Судебный акт
О признании действий незаконными и понуждении к документированию паспортом гражданина РФ
Документ от 30.03.2010, опубликован на сайте 16.04.2010 под номером 16423, 2-я гражданская, о признании действий незаконными и понуждении к документированию паспортом гражд.РФ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 33-***-2010                                                           Судья Коненкова Л.Г.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

30 марта 2010 год                                                                                    город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Шлотгауэр Л.Л.,

судей Аладина П.К., Нестеровой Е.Б.,

при секретаре  Яковлевой Т.Ю.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 09 февраля 2010 года, по которому суд постановил:

 

Заявление А*** А*** М*** удовлетворить.

 

Признать незаконным отказ Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Новоспасском районе в обмене А*** А*** М*** паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 45-летнего возраста.

 

Обязать Управление Федеральной миграционной службы Ульяновской области в лице Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Новоспасском районе выдать А*** А*** М***, *** 1962 года рождения, уроженцу с. *** района Северо-Казахстанской области, паспорт гражданина Российской Федерации в порядке обмена в связи с достижением 45-летнего возраста.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

А*** A.M. обратился в суд с заявлением к Территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в Новоспасском районе, Управлению Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области о признании действий незаконными и понуждении к документированию паспортом гражданина РФ.

 

Свои требования истец мотивировал тем, что 04 февраля 1992 года вместе с семьёй прибыл из Республики Таджикистан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в Новоспасский район Ульяновской области. При этом 04 февраля 1992 года он был уволен с работы, снялся с воинского учёта по месту жительства в г. Душанбе. С этого дня он постоянно находится на территории Российской Федерации. Первоначально с семьёй проживал у родственников, а с 2003 года в приобретённом совместно с супругой доме. На территории Российской Федерации *** октября 1992 года родился сын. *** ноября 2002 года был документирован паспортом гражданина Российской Федерации. По достижению 45-летнего возраста он обратился в Территориальный пункт УФМС РФ по Ульяновской области в Новоспасском районе по вопросу обмена паспорта, однако ему было в этом отказано и предложено подтвердить гражданство Российской Федерации, а именно: установить факт постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 06 февраля 1992 года. Отказ является незаконным.

 

Рассмотрев заявление А*** А.М., суд вынес решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе Управлением Федеральной миграционной службы по Ульяновской области ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку бремя доказывания постоянного проживания на территории Российской Федерации на 06 февраля 1992 года и после этой даты лежит исключительно на заявителе. Следовательно, при проверке наличия гражданства Российской Федерации у заявителя это обстоятельство могло быть подтверждено решением суда об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации до 06 февраля 1992 года. При этом заявитель должен был предоставить и иные документы, необходимые для обмена паспорта.

 

В возражениях на кассационную жалобу А*** А.М. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

 

Рассмотрев доводы жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, выслушав С*** Ю.Н., представляющую по доверенности интересы  Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области, просившую удовлетворить жалобу по доводам, в ней изложенным, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», согласно его статье 1, содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

 

Статьей 10 этого Закона установлено, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

 

Правительством Российской Федерации, Постановлением от 08 июля 1997 года № 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец и описание паспорта гражданина Российской Федерации.

 

Из содержания названных нормативных правовых актов следует, что паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением порядка, предусмотренного упомянутым Положением, и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами. Паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом и удостоверять гражданство Российской Федерации.

 

Из анализа приведенных правовых норм в единстве с другими нормами того же Закона следует, что паспорт удостоверяет гражданство Российской Федерации, которое возникает не собственно из этого документа, а по основаниям и в порядке, установленным данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие.

 

Из материалов дела усматривается, что заявитель имеет паспорт гражданина Российской Федерации, выданный Новоспасским РОВД Ульяновской области *** ноября 2002 года.

 

Иными словами А*** А.М. имеет документ, удостоверяющий его гражданство Российской Федерации, выданный уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке.

 

Как следует из письма (исх. № ***), подписанного начальником Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Новоспасском районе, отказ в замене паспорта А*** А.М. мотивирован тем, что заявителем не были предоставлены документы, которые позволили бы провести проверку наличия у него гражданства Российской Федерации.

 

Кроме того, заявителю разъяснено его право установить факт проживания на территории Российской Федерации на 06 февраля 1992 года.

 

Вместе с тем Управлением Федеральной миграционной службы по Ульяновской области не оспаривается порядок выдачи паспорта, предусмотренный упомянутым выше Положением. Не ставился полномочным органом вопрос и о недействительности паспорта заявителя либо об его изъятии.

 

Согласно п. 12 Положения, замена паспорта производится при наличии следующих оснований:

-достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения (45-летнего);

-изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения;

-изменение пола;

-непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;

-обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Пунктом 13 Положения предусмотрено, что для замены паспорта гражданин представляет:

-заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой;

-паспорт, подлежащий замене;

-две личные фотографии размером 35 х 45 мм;

-документы, подтверждающие указанные в пункте 12 настоящего Положения основания для замены паспорта.

 

В соответствии с п. 14 Положения в приеме документов и личных фотографий может быть отказано только в случае, если представлены не все необходимые документы или если размер и количество личных фотографий не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 13 настоящего Положения.

 

В судебном заседании представителем полномочного органа не оспаривалось, что заявителем были предоставлены все необходимые документы для замены паспорта в связи с достижением им 45-летнего возраста.

 

Следовательно, отказ в замене паспорта заявителю со стороны Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в лице его Территориального пункта в Новоспасском районе по мотиву не предоставления А*** А.М. иных документов, которые не предусмотрены пунктом 13 Положения, не может быть признан законным и обоснованным.

 

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

 

Полномочиями по определению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, наделен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (пункт «а» статьи 30 указанного Федерального закона).

 

В соответствии с пунктами 51 и 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, вправе осуществлять проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, и составлять мотивированное заключение о результатах такой проверки.

 

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно части 1 статьи 249 ГПК Российской Федерации, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 

Однако Управлением Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области не представлено мотивированное заключение по результатам проверки, из которого бы следовало, что А*** А.М. паспорт гражданина Российской Федерации получен незаконно, с нарушением установленного порядка.

 

То обстоятельство, что судом при рассмотрении дела в порядке Главы 25 ГПК РФ в мотивировочной части решения был установлен факт постоянного проживания заявителя на территории Российской Федерации на 06 февраля 1992 года, в силу ч. 2 ст. 362 ГПК Российской Федерации, не является основанием для отмены решения суда, поскольку правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

 

Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым указать, что резолютивная часть решения суда соответствует требованиям ст. 258 ГПК РФ.

 

С учетом изложенного решение следует признать законным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 09 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                  

 

Судьи