Судебный акт
О признании незаконными действий УФМС
Документ от 04.05.2010, опубликован на сайте 08.06.2010 под номером 17070, 2-я гражданская, О признании незаконными действий УФМС, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

Дело № 33 - *** - 2010                                                     Судья Матвеева Л.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 мая 2010 г.                                                                                      город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Аладина П.К. и Гурьяновой О.В.,

при секретаре Якуте М.Н.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 марта 2010 года, по которому постановлено:

 

Признать действия Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области, выразившиеся в оставлении заявления Т*** В*** П*** и Т*** Е*** В*** о принятии в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без рассмотрения,  незаконными.

Обязать Управление федеральной миграционной службы по Ульяновской области рассмотреть по существу вопрос о принятии Т*** В*** П*** и Т*** Е*** В***  в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Т*** В.П., Т*** Е.В. обратились в суд с заявлением о признании не законными действий  должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области, возвративших им документы на оформления гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Требования мотивировали тем, что решением Инзенского районного суда от 12.02.2009 года на УФМС России по Ульяновской области  возложены обязанности принять от них документы на оформление гражданства в упрощенном порядке. 24 марта 2009 года они подали заявление о приеме в гражданство Российской Федерации с пакетом документов, однако по существу их заявление рассмотрено не было. 15 сентября 2009 года начальник УФМС России по Ульяновской области утвердил заключение, согласно которому в связи с отсутствием оснований для приема заявления о приобретении гражданства, предусмотренных ФЗ РФ «О гражданстве РФ»,  оставить заявления Т*** Е.В. и Т*** В.П. без рассмотрения. Основанием для оставления заявлений без рассмотрения явилось отсутствие регистрации заявителей по месту жительства на территории РФ по состоянию на 01.07.2002 года либо разрешения на временное проживание, либо вида на жительство.

Рассмотрев заявленный спор, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УФМС России по Ульяновской области просит состоявшееся решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Согласно п.п.«е» п.14 Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. №1325, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона необходимо представить пакет документов, в том числе паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 01 июля 2002 г. либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 01 июля 2002 г., либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство. В соответствии с п.4 ст.35 Федерального закона №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г. рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Так как Т*** В.П. и Т*** Е.В. не был представлен полный пакет документов для оформления приобретения гражданства РФ в упрощённом порядке, а именно документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства на 01.07.2002г., то заявление правомерно было оставлено без рассмотрения. Решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации на 01.07.2002г. документом, подтверждающим регистрацию по месту жительства на 01.07.2002г., не является.  Сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 01 июля 2002 года не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, то есть служащим основанием для принятия решения о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, поскольку Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании (абзац восьмой статьи 3), а Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Считают, что заявителями пропущен срок для обращения в суд за защитой нарушенных прав.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, заслушав представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области Е*** И.Е., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что Т*** В*** П***, 12.01.1953г.р., уроженка с. А*** района Ульяновской области, является гражданкой Республики Казахстан, имеет паспорт гражданина Республики Казахстан, №***, выданный МВД Республики Казахстан ***2000г.

Т*** Е*** В***, 27.04.1985г.р., уроженка г. К*** района Казахской ССР, является гражданкой Республики Казахстан, имеет паспорт гражданина Республики Казахстан, №***, выданный МВД Республики Казахстан ***2001г.

По утверждению заявителей, на территорию РФ они прибыли в 2001 г. из Казахстана и с этого времени безвыездно проживали на территории Ульяновской области без регистрации.

Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 12 февраля 2009 года по заявлению Т*** В*** П***, Д*** В***, Е*** В***, Т*** В*** Е*** к территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ульяновской области в Инзенском районе о возложении обязанности принять документы для оформления гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке был установлен факт постоянного проживания Т*** В*** П***, Е*** В*** на территории Российской Федерации по состоянию на 01.07.2002 года. Этим же решением на Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ульяновской области в лице территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы РФ по Ульяновской области в Инзенском районе возложена обязанность принять у Т*** В*** П***, Т*** Е*** В*** следующий пакет документов для оформления гражданства РФ в упрощенном порядке по ст. 14 ч.4 ФЗ РФ «О гражданстве РФ»: заявление в 2-х экземплярах; квитанцию об оплате госпошлины в размере  1 000 рублей; свидетельство о рождении, свидетельство о браке, удостоверение личности, решение суда об установлении факта проживания на 01.07.2002 года на территории РФ, три фотографии размером 3х4 см.

24 марта 2009 года Т*** В.П., Т***  Е.В. подали заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, однако по существу оно вновь не было рассмотрено.

Начальником УФМС России по Ульяновской области утверждено 15 сентября 2009 года заключение – в связи с отсутствием оснований для приема заявления о приобретении гражданства, предусмотренных ФЗ РФ «О гражданстве РФ»,  оставить заявления Т*** Е.В. и Т*** В.П. без рассмотрения. При этом основанием для оставления заявлений без рассмотрения явилось отсутствие регистрации заявителей по месту жительства на территории РФ по состоянию на 01.07.2002 года, либо разрешения на временное проживание, либо вида на жительство.

Т*** В.П. и Т*** Е.В. какого-либо письменного ответа УФМС России по Ульяновской области не направилось, что не отрицалось в суде первой инстанции представителем УФМС России по Ульяновской области.

Удовлетворяя требования заявительниц, суд правомерно исходил из требований п. 4 ст. 35 ФЗ от 31.05.2002 г. № 62- ФЗ «О гражданстве РФ», где сказано, что рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Решением суда на УФМС РФ по Ульяновской области возложена обязанность принять документы Т*** В.П. и Т*** Е.В. для решения вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. При этом пакет документов, подлежащих подаче заявительницами в УФМС, решением Инзенского районного суда от 12 февраля 2009 года был определен.

Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ предусмотрены статьей 16 ФЗ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Суд правильно указал в решении,  что их перечень носит исчерпывающий характер. При этом ни нормы ФЗ «О гражданстве РФ», ни положение «О порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», утвержденное Указом Президента РФ № 1325 от 14.11.2002г., ни Административный регламент исполнения государственной функции по вопросам гражданства, утвержденный Приказом Министерства иностранных дел РФ 16 июня 2008г. № 7491, не предусматривают возможность оставления заявления гражданина о приеме в гражданство РФ без рассмотрения.

При таких обстоятельствах районный суд пришел к правильному выводу, что вопрос о приеме в гражданство РФ заявителей УФМС РФ по Ульяновской области по существу не разрешен, оставление заявления Т*** В.П. и Е.В. без рассмотрения не соответствует закону.

Суд правомерно признал действия Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области, выразившиеся в оставлении заявления Т*** В*** П*** и Т*** Е*** В***, о принятии в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без рассмотрения   незаконными, и обоснованно обязал его рассмотреть по существу вопрос о принятии Т*** В*** П*** и Т*** Е*** В***  в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Доводы кассационной жалобы о том, что заявление Т*** В.П. и Е.В. о приеме в гражданство РФ УФМС РФ по Ульяновской области не возможно разрешить без документов, предусмотренных ч.4 ст. 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В силу ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решением Инзенского районного суда  Ульяновской области от 12.02.2009 года на УФМС РФ по Ульяновской области возложена обязанность принять у Т*** В.П. и Т*** Е.В. документы для решения вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в решении перечень документов был приведен, данное решение вступило в законную силу и подлежало обязательному исполнению УФМС.

Суд обоснованно посчитал, что заявителями не был пропущен срок обращения в суд за защитой нарушенных прав, поскольку УФМС России по Ульяновской области не направило заявителям какого-либо ответа на их заявления о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

Учитывая вышеизложенное, доводы кассационной жалобы признать состоятельными нельзя, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 марта 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи