У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33- 1*** -2010
г.
Судья Крымкина Т.М.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 мая 2010
года г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Лисовой Л.С.,
при секретаре
Сиразетдиновой Э.Я.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Е*** И*** С***
на решение Мелекесского районного
суда Ульяновской области от 08
апреля 2010 года, по которому
постановлено:
В иске Е*** И*** С***
к администрации муниципального образования «Среднеякушкинское сельское
поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области о признании незаконным
отказа в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий
(протокол № *** от 08.02.2010 г.) и возложении обязанности на муниципальное
образование «Среднеякушкинское сельское поселение» Новомалыклинского района
Ульяновской области поставить на учет как нуждающегося в улучшении жилищных
условий Е*** И*** С*** отказать.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Е*** И.С.
обратился в суд с иском к администрации муниципального
образования «Среднеякушкинское сельское поселение» о признании незаконным
отказа в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и
возложении на ответчика обязанности поставить его на учет в
качестве нуждающегося в улучшении
жилищных условий. В обоснование иска указал, что является инвалидом Великой
Отечественной войны, проживает с семьей сына
в доме № *** по ул. Полевая в с. Н*** Новомалыклинского района
Ульяновской области, общей площадью 51,08 кв.м, жилой – 38,51 кв.м.
Собственником дома является его сын – Е*** С.И. В доме зарегистрированы четыре
человека: он, его сын и двое внуков. Однако фактически проживают пять человек –
указанные выше лица и жена сына – Е*** О.М., в доме отсутствует канализация,
туалет и ванна, во дворе имеется баня, в связи с чем актом обследования
жилищно-бытовых условий их семья признана
нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании заявления решением жилищной комиссии от
25.12.2009 г. он был поставлен на учет
как нуждающийся в улучшении жилищных условий, а решением той же комиссии от 08.02.2010 г. снят с учета
в связи с превышением установленной учетной нормы площади жилого помещения,
приходящейся на каждого члена его семьи.
Полагал данное решение незаконным, поскольку в доме фактически проживают пять человек, дом
неблагоустроен, поэтому он как ветеран Великой Отечественной Войны подлежит
обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Е*** И.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить, направить
дело на новое рассмотрение в тот же суд. Указывает, что в доме фактически
проживают пять человек, в связи с чем он не обеспечен учетной нормой жилой площади,
установленной муниципальным образованием в размере 12 кв.м. Принадлежащая Е***
О.М. на праве собственности доля в
однокомнатной квартире в г. Ульяновске не может учитываться при расчете учетной
нормы в спорном жилье. Местом жительства
граждан признается место, где гражданин
фактически проживает, именно это должно учитываться при решении вопроса о его обеспеченности нормой
жилья в спорном доме. Кроме того, являясь ветераном ВОВ, он подлежит обеспечению достойным жильем, то
есть со всеми удобствами, в соответствии
с Указом Президента РФ № 712 от 07.05.2008 г.
Проверив материалы
дела, выслушав пояснения представителя истца – Е*** А.И., поддержавшего доводы
кассационной жалобы, представителя администрации МО «Новомалыклинский район» -
К*** П.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы
кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения
суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела следует, что истец Е*** И.С., являющийся ветераном и
инвалидом Великой Отечественной войны, с 1980 г. проживает в доме № *** по ул.
Полевая с. Н*** Новомалыклинского района Ульяновской области, который им был
подарен сыну – Е*** С.И. в 2003 году. В настоящее время собственником дома
является Е*** С.И.
Общая площадь дома составляет 51,08 кв.м, жилая – 38,51
кв.м.
В доме зарегистрированы четыре человека – истец, его сын - Е*** С.И.,
дети сына – Е*** М.С., 1992 года
рождения, и Е*** Д.С., 1999 года рождения. Фактически, кроме указанных лиц, в доме проживает супруга сына - Е*** О.М.
Е*** О.М. имеет на праве собственности ½ долю однокомнатной
квартиры № 281 дома № *** по ул. О*** в г. Ульяновске общей площадью 35,04
кв.м, в которой она зарегистрирована.
25 декабря 2009 г. Е*** И.С. обратился в администрацию МО «Среднеякушкинское сельское поселение» по
вопросу улучшения его жилищных условий как участника ВОВ.
Решением жилищной
комиссии муниципального образования № *** от 25.12.2009 г. истец
принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением той же
комиссии № *** от 08.02.2010 г. Е*** И.С. исключен из числа очередников на получение социального
жилья в связи с обеспеченностью его учетной нормой жилья, установленной
муниципальным образованием.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из
того, что на момент обращения в
администрацию сельского поселения Е*** И.С. был обеспечен учетной нормой жилья,
в связи с чем оснований для признания
решения жилищной комиссии о снятии его с
учета нуждающихся в улучшении жилищных условий от 078.02.2010 г. не имелось.
Судебная коллегия
полагает, что данный вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии
с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального
закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной
поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального
бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2
указанного Федерального закона.
Указом Президента РФ
от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой
Отечественной войны 1941-1945 годов»
предписано завершить обеспечение
жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной
войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой
отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному
закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О
ветеранах».
Указанные
нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем
не всех ветеранов и инвалидов Великой
Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в
улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Согласно ст.51 ЖК РФ
гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, признаются:
1) не являющиеся
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные
общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в
помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками
жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в
квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной,
страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное
проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого
помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на
праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
При наличии у
гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по
договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности,
определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения
осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых
помещений.
Решением Совета
депутатов МО «Среднеякушкинское сельское поселение» от 29.08.2008 г. № ***
следует, что учетная норма площади жилого помещения в МО «Среднеякушкинское
сельское поселение» установлена в размере 12 кв.м на человека.
Установив, что Е***
И.С. является членом семьи собственника жилого дома – Е*** С.И., который
проживает в доме с супругой, имеющей на праве собственности долю в другом жилом
помещении, и двумя несовершеннолетними детьми, правомерно определил уровень
обеспеченности истца общей площадью
жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений,
принадлежащих его семье.
Кроме того, суд
пришел к обоснованному выводу о том, что
отсутствие в доме горячей воды, ванны и туалета не является основанием для признания Е*** И.С.
нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса
Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано
непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством
Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об
утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции».
В соответствии с пунктом 7 названного
Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание
помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а
также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован
данной нормой.
В силу п. 12 вышеуказанного Постановления
Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 47 в поселениях без централизованных
инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие
водопровода и канализированных уборных.
Проведя обследование дома, межведомственная
комиссия администрации МО «Среднеякушкинское поселение» 15.03.2010 г. признало
его пригодным для проживания, отвечающим нормам, установленным для жилых
помещений сельской местности.
Таким образом,
обеспеченность Е*** И.С. жильем соответствует установленной учетной норме и
нормам благоустройства в сельской местности, в связи с чем оснований для признания решения органа
местного самоуправления о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных
условий незаконным не имеется.
Доводы, приведенные
Е*** И.С. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
Доводы о фактическом
проживании в доме семьи в составе пяти человек, а также отсутствии в жилом помещении удобств в виде горячего водоснабжения и
канализации, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана
надлежащая правовая оценка, оснований для признания ее неправильной судебная
коллегия не находит.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Мелекесского районного суда
Ульяновской области от 08 апреля
2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Е*** И*** С*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи