Судебный акт
О возложении обязанности устранить свалку
Документ от 23.03.2010, опубликован на сайте 06.04.2010 под номером 16246, 2-я гражданская, о возложении обязан.устранить свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2010 г.                                                  Судья Тютькина З.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

23 марта 2010 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Болбиной Л.В.,

судей Лисовой Л.С., Казаковой М.В.,

при секретаре Высоцкой А.В.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя мэрии г.Ульяновска – Л*** С.А. на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 03 февраля 2010 года по которому постановлено:

Иск прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска устранить свалку в районе разворотного кольца трамвая №1 по улице Скочилова в г.Ульяновске.

В иске прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «З***» отказать.

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить свалку. В обоснование иска указал, что в результате проведенной проверки в районе разворотного кольца трамвая №1 по ул.Скочилова обнаружена свалка бытовых и промышленных отходов, что свидетельствует о нарушении требований ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об охране окружающей среды», Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ч.4 ст.37 устава муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005, к полномочиям  мэрии г.Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.      

 

Судом  к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ОАО «Завод ***», в качестве третьих лиц – комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска, департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе представитель мэрии г.Ульяновска Л*** С.А., не соглашаясь с состоявшимся решением, просит его отменить как незаконное. В обоснование доводов указывает, что мэрия города исполняет надлежащим образом все полномочия и обязанности, возложенные на нее ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.        Разрешая спор, суд не учел, что земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка отходов, не относится к муниципальной собственности, а находится в собственности Ульяновской области и передан собственником в аренду ОАО «Завод ***» для строительства многоэтажных жилых домов. Кроме этого, устранение свалки в виде строительного мусора в квартале «Б» было предметом рассмотрения иного гражданского дела, по которому 08.10.2009 состоялось решение суда, и ответчиком по этому делу признано ОАО «Завод ***».  Из материалов дела усматривается, что несанкционированная свалка, обнаруженная в районе разворотного кольца трамвая №1 по ул.Скочилова, также представлена строительным мусором и бытовыми отходами. Возлагая обязанность по устранению свалки на мэрию, суд освободил от ответственности виновных лиц.   

 

Представители ответчиков и третьих лиц, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в кассационной инстанции, не явились в заседание судебной коллегии и не сообщили о причинах неявки, поэтому на основании ч. 2 ст. 385 ГПК РФ  судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

По делу установлено, что при проведении проверки Государственным инспектором Ульяновской области по охране природы с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска 11 декабря 2009 на территории Ленинского района г. Ульяновска в районе разворотного кольца трамвая №1 по ул.Скочилова зафиксирована несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов. Факт наличия указанной свалки в границах городского округа представителем ответчика не оспаривался.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Уставом муниципального образования «Город Ульяновск» (ч. 4 ст. 37) к полномочиям мэрии города Ульяновска отнесены: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, мэрия города Ульяновска с одной стороны как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны – органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.

Пунктом 2.2. Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного постановлением главы г. Ульяновска от 15.04.2008 г. № 2604, установлено, что в пределах муниципального образования «Город Ульяновск» запрещается загрязнение территории отходами (в т.ч. сжигание, выбрасывание, захоронение и хранение отходов в местах, не предусмотренных для их сбора и обезвреживания).

В соответствии с п. 5.5. названного Порядка должностные лица мэрии и ее структурных подразделений, осуществляющие контроль за соблюдением данного Положения, обязаны своевременно и качественно документально фиксировать признаки выявленных нарушений и принимать меры по пресечению и предотвращению нарушений в сфере обращения с отходами на подведомственных территориях.

Поскольку установлен факт неисполнения органом местного самоуправления своих обязанностей в области организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд сделал правильный вывод об обоснованности заявленных требований.

Довод кассационной жалобы о том, что свалка расположена на земельном участке, не являющимся муниципальной собственностью, был предметом исследования суда первой инстанции и ему дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает.

Обоснованной является и ссылка суда на ч. 5 ст. 37 устава  муниципального образования «Город Ульяновск», согласно которой к полномочиям мэрии города отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории этого муниципального образования до разграничения государственной собственности на землю.

Суд правомерно указал, что доказательств передачи кому-либо в аренду или в собственность указанного  земельного участка не представлено. Поэтому, то обстоятельство, что на близлежащем земельном участке, который передан в аренду  ОАО « Завод ***», также была зафиксирована свалка  строительных отходов, и  решением суда обязанность по ликвидации свалки возложена на указанную организацию, не является основанием для признания надлежащим ответчиком ОАО «Завод ***»   по настоящему делу.

Передача полномочий по уборке города иным организациям также не освобождает мэрию г. Ульяновска от исполнения возложенных на нее законом обязанностей.

 

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления.

 

В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы.

 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 03 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя мэрии г.Ульяновска Л*** С.А.– без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи