Судебный акт
О признании права на получение жилищного сертификата
Документ от 27.04.2010, опубликован на сайте 27.05.2010 под номером 16755, 2-я гражданская, О признании права на получение жилищного сертификата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело № 33-***/2010                                                             Судья Даминова В.Л.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

27 апреля 2010 год                                                                           город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Аладина П.К., Костюниной Н.В.,

при секретаре Якуте М.Н.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе К*** Н*** А*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 марта 2010 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска К*** Н*** А*** к муниципальному учреждению «Управление образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области и муниципальному учреждению «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании права на получение жилищного сертификата как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающегося в обеспечении жилым помещением вне очереди, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

К*** Н.А. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению «Управление образования МО «Ульяновский район» о признании права на получение жилищного сертификата как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в обеспечении жилым помещением вне очереди.

 

Иск мотивировала тем, что в 1995 году она была помещена в школу-интернат в связи с лишением матери родительских прав. Постановлением главы администрации Ульяновского района от 23 мая 1995 года за ней была закреплена жилая площадь, в которой она с братьями, сестрой и матерью проживала – квартира *** дома *** по ул. П*** в пос. Л***. С 01 сентября 2003 года по 22 августа 2005 года она обучалась в ОГОУ НПО «ПУ- ***». 03 июня 2005 года она зарегистрировалась в квартире, которая была за ней и другими детьми сохранена. Постановлением главы администрации МО «Ульяновский район» от 26 января 2010 года был отменен пункт постановления главы администрации района, которым за ней сохранялось право на квартиру *** дома *** по ул. П*** в пос. Л***, поскольку оказалось, что дом не является муниципальной собственностью.  Жилым помещением для проживания она не обеспечена, в очереди на улучшение жилищных условий не состоит. В 2008 году вступила в брак, имеет сына 2008 года рождения, проживает со своей семьей на съемных квартирах.

 

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе К*** Н.А. просит решение отменить.

 

Жалоба мотивирована тем, что квартира, в которой она зарегистрирована, непригодна для проживания, ее регистрация в ней носит формальный характер. В определении суда от 12 марта 2010 года был поставлен вопрос: является ли квартира пригодной для проживания. Однако межведомственная комиссия ответа на этот вопрос не дала. Поэтому суд не вправе был делать вывод о пригодности этого жилья для проживания. 

 

В возражениях на кассационную жалобу муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения. Указывает, что истице исполнилось 24 года, и она не подпадает под тот круг лиц, которым до достижения ими 23 лет гарантируется социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, истица никогда с просьбой о разъяснении ее прав не обращалась, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не вставала. Она не лишена возможности потребовать от ООО ПСК «К***» проведения капитального ремонта квартиры.

 

Рассмотрев доводы жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, выслушав К*** Н.А., Т*** О.П., представляющую по доверенности интересы ООО ПСК «К***», просивших удовлетворить жалобу по доводам, в ней изложенным, М*** Р.М., представляющего по доверенности интересы муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, просившего отказать в удовлетворении жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Из материалов дела усматривается, что К*** Н.А. родилась *** 1986 года в пос. Л*** Ульяновского района Ульяновской области.

 

Решением Ульяновского районного суда от 21 сентября 1995 года мать истицы была лишена родительских прав.

 

Постановлением главы администрации Ульяновского района от 23 мая 1995 года № *** за истцом сохранена жилая площадь в пос. Л*** Ульяновского района Ульяновской области.

 

С 28 июня 1995 года по 31 августа 2003 года истица воспитывалась в школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а с 01 сентября 2003 года по 22 августа 2005 года обучалась в ОГОУ НПО «ПУ-***» г. Новоульяновска.

 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

 

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном или ином учреждении (абзац первый), а не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй).

 

Абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

 

Согласно пункту 3 статьи 8 того же Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Вместе с тем судом было установлено, а истцом не оспаривалось, что в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жилым помещением она (К*** Н.А.) не обращалась, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состоит.

 

Впервые истица обратилась с заявлением о внеочередном предоставлении жилищного сертификата в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска только после подачи иска в суд, однако в удовлетворении её просьбы было отказано, поскольку на момент обращения К*** Н.А. исполнилось 24 года.

 

Кроме того, судом установлено, что после окончания обучения истец 03 июня 2005 года была зарегистрирована в сохраненном за ней жилом помещении (двухкомнатная квартира общей площадью 53,7 кв. м), расположенном по адресу: пос. Л***, ул. П***, д. ***, кв. ***.

 

При таких установленных по делу обстоятельствах и требованиях норм материального права суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для признания за истцом права на получение жилищного сертификата как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, не имеется. К*** Н.А. не представлены доказательства её нуждаемости в обеспечении жилым помещением и обращения в органы местного самоуправления по этому вопросу до достижения возраста 23 лет.

 

То обстоятельство, что постановлением главы муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области от 28 января 2010 года отменено решение о сохранении за К*** Н.А. жилой площади в пос. Л*** Ульяновского района, не может служить основанием для отмены решения суда.

 

Как указано выше, отмена решения о сохранении жилой площади за истцом имела место после достижения ею возраста 23 лет и утраты статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 

Согласно акту проверки сохранности жилого помещения по состоянию на 2009 год в квартире № *** необходимо произвести капитальный ремонт, перекрыть крышу, подключить газовое отопление.

 

Аналогичное заключение от 19 марта 2010 года дано межведомственной комиссией муниципального образования «Большеключищенское сельское поселение».

 

В связи с этим доводы кассационной жалобы в указанной части подлежат отклонению, поскольку К*** Н.А. не лишена возможности улучшить свои жилищные условия иным, предусмотренным законом способом, в том числе потребовать от собственника жилого помещения производства капитального ремонта квартиры.

 

С учетом изложенного решение следует признать законным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К*** Н*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи