Судебный акт
О назначении досрочной трудовой пенсии
Документ от 30.03.2010, опубликован на сайте 16.04.2010 под номером 16426, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 33 - *** - 2010                                                             Судья Савкин И.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

30 марта 2010 года                                                                                         г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Аладина П.К., Нестеровой Е.Б.,

при секретаре Яковлевой Т.Ю.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тереньгульском районе Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 15 февраля 2010 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе в назначении И*** В*** П*** досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

 

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе зачесть И*** В*** П*** в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды нахождения ее в отпуске по уходу за детьми с 02 июля 1985 года по 08 мая 1986 года и с 17 июля 1991 года по 14 июля 1992 года с применением льготы 1 год за 1 год 3 месяца.

 

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе назначить с 06 июля 2009 года И*** В*** П*** досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

 

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе в пользу И*** В*** П*** в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

И*** В.П. обратилась в суд с иском (уточненным в ходе рассмотрения дела) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе (далее ответчик - УПФ) о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

 

Свои требования истица мотивировала тем, что 06 июля 2009 года она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии УПФ от 27 ноября 2009 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа - 25 лет. При этом комиссией УПФ в стаж ей не были включены в льготном исчислении периоды нахождения ее в отпуске по уходу за детьми со 02 июля 1985 года по 08 мая 1986 года и с 17 июля 1991 года по 14 июля 1992 года из расчета 1 год за 1 год 3 месяца. Отказ незаконен, поскольку противоречит пенсионному законодательству.

 

Рассмотрев спор по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе УПФ ставится вопрос об отмене решения суда.

 

Жалоба мотивирована тем, что при вынесении решения судом был применён закон, не подлежащий применению. Льготное исчисление периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком действующим законодательством не предусмотрено. Поскольку истец в период отпусков по уходу за детьми фактически не выполняла свои должностные обязанности, то стаж в любом случае может быть исчислен только в календарном порядке, без применения льготы.      

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав Г*** Т.А., представляющую по доверенности интересы УПФ, просившую удовлетворить жалобу по доводам, в ней изложенным, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п.1 ст. 347 ГПК РФ).

 

Из материалов дела усматривается, что И*** В.П. 06 июля 2009 года обратилась в УПФ за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

 

Решением комиссии УПФ от 27 ноября 2009 года И*** В.П. было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа - 25 лет. При этом ответчиком не были включены в льготный медицинский стаж оспариваемые периоды (со 02 июля 1985 года по 08 мая 1986 года, с 17 июля 1991 года по 14 июля 1992 года), когда И*** В.П. находилась в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет.  

 

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

 

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

 

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

 

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

 

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

 

Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

 

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

 

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

 

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

 

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 09 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

 

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что периоды нахождения И*** В.П. в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трех лет во время действия приведенных выше Законов подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, независимо от времени обращения истца за её назначением и, следовательно, времени возникновения у нее права на такую пенсию.

 

При этом суд обоснованно включил эти периоды в стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год и три месяца.

 

В силу пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

 

Поскольку периоды отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 06 октября 1992 года, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

 

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, действовавшего в период нахождения И*** В.П в отпусках по уходу за детьми, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

 

При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведенных правовых норм, периоды нахождения И*** В.П. в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 02 июля 1985 года по 08 мая 1986 года и с 17 июля 1991 года по 14 июля 1992 года подлежали включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.       

 

Поэтому доводы кассационной жалобы в указанной части подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.

 

В связи с этим судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 15 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тереньгульском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи