УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33 - *** /
2010 Судья Писарева Н.В.
Определение
30 марта 2010
года г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Жаднова Ю.М.,
судей Трифоновой
Т.П., Костюниной Н.В.,
при секретаре
Тарановой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
кассационной жалобе Управления
пенсионного фонда в Майнском районе Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской
области от 10 марта 2010 года, которым
постановлено:
Исковые требования Я***
В*** А*** удовлетворить.
Признать незаконным
отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в досрочном назначении Я*** В***
А*** трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области
включить Я*** В*** А*** в специальный стаж, дающий право на назначение
досрочной пенсии, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27.10.1979
года по 10.05.1981 года и назначить ему трудовую пенсию по старости с 13
октября 2009 года.
Взыскать с
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)
в Майнском районе Ульяновской области в пользу Я*** В*** А*** расходы по уплате
государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад
председательствующего по делу, судебная коллегия
установила:
Я*** В.А. обратился
в суд с иском к УПФ в Майнском районе Ульяновской области о назначении ему
досрочной трудовой пенсии по старости.
Требования его
мотивированы тем, что 13 октября 2009 года он обратился в УПФ в Майнском районе
Ульяновской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в
связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по вопросам реализации
пенсионных прав граждан УПФ в Майнском районе Ульяновской области от 18.01.2010
года ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с
отсутствием 25-летнего педагогического стажа.
Не соглашаясь с
решением комиссии, Я*** В.А. в своем исковом заявлении указывал, что период
службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27.10.1979 года по 10.05.1981 года необоснованно
не был зачтен в специальный
(педагогический) стаж.
В связи с этим истец
просил признать незаконным отказ ответчика от 18.01.2010 года в досрочном
назначении пенсии, обязать УПФ в Майнском районе Ульяновской области включить в
специальный стаж период службы в ВС СССР с 27.10.1979 года по 10.05.1981 год и
назначить ему досрочную трудовую пенсию с 13.10.2009 года, а также взыскать в
его пользу государственную пошлину, уплаченную им при подаче иска.
Рассмотрев спор по
существу, суд заявленные требования удовлетворил и постановил решение,
приведенное выше.
В кассационной жалобе
Управление пенсионного фонда в Майнском районе Ульяновской области, не
соглашаясь с решением суда, просит его отменить и взыскать с Я*** В.А. судебные
расходы в размере 200 рублей.
В жалобе указано,
что суд первой инстанции в ходе разрешения спора нарушил нормы материального
права. По мнению автора жалобы, период прохождения Я*** В.А. службы по призыву
в ВС СССР с 27.10.1979 года по 10.05.1981 год не может быть включен в
педагогический стаж по следующим причинам. Согласно Положению о порядке
назначения выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением
Совета Министров от 03.08.1972 года №
590, период службы в ВС засчитывается в льготный стаж, если непосредственно
службе в армии предшествовала и после службы последовала работа, дающая право
на пенсию на льготных условиях. В жалобе указано, что Я*** В.А. до службы в
рядах ВС СССР и после службы на должностях, дающих право на льготную пенсию, не
работал.
По мнению автора
жалобы, учитывая вышеизложенное и то, что на 01.10.1993 года Я*** В.А.
отработал в должности преподавателя менее 16 лет 8 месяцев, он не приобрел
право на включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по
призыву.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, заслушав пояснения, Я*** В.А.,
судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что
комиссия по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан при УПФ
в Майнском районе Ульяновской области пришла к выводу о том, что на момент
обращения Я*** В.А. с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в
связи с педагогической деятельностью (13.12.2009 года) его педагогический стаж
составлял 23 года 5 месяцев 11 дней. Служба Я*** В.А. в составе Вооруженных Сил
СССР в этот стаж включена не была.
В период прохождения
Я*** В.А. службы в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке
исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и
здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17
декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства». Подпунктом «г» пункта 1 этого Положения
предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и
здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается и служба в составе
Вооруженных Сил СССР. При этом Положение содержало лишь одно условие, при
котором служба в Вооруженных Силах СССР не могла учитываться при назначении
пенсии в связи с педагогической деятельностью. Это условие о том, что не менее
2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на
работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на
эту пенсию.
Каких-либо других
условий, при наличии которых стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР не
подлежал включению в педагогический стаж, это Положение не предусматривало.
Указанное Положение
действовало до 01.10.1993 года.
Конституционный суд
Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на
Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №
320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права
на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской
Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Исходя из правовой
позиции Конституционного суда, изложенной выше, суд первой инстанции
обоснованно включил период службы Я*** В.А. в составе Вооруженных Сил СССР с
27.10.1979 года по 10.05.1981 года в педагогический стаж.
С учетом стажа
армейской службы у истца на момент
обращения за назначением пенсии 13.10.2009 года имелось 25 лет стажа
педагогической работы.
При таких
обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования истца о назначении ему
пенсии с 13.10.2009 года.
Доводы кассационной
жалобы обоснованности выводов суда первой инстанции не опровергают.
Так, довод кассационной
жалобы о том, что период прохождения Я*** В.А. службы по призыву в ВС СССР с
27.10.1979 года по 10.05.1981 год не может быть включен в педагогический стаж,
поскольку ни до службы в армии, ни сразу после её окончания Я*** В.А. не
работал на должностях, включаемых в педагогический стаж, судебная коллегия
находит несостоятельным.
Несостоятельность
этого довода заключается в следующем. В обоснование этого довода в жалобе
делается ссылка на Положение о порядке назначения и выплаты государственных
пенсий, утвержденное Постановлением Совета
Министров от 03.08.1972 года № 590. Между тем указанное Положение не
регулирует вопросов, связанных с назначением пенсий педагогическим работникам.
Эти вопросы регулирует, в частности, Положение о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства», которым суд первой инстанции обоснованно руководствовался
при разрешении данного спора.
Доводы жалобы о том,
что на 01.10.1993 года Я*** В.А.отработал в должности преподавателя менее 16
лет 8 месяцев, также не могут служить основанием к отмене состоявшегося решения
суда. По мнению судебной коллегии, это обстоятельство не имеет юридического
значения, поскольку на момент обращения Я*** В.А. за назначением пенсии его
педагогический стаж без учета армейской службы превышал 16 лет и 8 месяцев,
поэтому период армейской службы подлежит включению в педагогический стаж
независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени
возникновения у него на это права.
Учитывая изложенное,
кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Майнского
районного суда Ульяновской области от 10 марта 2010 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления пенсионного фонда в Майнском районе
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи