Судебный акт
О назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
Документ от 30.03.2010, опубликован на сайте 18.04.2010 под номером 16340, 2-я гражданская, о назначении досрочной тр.пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ

ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33 - *** / 2010                                                         Судья Писарева Н.В.

 

Определение

 

30 марта 2010 года                                                                                         г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Трифоновой Т.П., Костюниной Н.В.,

при секретаре Тарановой А.О.

рассмотрела  в открытом судебном заседании дело  по  кассационной   жалобе Управления пенсионного фонда в Майнском районе Ульяновской области на  решение Майнского районного суда Ульяновской области от 10 марта 2010 года,  которым постановлено:

 

Исковые требования Я*** В*** А*** удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в досрочном назначении Я*** В*** А*** трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Я*** В*** А*** в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27.10.1979 года по 10.05.1981 года и назначить ему трудовую пенсию по старости с 13 октября 2009 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в пользу Я*** В*** А*** расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

установила:

Я*** В.А. обратился в суд с иском к УПФ в Майнском районе Ульяновской области о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Требования его мотивированы тем, что 13 октября 2009 года он обратился в УПФ в Майнском районе Ульяновской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФ в Майнском районе Ульяновской области от 18.01.2010 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего педагогического стажа.

Не соглашаясь с решением комиссии, Я*** В.А. в своем исковом заявлении указывал, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27.10.1979 года по 10.05.1981 года необоснованно  не был зачтен в специальный (педагогический) стаж.

В связи с этим истец просил признать незаконным отказ ответчика от 18.01.2010 года в досрочном назначении пенсии, обязать УПФ в Майнском районе Ульяновской области включить в специальный стаж период службы в ВС СССР с 27.10.1979 года по 10.05.1981 год и назначить ему досрочную трудовую пенсию с 13.10.2009 года, а также взыскать в его пользу государственную пошлину, уплаченную им при подаче иска.

Рассмотрев спор по существу, суд заявленные требования удовлетворил и постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Управление пенсионного фонда в Майнском районе Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и взыскать с Я*** В.А. судебные расходы в размере 200 рублей.

В жалобе указано, что суд первой инстанции в ходе разрешения спора нарушил нормы материального права. По мнению автора жалобы, период прохождения Я*** В.А. службы по призыву в ВС СССР с 27.10.1979 года по 10.05.1981 год не может быть включен в педагогический стаж по следующим причинам. Согласно Положению о порядке назначения выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета  Министров от 03.08.1972 года № 590, период службы в ВС засчитывается в льготный стаж, если непосредственно службе в армии предшествовала и после службы последовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях. В жалобе указано, что Я*** В.А. до службы в рядах ВС СССР и после службы на должностях, дающих право на льготную пенсию, не работал.

По мнению автора жалобы, учитывая вышеизложенное и то, что на 01.10.1993 года Я*** В.А. отработал в должности преподавателя менее 16 лет 8 месяцев, он не приобрел право на включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву.

Проверив  материалы  дела, обсудив  доводы  кассационной  жалобы, заслушав пояснения, Я*** В.А.,  судебная  коллегия  приходит к следующему.

Установлено, что комиссия по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан при УПФ в Майнском районе Ульяновской области пришла к выводу о том, что на момент обращения Я*** В.А. с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (13.12.2009 года) его педагогический стаж составлял 23 года 5 месяцев 11 дней. Служба Я*** В.А. в составе Вооруженных Сил СССР в этот стаж включена не была.

В период прохождения Я*** В.А. службы в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Подпунктом «г» пункта 1 этого Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается и служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом Положение содержало лишь одно условие, при котором служба в Вооруженных Силах СССР не могла учитываться при назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью. Это условие о том, что не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Каких-либо других условий, при наличии которых стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР не подлежал включению в педагогический стаж, это Положение не предусматривало.

Указанное Положение действовало до 01.10.1993 года.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда, изложенной выше, суд первой инстанции обоснованно включил период службы Я*** В.А. в составе Вооруженных Сил СССР с 27.10.1979 года по 10.05.1981 года в педагогический стаж.

С учетом стажа армейской службы  у истца на момент обращения за назначением пенсии 13.10.2009 года имелось 25 лет стажа педагогической работы.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования истца о назначении ему пенсии с 13.10.2009 года.

Доводы кассационной жалобы обоснованности выводов суда первой инстанции не опровергают.

Так, довод кассационной жалобы о том, что период прохождения Я*** В.А. службы по призыву в ВС СССР с 27.10.1979 года по 10.05.1981 год не может быть включен в педагогический стаж, поскольку ни до службы в армии, ни сразу после её окончания Я*** В.А. не работал на должностях, включаемых в педагогический стаж, судебная коллегия находит несостоятельным.

Несостоятельность этого довода заключается в следующем. В обоснование этого довода в жалобе делается ссылка на Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета  Министров от 03.08.1972 года № 590. Между тем указанное Положение не регулирует вопросов, связанных с назначением пенсий педагогическим работникам. Эти вопросы регулирует, в частности, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым суд первой инстанции обоснованно руководствовался при разрешении данного спора.

Доводы жалобы о том, что на 01.10.1993 года Я*** В.А.отработал в должности преподавателя менее 16 лет 8 месяцев, также не могут служить основанием к отмене состоявшегося решения суда. По мнению судебной коллегии, это обстоятельство не имеет юридического значения, поскольку на момент обращения Я*** В.А. за назначением пенсии его педагогический стаж без учета армейской службы превышал 16 лет и 8 месяцев, поэтому период армейской службы подлежит включению в педагогический стаж независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения  у него на это права.

Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 10 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления пенсионного фонда в Майнском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи