Судебный акт
Признание права на пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности
Документ от 06.04.2010, опубликован на сайте 14.04.2010 под номером 16446, 2-я гражданская, о признании права на досрочную пенсию по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                          У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело № 33-***/2010                                          Судья Макушина М.Б.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

06 апреля 2010 года                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Маслюкова П.А., Шлейкиной О.В.,

при секретаре Чаплинской Н.В.                  

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда   Ульяновской области от 25 февраля 2010 года, которым суд решил:

Исковые требования К*** Н*** Н*** удовлетворить.

Признать за К*** Н*** Н*** право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области возобновить К*** Н*** Н*** выплату ранее назначенной досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной дальностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 01.12.2009 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области в пользу К*** Н*** Н*** в возмещение судебных расходов 100 (Сто) рублей.

 

Заслушав доклад судьи  Шлейкиной О.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

К*** Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Сурском районе Ульяновской области о признании права на досрочную пенсию по старости и возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в Сурском районе Ульяновской области продолжить выплату досрочной пенсии по старости с 01.12.2009 года.

В обоснование требований указывает, что в период с 01.04.1979 года по сегодняшний день она осуществляет лечебную и иную деятельность в учреждениях здравоохранения, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

По  результатам тематической проверки, проведенной  отделом оценки пенсионных прав застрахованных лиц, комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан  был составлен протокол № *** от 03 декабря 2009 года о том, что при проведении проверки выявлено необоснованное включение УПФР в Сурском районе в её льготный стаж периода работы в должности районной акушерки с 01 ноября 1999 года по сегодняшний день, и выплата досрочной пенсии, назначенной 29.03.2009 года, была ей прекращена. Считает данное решение необоснованным. Указывает, что ее должностные обязанности соответствуют должностным обязанностям акушерки. Просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Обязать УПФ РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области возобновить ей выплату ранее назначенной досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 01.12.2009 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ в Сурском районе Ульяновской области просит решение отменить. Считает, что решение вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов указывает, что наименование должности истицы в спорный период не предусмотрено нормативно-правовыми актами, дающими право на досрочное назначение пенсии в соответствии с действующим законодательством: Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Кроме того, полагает, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации зачету в льготный период для назначения пенсии также не подлежит, поскольку в указанный период истица не занималась лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная  коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ст.ст.12, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что истица  с 13.09.1990 года по настоящее время работает в должности районной акушерки (акушерка по обслуживанию района) МУЗ «***».  Период ее работы с 13.09.1990 по 30.10.1999 года в указанной должности включен фондом в льготный пенсионный стаж, остальной период работы истицы в данной должности не включен.   

В  соответствии  с  п.1  пп.20 ст.27 Федерального  закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О  трудовых  пенсиях  в Российской  Федерации»    трудовая  пенсия  по  старости  назначается  ранее  достижения возраста, установленного ст. 7  настоящего  Федерального Закона,   лицам, осуществлявшим  лечебную  и  иную  деятельность   по охране здоровья   населения  в  государственных  и  муниципальных  учреждениях здравоохранения  не  менее  25  лет  в  сельской  местности  и поселках городского  типа  и не  менее  30  лет в городах, сельской местности и  в  поселках городского  типа  либо  только  в  городах,  независимо  от  их  возраста.

Списки   соответствующих  работ, профессий, должностей, специальностей   и  учреждений, правила  исчисления   периодов  работы   и  назначения  указанной  пенсии  при  необходимости  утверждаются  Правительством Российской  Федерации.

Федеральный  Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»   вступил в  действие с 01 января 2002 года.

До 01 января 2002 года  действовал Закон  РФ «О государственных пенсиях  в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года  № 340-1.

Статья 81 Закона  ФЗ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»  также  предусматривала, что  пенсия  в  связи  с  лечебной  и  иной работой  по охране  здоровья  населения  устанавливается   при выслуге  не  менее 25 лет  в  сельской местности  и поселках городского  типа и  не менее 30 лет в городах.

В  период  действия  данного  закона право на пенсионное  обеспечение  по  выслуге  лет   определялось   постановлением  Совета  Министров  РСФСР  от 06 сентября  1991 года  № 464 «Об утверждении  списка  профессий и должностей  работников  здравоохранения  и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная  и иная  работа которых по  охране здоровья  населения дает право  на пенсию за выслугу лет», согласно п.1 данного списка врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности имели право на пенсию за выслугу лет. Данное постановление Совета Министров РСФСР   утратило силу с 01 ноября 1999 года в связи с изданием  Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении  Списка  должностей, работа в которых засчитывается в  выслугу, дающую право  на  пенсию  за выслугу лет  в связи с  лечебной  и иной работой по охране  здоровья  населения, и Правил  исчисления  сроков  выслуги  для назначения  пенсии  за выслугу лет  в связи с  лечебной  и иной  работой  по охране  здоровья населения».

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет,   утвержденный Постановлением Правительства РФ N 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, должность  районной акушерки (акушерки по обслуживанию района)  не включена.

В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,  утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года,  должность  районной акушерки (акушерки по обслуживанию района)  также включена не была.

Между тем согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Суд проверил характер и специфику, условия осуществляемой истцом работы, выполняемые им функциональные обязанности по занимаемой должности, нагрузку, а также   цели и задачи и правильно пришел к выводу, что должность районной акушерки (акушерки по обслуживанию района) тождественна должности акушерки районной больницы.

При указанных обстоятельствах суд обоснованно указал в своем решении, что спорный период работы истицы в должности районной акушерки (акушерки по обслуживанию района) подлежит включению в льготный стаж работы, дающей право  на  пенсию  за выслугу лет  в связи с  лечебной  и иной работой по охране  здоровья  населения.

Также суд обоснованно обязал ответчика включить в льготный стаж  и ее пребывание на курсах повышения квалификации.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включаются периоды работы, исчисляемые по фактически отработанному времени.

Давая толкование указанным Правилам, суд правильно исходил из того, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии.

Такой вывод следует из того, что в период нахождения на таких курсах за истицей сохранялась заработная плата, страховые взносы перечислялись в Пенсионный фонд.

Прохождение курсов повышения квалификации носило обязательный характер, связано непосредственно с работой. Отказ от их прохождения расценивался бы как нарушение трудовой дисциплины.

При таких обстоятельствах суд обоснованно обязал ответчика включить периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации в специальный стаж для назначения  досрочной трудовой пенсии.

Поскольку с учетом включения этих периодов в специальный стаж истица имеет более 25 лет стажа,  дающего право  на  пенсию  за выслугу лет  в связи с  лечебной  и иной работой по охране  здоровья  населения, суд обоснованно обязал ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением такой  деятельности.

Приведенное в кассационной жалобе толкование закона судебная коллегия считает неправильным, поскольку оно противоречит смыслу и назначению закона о льготном пенсионном обеспечении.

Доводы кассационной жалобы были предметом  разбирательства в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка.

В силу изложенного, решение суда соответствует нормам материального и процессуального закона и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Карсунского районного суда  Ульяновской области  от 25 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи