УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело №33-***/2010 Судья Мещанинова
И.П.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 мая 2010
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Лисовой Л.С.,
при секретаре Высоцкой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе
Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области
от 07 апреля 2010 года, которым суд решил:
Исковые требования М***
А*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному
учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной
пенсии по старости удовлетворить частично.
Решение Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Карсунском районе Ульяновской области № *** от 26.02.2010 года об отказе в
назначении досрочной пенсии по старости М*** А*** А*** отменить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Карсунском районе Ульяновской области включить в специальный стаж М*** А*** А***
период службы в составе вооруженных сил СССР с 05.07.1982 года по 18.05.1985
года (2 года 10 месяцев 14 дней) в календарном исчислении, периоды нахождения
на курсах повышения квалификации с 04.10.1999 года по 02.11.1999 года; с
14.05.2001 года по 20.05.2001 года; с 12.04.2004 года по 08.05.2004 года; с
17.05.2006 года по 13.06.2006 года; с 02.11.2009 года по 27.11.2009 года в
льготном исчислении и назначить трудовую пенсию с 24 февраля 2010 года.
В удовлетворении
остальной части требований М*** А*** А*** отказать.
Заслушав доклад
председательствующего судьи, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
М*** А.А. обратился
в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В обоснование иска
указал, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной
трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, получил отказ по причине
отсутствия у него необходимого специального стажа. Ответчик не включил в специальный
стаж период его службы в Вооруженных Силах
СССР с 05.07.1982 года по 18.05.1985 года, а также периоды нахождения на курсах
повышения квалификации: с 04.10.1999г. по 02.11.1999г. (29 дней); с
14.05.2001г. по 20.05.2001г. (7 дней); с 12.04.2004г. по 08.05.2004г. (27
дней); с 17.05.2006г. по 13.06.2006г. (27 дней); с 02.11.2009г. по 27.11.2009г.
(26 дней). Просил суд отменить
решение об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости,
обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении указанный
период военной службы с 05.07.1982г. по 18.05.1985г. продолжительностью 5 лет 8
месяцев 28 дней из расчета 1 год военной службы за 2 года работы, а также
периоды нахождения на курсах повышения квалификации, обязав ответчика назначить
ему пенсию по старости с 24 февраля
2010 года.
Разрешив по существу
заявленные истцом требования, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе ГУ-УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается с
состоявшимся решением суда, просит отменить его как принятое с существенным
нарушением норм материального и процессуального права и принять новое судебное
постановление об отказе в удовлетворении иска М*** А.А. в полном объеме.
Жалоба мотивирована
тем, что при разрешении иска в части включения в стаж периода службы истца в
Вооруженных Силах СССР суд применил закон, не подлежащий применению –
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397. Автор жалобы
указывает, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной
пенсии, действовал Список должностей и учреждений, работа в которых
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Включение в специальный
стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР ни данным Списком, ни
соответствующими Правилами исчисления периодов работы, утвержденными этим же
Постановлением, не предусмотрено. Кроме того, Постановление Совета Министров
СССР от 17.12.1959г. №1397 не может применяться при назначении досрочных пенсий
по ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку утратило силу с
01.10.1993г.
Не соглашаясь с
решением суда в части зачета в специальный стаж истца периодов нахождения на
курсах повышения квалификации, заявитель ссылается на Правила исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516. В
этой связи указывает, что данные периоды не подлежат включению в специальный
стаж, поскольку истец не выполнял свои трудовые обязанности в течение полного
рабочего дня.
М*** А.А. в
возражение на кассационную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской
области просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, решение суда
оставить без изменения.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции
правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по
существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу
о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
Статья 39
Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
В соответствии с
подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N
173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от
27.12.2009) трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего
Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в
сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах,
сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо
от их возраста.
Согласно протоколу
комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при
Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Карсунском районе
Ульяновской области № *** от 26.02.2010
М*** А.А. в специальный стаж для
назначения льготной пенсии в общей сложности включено 27 лет 9 месяцев 15 дней.
Истцу отказано во
включении в специальный стаж периода его службы в Вооруженных Силах СССР с 05.07.1982 года по 18.05.1985 года и периодов
нахождения на курсах повышения квалификации.
Суд
обоснованно удовлетворил требования
истца о включении этих периодов в
специальный стаж и назначил пенсию с 24 февраля 2010 года.
С
доводами кассационной жалобы ответчика нельзя согласить по следующим основаниям
В период времени
службы истца в составе Вооруженных Сил СССР действовало утвержденное
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о
порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого
предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и
здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях,
организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу
лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы М***
А.А. в Советской армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002
года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных
трудовых пенсий медицинским работникам.
Таким образом,
вышеназванный период службы М*** А.А. подлежал включению в стаж работы по
специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо
от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него
на это права.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации
целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом
прав и свобод человека и гражданина.
Прохождение
соответствующих курсов повышения квалификации является обязательной частью
трудовой деятельности М*** А.А.. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при
направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от
работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата
по основному месту работы. За время нахождения истца на курсах повышения
квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые
выплаты) в пенсионный фонд.
Таким образом, суд
пришел к обоснованному выводу, что периоды нахождения М*** А.А. на курсах
повышения квалификации должны исчисляться в том же порядке, что и время работы,
и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по
старости, в льготном исчислении.
Учитывая
изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что материальное и
процессуальное законодательство применено судом правильно. Оснований для
удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 07 апреля 2010 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи