УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Дело №
33-***/2010 Судья Розанова Л.К.
О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
13
апреля 2010 года
г. Ульяновск
Судебная
коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Нестеровой
Е.Б., Кинчаровой О.Е.,
при
секретаре Покачайло Н.Ю.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске
Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области
от 04 марта 2010 года, по которому постановлено:
Исковые требования С*** Т*** К*** удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске
Ульяновской области включить в педагогический стаж, дающий право на назначение
досрочной трудовой пенсии, С*** Т*** К*** период работы с 08.10.1984 года по
14.08.1988 года в должности старшей вожатой Т*** средней школы и периоды
нахождения на курсах повышения квалификации: с 19.02.2001 года по 10.03.2001
года, с 19.11.2001 года по 29.11.2001 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске
Ульяновской области назначить С*** Т*** К*** трудовую пенсию с 19.11.2009 года.
Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е.,
судебная коллегия
У С Т А Н О В
И Л А:
С***
Т.К. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г.
Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов
работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В
обоснование своих требований истица указала, что 19 ноября 2009 года она
обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по
старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для
детей. В удовлетворении заявления ей было отказано со ссылкой на отсутствие
необходимого педагогического стажа, дающего
право на назначение досрочной трудовой пенсии. Ответчиком не были зачтены
следующие периоды: с 08 октября 1984 года по 14 августа 1988 года – работа в
должности старшей пионервожатой Т*** средней школы, с 19 февраля 2001 года по
10 марта 2001 года, с 19 ноября 2001 года по 29 ноября 2001 года – периоды
нахождения на курсах повышения квалификации. Она считает
данный отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку в спорные периоды
времени она в течение полного рабочего дня занималась педагогической
деятельностью, работала с детьми разных возрастов. Просила удовлетворить ее
требования, зачесть вышеуказанные периоды работы в педагогический стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, и досрочно
назначить ей трудовую пенсию по старости с 19 ноября 2009 года.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской
области, не соглашаясь с решением суда, просит отменить его и отказать истице в
удовлетворении требований в полном объеме по следующим основаниям.
Постановление Совета
Министров от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не подлежит применению при
назначении досрочной пенсии по закону «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку оно
утратило силу с 01.10.1993.
Из содержания п.3
постановления № 464 от 06.09.1991г.
следует, что право на включение в специальный стаж периода работы в должности
старшей пионервожатой могло быть у истицы в том случае, если бы на момент
действия Списков от 17.12.1959 года она отработала весь требуемый для
назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет
в соответствии с условиями, которые устанавливались постановлением №
1397. Истица на 01.10.1993 не имела необходимого специального стажа для
назначения досрочной трудовой пенсии.
Включение в специальный
стаж периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации необоснованно,
поскольку страхователем не подтвержден льготный характер работы, индивидуальные
сведения поступили на С*** Т.К. без указания специального стажа.
Представитель УПФ РФ
(ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области в суд
кассационной инстанции не явился, о дне и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. При таких
обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г.
Новоульяновске Ульяновской области, выслушав
пояснения С*** Т.К., представителя МУ «Управление образования МО
«Ульяновский район» Ульяновской области» П*** А.Г., возражавших против
удовлетворения кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам,
изложенным в кассационной жалобе.
Согласно ст. ст. 12,
55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела,
всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы
сторон.
Материалами дела
установлено, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске от
***.12.2009г. С*** Т*** К*** отказано в
назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением
педагогической деятельности в учреждениях для детей ввиду отсутствия необходимого специального стажа.
При этом комиссией в
специальный педагогический стаж истицы не были засчитаны период работы в должности
старшей пионервожатой Т*** средней школы с 08.10.1984 по 14.08.1988 и периоды
нахождения истицы на курсах повышения квалификации: с 19.02.2001 по 10.03.2001,
с 19.11.2001 по 29.11.2001.
Подпунктом 19 пункта
1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не
менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для
детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено,
что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,
правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии
при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения статьи 6
(части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55
(части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность
и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного
обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего
поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего
законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционным
Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П была
высказана позиция, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в
соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации,
действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной
категорией лиц.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении
Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи
с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды
работы до 01 ноября 1999 года
засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников
народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением
Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года №
463.
Согласно п.3
названного Постановления Совета Министров РСФСР за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в
РСФСР».
В период работы С***
Т.К. старшей пионервожатой Т*** средней школы с 08.10.1984 по 14.08.1988 действовал Перечень учреждений, организаций и
должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397
В соответствии с п.2
Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным
Постановлением Совета Министров СССР, в стаж работы учителей и других
работников просвещения засчитывается, в том числе работа в училищах, школах,
пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом,
истица имеет право на зачет указанного периода работы старшей пионервожатой в
специальный педагогический стаж. То обстоятельство, что на момент рассмотрения
вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило
ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но
вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение.
При таких
обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно было принято решение об
обязании ответчика включить в специальный
стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
вышеуказанный период работы старшей пионервожатой.
Правомерно было
принято судом первой инстанции решение и в части включения в специальный стаж С***
Т.К., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности, периодов нахождения на курсах
повышения квалификации с19.02.2001 по 10.03.2001, с 19.11.2001 по 29.11.2001.
В ходе рассмотрения
дела суд установил, что Правилами исчисления периодов работы, дающих право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1
статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., не
предусмотрено, что периоды обучения работника на курсах повышения квалификации
не засчитываются в педагогический стаж.
Доводы, приведенные
УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и в г.
Новоульяновске в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда в данной части.
В силу п.4
приведенных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой
постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами
или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187
Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения
квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и
средняя заработная плата.
Поэтому период
нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с
сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить
отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании
нашли свое подтверждение доводы истицы о
том, что на курсы повышения квалификации она направлялась по распоряжению
руководителя с сохранением по месту работы заработной платы.
Кроме того, для
отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение
квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Так, статьей 11
Закона Ульяновской области «Об образовании в Ульяновской области» предусмотрена
ответственность руководителей образовательных учреждений за повышение
профессиональной квалификации работников и их обязанность по предоставлению
работникам права повышать свою квалификацию по мере необходимости, но не реже
чем один раз в пять лет.
Поскольку с учетом
правомерно зачтенных судом вышеуказанных периодов педагогический стаж истицы на
момент ее обращения к ответчику составил более 25 лет, суд законно и
обоснованно обязал УПФ РФ (ГУ) в
Ульяновском районе и в г. Новоульяновске назначить С*** Т.К. досрочную
трудовую пенсию по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности
с 19.11.2009.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Нарушений норм
процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения
суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 04 марта 2010 года оставить без изменения,
а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске
Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи