У Л Ь Я Н
О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2010 г.
Судья Буделеев В.Г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 марта 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе:
председательствующего Шлотгауэр
Л.Л.,
судей Аладина П.К. и Нестеровой
Е.Б.,
при секретаре Яковлевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе
Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 17 февраля 2010 года,
по которому постановлено:
Иск Г*** Т*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Радищевском районе Ульяновской области включить в льготном исчислении Г*** Т***
А*** в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по
охране здоровья населения в сельской местности, периоды работы с 01.04.1987 по
10.08.1987, с 01.10.1987 по 01.06.1988 и периоды нахождения в отпуске по уходу
за ребенком с 02.06.1988 по 20.09.1989, с 14.09.1990 по 20.07.1993 и назначить
ей с учетом указанных периодов досрочную трудовую пенсию по старости со
снижением пенсионного возраста с момента обращения к ответчику, то есть с
16.12.2009.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Г*** Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что решением
комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от
21.12.2009 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по
подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с
отсутствием необходимого медицинского стажа. Решение комиссии является
незаконным, поскольку ей необоснованно не включили в специальный стаж периоды
нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 02.06.1988 по 20.09.1989, с
21.02.1992 по 20.07.1993 и период нахождения в отпуске без сохранения зарплаты
с 04.01.2003 по 10.01.2003; расчет специального стажа произведен без учета
ее работы в сельской местности.
Уточнив свои исковые требования в ходе рассмотрения дела, Г*** Т.А.
просила обязать ответчика включить ей в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение пенсии, названные выше периоды ее нахождения в отпусках по
уходу за ребенком в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца), применив
при расчете стажа повышающие коэффициенты, связанные с ее работой в
хирургическом отделении больницы и работой в сельской местности, и назначить ей
досрочную трудовую пенсию с момента обращения к ответчику – 16.12.2009.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Радищевском районе просит решение суда отменить как незаконное и
необоснованное и в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. При
этом указывает, что применение льготного порядка исчисления стажа в период
нахождения в отпуске по уходу за ребенком не основано на нормах действующего
законодательства, поскольку льготный порядок исчисления стажа применяется
только в отношении работы, но не периодов, к ней приравненных. Включению в стаж
в льготном порядке в связи с работой в сельской местности (1 год за 1 год и 3
месяца) подлежит только период нахождения в оплачиваемом отпуске по уходу за
ребенком до достижения возраста 1 года, что подтверждается разъяснением
Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 № 7/10-30. Период нахождения в
отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992 не может быть засчитан в
специальный стаж в связи с изменением редакции статьи 167 КЗоТ РФ.
Удовлетворяя требование истицы о назначении досрочной трудовой пенсии с
даты первоначального обращения, суд фактически признал незаконным отказ
Управления ПФР в назначении пенсии истице по представленным ею документам.
Однако на основании первоначально представленных документов оснований для
назначения пенсии не имелось, выводы суда были основаны на дополнительно
истребованных документах. Поэтому право на пенсию у истицы может возникнуть не
ранее вступления в законную силу решения суда.
В заседание суда
кассационной инстанции стороны по делу не явились, хотя были надлежащим образом
извещены о месте и времени рассмотрения дела. Об уважительности причин своего
отсутствия суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность
и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости
назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской
местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской
местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их
возраста.
Пунктом 2 этой же статьи Закона
предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002
№ 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449) утверждены Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта
1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
До
принятия указанного Постановления действовали Постановление Правительства РФ от
22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Правила исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения» и Постановление Совета Министров РСФСР от
06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет».
Названными
списками предусмотрены должность медицинской сестры, а правилами установлено,
что в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в
списках, в больницах всех наименований.
Как
видно из материалов дела, Г*** Т.А. 16.12.2009 обратилась в УПФ РФ в Радищевском
районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии
по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях
здравоохранения.
Решением
Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от
21.12.2009 установлено, что лечебная деятельность Г*** Т.А. по охране здоровья
населения в сельской местности составляет 23 года 05 месяцев 28 дней. Не
засчитан в специальный стаж период нахождения Г*** Т.А. в отпуске по уходу за
ребенком с 23.01.1992 по 20.07.1993 и в отпуске без сохранения зарплаты с
04.01.2003 по 10.01.2003, а отпуска по уходу за ребенком с 02.06.1988 по
20.09.1989 и с 14.09.1990 по 21.01.1991 засчитаны в календарном порядке.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что Г*** Т.А. с 1987 года по
настоящее время осуществляет деятельность по охране здоровья населения в
сельской местности: с 01.04.1987 по 10.08.1987 – в должности медицинской сестры
хирургического отделения *** центральной районной больницы, с 02.10.1987 – в
должности палатной медсестры в хирургическом отделении *** ЦРБ, с 20.09.1989 –
в должности процедурной медсестры в детском отделении, с 20.07.1993 по
настоящее время – в должности палатной медицинской сестры детского отделения.
В течение указанных периодов работы Г*** Т.А. предоставлялись отпуска
по уходу за ребенком: с 02.06.1988 по 20.09.1989, с 14.09.1990 по 22.01.1992, а
также отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения
им возраста 3-х лет с 23.01.1992 по 20.07.1993.
Поскольку статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции,
действовавшей до 06.10.1992, засчитывала период нахождения в отпусках по уходу
за ребенком до достижения им возраста 3-х лет в стаж для назначения льготной
пенсии в том же порядке, как работу, в период которой предоставлялись указанные
отпуска, т.е. с учетом льготного исчисления стажа за работу в сельской
местности и за работу в должности, предусмотренной Перечнем (утв.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. 26.05.2009)), суд
обоснованно удовлетворил заявленные Г*** Т.А. исковые требования, обязал УПФ РФ
в Радищевском районе Ульяновской области произвести правильный подсчет
специального стажа истицы и назначить ей
трудовую пенсию по старости с момента обращения – 16.12.2009.
Доводы, приведенные УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской области в
кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем
представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и
процессуальное законодательство применено судом правильно.
Довод кассационной жалобы об отсутствии
оснований для зачета периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком
в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца является
неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального
права.
В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №
781 (в ред. от 26.05.2009), в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в
поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или
в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж
работы как 1 год и 3 месяца.
Ранее действовавшее законодательство также
предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения
в сельской местности или в поселке городского типа.
В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от
06.09.1991 № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей
работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная
и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за
выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год
работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке)
считать за 1 год и 3 месяца.
Поскольку периоды отпуска по беременности и
родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, начавшиеся до
06.10.1992, включаются в специальный стаж, на указанные периоды
распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися
в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О
некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с
реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров,
возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности
периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении
пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период
имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 №
3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской
Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в
специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он
подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени
обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на
досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п. 7 совместного постановления
Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от
29.11.1989 № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на
льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего,
непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично
оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за
ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как
работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1
ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу
предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость
законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того,
чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах
предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что
приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться
властями и будет реализовано, суд обоснованно включил период нахождения Г***
Т.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 14.09.1990
по 20.07.1993 в ее специальный стаж. В соответствии с действующим в тот период
законодательством Г*** Т.А., уходя в отпуск по уходу за ребенком до достижения
им возраста 3-х лет, рассчитывала на включение данного периода в специальный
стаж, в чем ей в настоящее время, даже, несмотря на изменение законодательства
с 06.10.1992, не может быть отказано.
Довод кассационной жалобы о том, что пенсию
истице следовало назначить с момента вступления решения суда в законную силу, а
не с момента ее обращения в органы Пенсионного фонда, поскольку он не имел
возможности назначить пенсию по представленным истицей документам, судебная
коллегия находит необоснованным. Судом первой инстанции установлено, что отказ
в назначении пенсии Г*** Т.А. явился следствием не отсутствия каких-либо
документов с ее стороны, а следствием неправильного толкования органами
Пенсионного фонда действующего законодательства.
В силу
изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Радищевского
районного суда Ульяновской области от 17
февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи