Судебный акт
О признании договора аренды земельного участка недействительным
Документ от 04.05.2010, опубликован на сайте 11.06.2010 под номером 16945, 2-я гражданская, О признании права собственности в порядке наследования, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТИНОЙ СУД

 

Дело № 33-***/2010 г.                                             Судья Ибрагимова Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

04 мая 2010 года                                                                                 г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Булгакова Г.М., Казаковой М.В.,

при секретаре Высоцской А.В.

рассмотрела  дело  по  кассационной жалобе Мэрии города Ульяновска на решение  Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 марта 2010  года,  которым  постановлено:

 

Исковые    требования    П***    А***    А***, Ф*** А*** А***, С*** Н*** А*** удовлетворить частично.

Признать недействительным договор аренды земельного участка 24-*** от 23.06.2009г., заключенный между Мэрией г. Ульяновска и Ф***     В***    Н***,     на    земельный    участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, п. К*** (восточнее жилого дома № ***), кадастровый номер 73:***:13.

Признать недействительным договор аренды земельного участка 24-*** от 23.06.2009г., заключенный между Мэрией г. Ульяновска и К*** А*** С***, на земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, п. К*** (восточнее жилого до № ***, кадастровый номер 73:***:16.

В удовлетворении остальной части исковых требований о признании земельных    участков    единым    земельным    участком,    признании недействительными свидетельств о праве на наследство, признании права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный единый участок, внести изменения в единый кадастр недвижимости отказать.

 

Заслушав  доклад  судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

П*** А*** А***, Ф*** А*** А***, С*** Н*** А*** обратились с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Мэрии г. Ульяновска, Ф*** В*** Н***, К*** А*** С***, нотариусу К*** Е.А., Управлению федеральной регистрационной службы по Ульяновской области о признании земельных участков единым земельным участком, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, признании недействительными договоров аренды земельных участков, признании права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный единый участок, внести изменения в единый кадастр недвижимости.

Требования мотивированы тем, что  с 1945 года их родители имели в собственности жилой дом в п. К***. П*** А*** И*** на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 3462,2 кв.м. После смерти П*** А.И. (21.09.1993) Ф*** А.А. (дочь) было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на 11/15 долей от ½  доли жилого дома и 11/15 долей от ½  доли земельного участка. Таким образом, ей стало принадлежать 11/30 долей земельного участка площадью 3462,2 кв.м. П*** А.П. (жена) и П*** А.А. (сын) было выдано свидетельство о праве на наследство по закону каждому на обязательную долю на 2/15 доли от ½ доли жилого дома и 2/15 доли от ½  доли земельного участка. Таким образом, П*** А. А. стало принадлежать 2/30 доли земельного участка. П*** А.П. стало принадлежать: ½  доля (ее половина дома) + 2/15 от ½  (обязательная доля) = 17/30 долей земельного участка. На основании свидетельств о праве на наследство, выданных нотариусом, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ульяновского района каждому наследнику была рассчитана площадь земельного участка и выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок. Таким образом, из одного единого земельного участка образовалось три участка. Ф*** А.А. выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 0,127 га, П*** А.П. - на 0,1962 га, П*** А.А. - на 0,0231 га. На кадастровый учет был поставлен земельный участок П*** А.П. с номером 73:***02 и адресом - г. Ульяновск, п.К***, д.***; земельный участок П*** А.А. - с номером 73:***:18 и адресом - северо-восточнее домовладения № ***; земельный участок Ф*** А.А. - с номером 73:***:17 и адресом - прилегающий к домовладению № ***.

30.03.2001г. умерла П*** А.П. Ее имущество перешло к трем наследникам. Однако расчет долей нотариусом был произведен неверно. За наследственное имущество матери был взят земельный участок площадью 1962 кв.м, а не 17/90 долей земельного участка. Не учтено, что П*** А.П. унаследовала долю земельного участка площадью 3462,2 кв.м. В результате неверного расчета С*** НА., Ф*** А.А., П*** А.А. стали наследниками по 1/3 доле земельного участка площадью 1962 кв.м. Считают, что делить земельный участок площадью 3462 кв.м на три земельных участка было нельзя. Этим участком пользовалась вся семья, никаких границ на участке не было. Они имеют долевую собственность  в жилом доме, который расположен на данном участке. Ф*** А.А. принадлежит в доме 5/9 долей, С*** Н.А. - 17/90 долей, П*** А.А. - 23/90 доли.

О внесении изменений в кадастровый учет им было отказано, так как границы их земельного участка пересекают границы земельного участка (***) с кадастровым номером 73:***:13 и адресом - п. К*** (восточнее жилого дома № ***) и границы земельного участка (***) с кадастровым номером 73:***:16 и адресом - п. К*** (восточнее жилого дома № ***. Земельный участок с кадастровым номером 73:***:13 принадлежит Ф*** В.Н., земельный участок  с кадастровым номером 73:***:16 принадлежит К*** А.С. Считают, что земельные участки предоставлены Ф*** В.Н.и К*** А.С. в аренду незаконно, так как участки сформированы на земельном участке, принадлежащем им на праве собственности. В связи с этим нарушены их права как собственников.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной  жалобе мэрия города Ульяновска, не соглашаясь  с решением суда, просит его отменить, указывая, что при заключении договоров аренды земельных участков с Ф*** В.Н. и К*** А.С. для индивидуального строительства соблюдены требования ст. 30.1 ЗК РФ. Суд, признавая договоры аренды недействительными, не учел того, что постановления главы города о предоставлении указанным гражданам земельных участков в аренду не оспорены и являются действующими.

Изучив  материалы  дела, обсудив  доводы  кассационной  жалобы, заслушав пояснения Т*** О.В. – представителя мэрии города Ульяновска, К*** К.А. -представителя Ф*** В.Н. и К*** А.С., поддержавших кассационную жалобу, истцов и их представителя М*** Н.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная  коллегия   приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что с 14.07.1992 года П*** А.И. являлся  собственником жилого дома общей площадью 49,7 кв.м на земельном участке, расположенным  по адресу: п. К***, Ленинский район, г. Ульяновск,  обшей площадью 3462,2 кв.м. П*** А.И. умер 21.09.1993 года.

После смерти П*** А.И. П*** А.П. (жена) было выдано свидетельство о праве собственности на ½  совместно нажитого имущества в виде жилого дома и земельного участка площадью 3462,2 кв.м. На оставшуюся ½  долю жилого дома и земельного участка было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию Ф*** А.А.(дочь) на 11/15 долей от ½   доли в жилом  доме и земельном участке. Также выдано свидетельство о праве на наследство по закону по 2/15 долей от ½ доли наследственного имущества в виде дома и земельного участка П*** А.П. и П*** А.А.

09.06.1995 года на основании указанных выше свидетельств Комитетом по земельным ресурсам Ульяновского района были выданы  свидетельства на право собственности на землю П*** А.П.  на земельный участок площадью 0,1962 га, Ф*** А.А. - 0,127 га, П*** А.А. - 0,0231 га.

Таким образом, ранее существующий единый участок был разделен на три самостоятельных участка.

Таким образом, с 1995 года образовалось три отдельных земельных участка площадью 0,1962 га, площадью 0,127 га, площадью 0,0231 га. Собственники указанных участков были согласны с этим и не оспаривали выдел их долей из ранее существующего единого земельного участка.

Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет: земельный участок площадью 1962 кв.м с кадастровым номером 73:***:2 (участок П*** А.П.); земельный участок площадью 231 кв.м с кадастровым номером 73:***:18 (участок П*** А.А.); земельный участок площадью 1270 кв.м с кадастровым номером 73:***:17 (участок Ф*** А.А.).

П*** А.П. умерла 30.03.2001 года.

После ее смерти на ее долю в жилом доме и земельном участке вступили в наследство истцы - С*** Н.А., П*** А.А. и Ф*** А.А. В  порядке наследования право перешло к наследникам  в равных долях по 1/3 доле на земельный участок площадью 1962 кв.м и 17/30  долей жилого дома, расположенных по адресу: п. К*** Ленинского района г. Ульяновска.

В соответствии со ст. 1162 ГК РФ  свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом.

Свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части.

Суд первой инстанции правильно определил значимые для дела обстоятельства, с достаточной полнотой исследовал их и представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для  удовлетворения заявленных  истцами требований в части признания недействительными свидетельства о праве на наследство, с возложением обязанности на ответчиков по объединению вновь образованных земельных участков в единый земельный участок с передачей его им в общую долевую собственность.

Истцы на законных основаниях приобрели право собственности на указанные выше земельные участки. Доли их в наследственном имуществе определены правильно.

Из материалов дела также следует, постановлениями мэра г. Ульяновска от 15.01.2009 №№***, *** были утверждены  схемы  расположения  земельных  участков  по  адресу:  г Ульяновск, Ленинский район, п. К*** (восточнее жилых домов № ***  и №***.) Земельные участки площадью по 1000 кв.м, расположенные по  адресу:  г.  Ульяновск, Ленинский район, п. К*** (восточнее жилых домов №***, и №***), предоставлены  Ф*** В.Н. и К*** А.С. в аренду под индивидуальное жилищное строительство.  На основании данных постановлений мэра города Мэрией г. Ульяновска с Ф*** В.Н. и К*** А.С. 23.06.2009года  были заключены договоры аренды. 

Однако предоставленные Ф*** В.Н. и К*** А.С. земельные участки в аренду не являлись свободными от прав третьих лиц и частично накладывались на земельные участки истцов.

Данный факт установлен заключением судебной экспертизы. Площадь наложения участков является значительной и составляет в пределах 200 - 800, кв.м.

В данном случае  предоставление земельных участков  в аренду Ф*** В.Н. и К*** А.С. под индивидуальное строительство нарушает права истцов на земельные участки, которые находятся у них в собственности.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Поэтому суд, восстанавливая нарушенные права истцов, на законных основаниях признал недействительными договоры аренды земельных участков, заключенные мэрией города с Ф*** В.Н. и К*** А.С.

В кассационной жалобе мэрией города указывается, что при заключении сделок с Ф*** В.Н. и К*** А.С. были проведены торги с соблюдением  порядка, установленного  ст. 30.1 ЗК РФ.

Однако указанные доводы не имеют для данного дела правого значения, поскольку  на торги выставлены земельные участки, границы которых сформированы неправильно.

Что касается доводов жалобы о том, что суд, признавая договоры аренды недействительными, не признал недействующими постановления мэра города, на основании которых были заключены  договоры аренды земельных участков, то они не могут быть признаны заслуживающими внимания и ставить под сомнение правильность выводов суда первой инстанции.

Суд на законных основаниях рассмотрел дело в пределах заявленных истцами требований.

Указанные в жалобе  постановления могут быть оспорены в суде лицами, права которых ими будут нарушаться, или отменены  лицом, принявшим их.

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность состоявшегося  судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда,  не имеется.

Материальный закон судом применен правильно.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда  г. Ульяновска от 25 марта 2010г. года оставить без изменения, кассационную жалобу  Мэрии города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи