барышский район» о возложении обязанности выдать жилищный сертификат на получение субсидий для приобретения жилого помещения. В обоснование иска указала, что в 1983 году в возрасте 5-ти лет осталась без попечения родителей и воспитывалась в детском доме, а с 01.09.1994 г. по 26.06.1995 г. обучалась в ПТУ-*** г. Барыша. Ссылалась на то, что, несмотря на  отсутствие закрепленного за ней жилья, органы опеки и попечительства своевременно не приняли мер к постановке ее на учет для получения вне очереди жилого помещения или получения жилищного сертификата, нарушив тем самым ее жилищные права.  

Разрешив по существу заявленные истицей требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Д*** Н.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов указывает, что ее социальный статус как ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть утрачен из-за  превышения возраста, установленного ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В установленный  законом срок она не имела возможности своевременно воспользоваться своим правом на получение жилья ввиду юридической неграмотности. Суд применил положения части 3 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, не действующей в настоящее время. Кроме того, не согласна с применением судом срока исковой давности, поскольку она узнала о праве на получение жилищного сертификата лишь в 2009 году. Факт постановки ее на учет в администрации МО «Барышский район» в качестве нуждающегося в жилом помещении в настоящее время не отменяет права на получение жилищного сертификата, так как оно ею не реализовано.    

В отзыве на кассационную жалобу Д*** Н.Ю. ОГОУ НПО «ПУ №***» поддерживает доводы кассационной жалобы истицы.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения Д*** Н.Ю., представителей третьего лица С*** С.С. и М*** С.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Д*** Н.Ю. родилась 05.09.1977 г. в г. Ульяновске. Ее мать Д*** А.М., являющаяся одинокой матерью, была лишена родительских прав решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 15.06.1983 г., истица помещена в детский дом.  01.09.1994 г. Д*** Н.Ю. выбыла из детского дома на учебу в Барышское ПТУ-***, которое окончила 26.06.1995 г. После окончания училища истица работала на фабрике, проживала в общежитии, предоставленном ей в связи с работой, поскольку закрепленного за ней жилья не имела. В настоящее время работает в МУЗ «Барышская ***», с 2001 года проживает с несовершеннолетним ребенком в здании, принадлежащим больнице и расположенном  по адресу: г. Барыш, ул. А***, дом ***.

Решением администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области от 12.05.2009 г. Д*** Н.Ю. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.  Ранее по вопросу предоставления ей жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, Д*** Н.Ю. в органы исполнительной власти субъекта РФ либо органы    местного самоуправления  не обращалась.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для  удовлетворения требований  Д*** Н.Ю. о  выдачи ей  жилищного сертификата, не установлено.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа  вышеуказанного возраста.

Установив, что на момент обращения с иском о реализации установленного вышеуказанным нормативным актом права на получение жилищного сертификата истице исполнилось 32 года, при этом ранее по данному вопросу она в установленном законом порядке в органы местного самоуправления не обращалась, хотя каких-либо  препятствий к этому не имелось, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ею требований.

Доводы, приведенные Д*** Н.Ю. в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Доводы истицы о том, что превышение возраста, установленного ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, основанием к утрате ее социального статуса как ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не  является, несостоятельны.

С достижением ребенком возраста восемнадцати лет,  в силу ст. 21 ГК РФ,  изменяется его социальный статус – он становится совершеннолетним, то есть полностью дееспособным гражданином.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает возможность получения государственной поддержки не только детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, но и совершеннолетними лицами в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, или они остались без попечения родителей. Право на  внеочередное предоставление жилого помещения иным лицам вышеуказанным законодательным актом не предусмотрено.

Юридическая неграмотность, на которую ссылается истица в обоснование своих требований, не может быть отнесена к уважительным причинам несвоевременного обращения в компетентные органы за  получением социальной льготы.

Довод о необоснованном применении срока исковой давности на правильность принятого судом решения не влияет, так как  из переписки истицы с органами местного самоуправления следует, что о нарушении своего права она узнала в 206 году.

Ссылка суда на положения части 3 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции 30.08.2004 г., не действующей в настоящее время, основанием к отмене решения суда не является, поскольку правовое обоснование выводов суда не изменяет.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Барышского городского суда Ульяновской области от 28 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Д*** Н*** Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи