У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №33-***/2010 Судья
Ибрагимова Е.А.
О П Р Е Д
Е Л Е Н И Е
06 апреля 2010
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Болбиной Л.В.,
судей Нестеровой
Е.Б., Костюниной Н.В.,
при секретаре
Яковлевой Т.Ю.,
с участием прокурора
Балашовой Н.Н.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе мэрии г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 24 февраля 2010 года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Ленинского района г. Ульяновска
удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска по не организации
ликвидации снежной скользкости и снежных
валов на автомобильной дороге по ул. Федерации г. Ульяновска.
Обязать мэрию города
Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по
адресу: г. Ульяновск, ул. Федерации, а именно: зимнюю скользкость автомобильной
дороги от перекрестка с ул. К.Маркса до перекрестка с ул. Орлова; снежные валы
на пересечении ул. Федерации и ул.
Орлова и со всех сторон пешеходного перехода, на пересечении ул. Федерации и
пер. Молочного, на пересечении ул.
Федерации и ул. Новгородская и со всех сторон пешеходного перехода, на
пересечении ул. Федерации и ул. Тухачевского, напротив дома № 148 по ул.
Федерации со всех сторон пешеходного перехода, на участке автодороги,
оборудованной повышенным бордюром, от дома № 136 до дома № 150.
Обязать мэрию
г.Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной
дороги, расположенной по ул. Федерации в
г.Ульяновске.
Заслушав доклад
судьи Нестеровой Е.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ленинского
района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга
лиц к мэрии г. Ульяновска о признании бездействия мэрии г. Ульяновска
незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
В обоснование
исковых требований указал, что в результате прокурорской проверки соблюдения
законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о
безопасности дорожного движения в деятельности мэрии г.Ульяновска выявлены
нарушения требований закона о поддержании эксплуатационного состояния
автомобильной дороги, расположенной по
ул. Федерации в г.Ульяновске. В нарушение п.п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, п.п.2.1
Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утв.
Распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003года за №ОС-548-р, на протяжении
автодороги по ул. Федерации от перекреста с ул. К. Маркса до перекрестка с ул.
Орлова имеются снежные накаты, снежные валы. Данные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся
указанной дорогой, создают угрозу возникновения дорожно-транспортных
происшествий.
Просил признать
бездействие мэрии г.Ульяновска по не организации работ по ликвидации снежной скользкости
и снежных валов на автомобильной дороге незаконным и обязать мэрию г.Ульяновска
устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной
дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Федерации.
Разрешив по существу
заявленные по делу требования, суд постановил решение, приведённое выше.
В кассационной
жалобе мэрия г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить.
В жалобе указывает,
что суд дал неправильную оценку представленным мэрией доказательствам. Судом не
были учтены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что мэрия в
лице структурного подразделения (Комитета дорожного хозяйства, благоустройства
и транспорта) наделена, согласно действующему законодательству, полномочиями по
организации содержания и строительству автомобильных дорог общего пользования
территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность
своими силами. Для содержания и ремонта городских дорог созданы предприятия и
учреждения. Кроме этого, указывает, что мэрия г.Ульяновска осуществляет
постоянный контроль за уборкой автомобильных дорог г.Ульяновска, в том числе и
по ул. Федерации. Предприятия, занимающиеся содержанием автомобильных дорог,
представляют ежедневные отчёты о проделанной работе, что подтверждает факт
отсутствия бездействия со стороны мэрии г. Ульяновска.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, просившего
оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для
отмены решения суда.
Коллегия
рассматривает дело в отсутствие представителя мэрии г. Ульяновска, извещенного
надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне,
лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года
«О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах
своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности
дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в
области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными
обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава
муниципального образования «Город Ульяновск» относится дорожная деятельность в
отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а
также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог
и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно названному Федеральному закону «О безопасности дорожного
движения», организация дорожного движения
– это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий
и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в
пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения
безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения
безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных
образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и
содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать
безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам,
стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к
обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных
осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов
исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог
при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и
другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание
автомобильных дорог.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд правомерно
признал мэрию г. Ульяновска надлежащим ответчиком по делу. Кроме того,
как установил суд, до настоящего времени мэрия г.Ульяновска не заключила
контракты в установленном законом порядке с соответствующим муниципальным
предприятием для осуществления функции по эксплуатации автомобильных дорог в
г.Ульяновске.
Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных
дорог и улиц в зимний период года от 14.01.2010г., составленному
государственным инспектором отделения ДИ и ОД УГИБДД УВД по Ульяновской области
В*** Р.И. с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска,
начальника отдела технического надзора и приемки Комитета дорожного хозяйства и
благоустройства мэрии г. Ульяновска С*** М.В., государственного инспектора по
дорожному надзору отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску С*** P.P., была проверена на предмет
соблюдения обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 улица
Федерации в г.Ульяновске. Выявлены нарушения
обязательных требований - эксплуатация дороги по ул. Федерации, не
отвечающей обязательным требованиям Государственного стандарта.
Так, в нарушение п. 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части
имеются зимняя скользкость на участке: от ул. К.Маркса до ул.
Орлова, высота снежного наката составляет от 5 до 20 см, ширина проезжей
части заужена от 0.5 до 1,5 метров.
В нарушение требований п.З.п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 имеются формирование
снежных валов:
-на пересечении ул. Федерации и пер. Молочный со всех сторон пешеходного
перехода высота снежного вала составляет от 20 см до 1,5 метров;
-на пересечении ул. Федерации - ул. Орлова со всех сторон высота снежного
вала составляет от 0,5 до 1,8 метра;
-на пересечении ул. Федерации - ул. Тухачевского со всех сторон высота
снежного вала составляет от 0,3 до 1,5 метра;
-на пересечении ул. Федерации - ул. Новгородская со всех сторон высота
снежного вала составляет от 0.2 до 1 метра.
Формирование снежных валов на пешеходных переходах и ближе 5 метров: на
пересечении ул. Федерации - ул.
Орлова со всех сторон
пешеходного перехода высота снежного вала составляет
- от 0,3 до 2 метров;
-напротив дома № 148 высота снежного вала составляет 0,1 до 1 метра;
-на пересечении ул. Федерации - ул. Новгородская со всех сторон
пешеходного перехода высота снежного вала составляет от 0,3 до 0,8 метра.
Формирование снежного вала на участке дороги, оборудованным повышенным
бордюром: от дома № 136 до дома № 150 высота снежного вала составляет от 0,5 до
0,9 метра.
Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
(ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от
11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение
безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что
прямо указано в ГОСТе.
Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и
не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах суд правильно признал требования прокурора о
признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, выразившегося в
отсутствии надлежащей организации работ по ликвидации снежной скользкости и
снежных валов на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск,
ул. Федерации, и возложении на ответчика обязанности устранить нарушение
требований ГОСТ Р 50597-93
обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Исследовав обстоятельства дела, суд установил, что выполнение мэрией г. Ульяновска
возложенных на нее законом обязанностей в части эксплуатации автомобильных
дорог осуществляется не в должной мере.
Право органов местного самоуправления создавать соответствующие
муниципальные предприятия не освобождают сами органы местного самоуправления
постоянно осуществлять контроль и организацию работ по надлежащему состоянию
автомобильных дорог.
Судебная коллегия находит решение суда правильным.
Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, повлечь отмену
решения суда не могут.
Следовательно, в удовлетворении кассационной жалобы должно быть отказано.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а
:
Решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 24 февраля 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу мэрии г.Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи