У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33- *** -2010
г. Судья Рыбалко В.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 апреля 2010 года г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Казаковой М.В., Костенко А.П.,
при секретаре
Высоцкой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Э*** В*** С***
на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 27 февраля 2010 года, по
которому постановлено:
Исковые требования Э*** В*** С*** к Федеральному агентству по
управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального
агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области о
возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с
кадастровым номером 73:***, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пер. М***,
д. ***, о передаче земельного участка с кадастровым номером 73:***,
расположенного по адресу: г. Ульяновск, пер. М***, д. ***, по акту приема-передачи оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Э***
В. С. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального
агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области (ТУ
ФАУГИ по Ульяновской области) о
возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, о
передаче земельного участка. В обоснование иска указал, что является собственником
гаража, расположенного на земельном участке по адресу: г. Ульяновск, пер. М***,
д. ***. 01 января 2006 он обратился в ТУ
ФАУГИ по Ульяновской области с
заявлением о передаче ему в
собственность за плату земельного участка, на котором расположен гараж.
15.05.2006 г. ТУ ФАУГИ по Ульяновской области было издано распоряжение № *** о
предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка под
объектом недвижимости. Приволжскому межрегиональному отделению Российского
фонда федерального имущества было поручено заключить с ним договор купли- продажи участка,
стоимость выкупа определена в сумме 7231
руб. 35 коп. 17.05.2006 г. вышеуказанное распоряжение и сопутствующие документы
были переданы в Приволжское межрегиональное отделение Российского фонда
федерального имущества. Однако до
настоящего времени договор не заключен. 03.12.2009 г. им было получено письмо ТУ ФАУГИ по
Ульяновской области о том, что договор не может быть заключен, поскольку
отсутствует соответствующее распоряжение
Федерального агентства по управлению государственным имуществом
(Росимущества). Полагал, что ответчики необоснованно уклоняются от заключения
договора купли-продажи земельного участка. Просил суд обязать ответчиков заключить с ним договор
купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 73:***, расположенного
по адресу: г. Ульяновск, пер. М***, д. ***, и передать ему указанный земельный
участок по акту приема-передачи.
В ходе рассмотрения спора к участию в деле в
качестве ответчика судом привлечено Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом (ФАУГИ).
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Э*** В.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело
направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что земельный
участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, находится под объектом
недвижимости, право собственности на который зарегистрировано за ним в установленном
законом порядке. Ссылки суда на недоказанность наличия гаража на испрашиваемом
им участке не соответствуют действительности. Гараж расположен по указанному им
адресу, находится в ветхом состоянии, но конструктивные элементы строения
сохранены. Осуществляя выезд по
адресу спорного земельного участка, суд
неточно установил предполагаемое место расположения гаража, в связи с чем
пришел к необоснованному выводу об отсутствии строения на земельном участке,
который он просит передать в собственность, что привело к незаконному отказу в удовлетворении иска.
В возражениях на
кассационную жалобу Федеральное агентство по управлению государственным
имуществом по Ульяновской области просит
оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела,
выслушав пояснения представителя Э*** В.С. – М*** А.Ф.,
поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Росимущества по
Ульяновской области С*** Ю.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы,
обсудив доводы кассационной жалобы,
возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Судом установлено, что согласно договору
купли-продажи от 08.11.2001 Э*** В. С.
приобрел одноэтажное здание гаража общей
площадью 48,69 кв. м., расположенное по адресу: г. Ульяновск, пер. М***, ***.
Право собственности Э*** В. С. на данный объект недвижимого имущества
зарегистрировано в установленном законом порядке.
Гараж расположен на земельном участке с
кадастровым номером 73***, площадь участка составляет 71 кв.м, разрешенное
использование – под служебными гаражами. Земельный участок находится в
государственной собственности.
15.05.2006 ТУ Федерального агентства по
управлению государственным имуществом по Ульяновской области было издано
распоряжение № ***, согласно которому решено предоставить в собственность Э*** В. С. за плату земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 73:***, находящийся по
адресу: г. Ульяновск, Л*** район, пер. М***, ***, под объектами недвижимости, в
границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 71 кв.м.
Приволжскому межрегиональному отделению Российского фонда федерального
имущества дано указание заключить договор купли-продажи земельного участка.
Цена выкупа земельного участка определена в
7231 руб. 35 коп.
Однако договор купли-продажи спорного
земельного участка не был заключен.
20.11.2009 г. Э*** В. С. внес плату за приобретение земельного
участка по адресу: г. Ульяновск, пер. М***,
*** в размере 7231 руб. 35 коп. и обратился в суд с иском к ТУ ФАУГИ по
Ульяновской области и ФАУГИ о заключении договора купли-продажи земельного
участка.
Разрешая дело и
отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что оснований для
возложения на ответчиков обязанности заключить договор купли-продажи земельного
участка не имеется.
Судебная коллегия считает, что вывод суда мотивирован, и
оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и
юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании,
хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения,
расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в
соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст.
28 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) предоставление земельных участков гражданам в
собственность осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в
собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных
ЗК РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ.
Сделки граждан и юридических лиц совершаются
на основании договора.
Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких
лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к
заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность
заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно
принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон,
кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или
иными правовыми актами (статья 422).
Пунктом 1.1 ст. 36 ЗК РФ установлено,
что продажа земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам
зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках,
осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной
власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих
земельных участков, их оплаты в отношении земельных участков, находящихся в
федеральной собственности, устанавливается уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 124
Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации:
республики, края, области, города федерального значения, автономная область,
автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные
образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,
на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и
юридическими лицами.
Пунктом 2 указанной
статьи предусмотрено, что к субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст.
124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в
отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает
из закона или особенностей данных субъектов.
От имени Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать
и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности,
выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).
На основании абз. 2
п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным
имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432
(далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным
имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и
полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления
имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные
полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют
иные федеральные органы исполнительной власти).
Согласно п. п. 5.4,
5.6 Положения Росимущество организует в установленном порядке продажу, в том
числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также
иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение
сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже. Также Росимущество
заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного
имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Судом установлено, что требование Э***
В.С. о заключении договора купли-продажи вышеуказанного земельного
участка было направлено ТУ ФАУГИ по
Ульяновской области в Федеральное агентство по управлению государственным
имуществом, уполномоченное на заключение такого рода договоров. Однако
доказательств того, что стороны сделки достигли какого-либо соглашения в части
условий договора либо Э*** В.С. было незаконно отказано в передаче земельного
участка за плату, суду не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска о понуждении к
заключению договора не имеется.
Доводы, приведенные
Э*** В.С. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
Ссылки на то
обстоятельство, что гараж имеется в наличии и расположен по адресу его
регистрации, на правильность принятого решения не влияют, так как условия
договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной
собственности, сторонами не определены.
Распоряжение ТУ
ФАУГИ по Ульяновской области от 15.05.2006 г.
основанием к заключению договора купли-продажи земельного участка
являться не может, так как на момент обращения истца с настоящим требованием
указанный орган не уполномочен на передачу государственного имущества в
собственность граждан.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 27
февраля 2010 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Э*** В*** С***- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи