У Л Ь Я Н
О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело *** 2010 г.
Судья Старостина И.М.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 марта 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Нестеровой Е.Б., Аладина
П.К.,
с участием прокурора Бычкова
Д.С.,
при секретаре Покачайло Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Инзенского района
Ульяновской области на решение Инзенского
районного суда Ульяновской области
от 29 января 2010 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Инзенского района
Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга
лиц к Управлению федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, Б***
С*** А***, К*** С*** П*** об обязывании снести за свой счет
физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в *** квартале Г***
лесничества, дом 1, как незаконно построенный, прекращении их права
собственности на данный объект недвижимости отказать.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту
прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению федеральной
регистрационной службы по Ульяновской области, Б*** С*** А*** о признании незаконной
регистрации объекта права - физкультурно-оздоровительного комплекса от
12.11.2007года, расположенного в *** квартале Г*** лесничества, дом №1,
возложении обязанности на собственника Б***
С.А. снести данный объект как незаконно построенный.
В обоснование
требований прокурор указал, что в
ходе проверки соблюдения требований Федерального Закона «Об особо
охраняемых природных территориях» на
территории памятника природы в Инзенском районе (Юловский пруд, реликтовые леса
вокруг Юловского пруда квартал *** Г*** лесничества) установлены существенные
нарушения.
Статус памятника природы регионального значения
Юловскому пруду присвоен решением Ульяновского областного Совета депутатов
трудящихся от 15.03.1961года №***. В соответствии с постановлением
Законодательного Собрания Ульяновской области от 27.11.1997года №30/333 «О
памятниках природы на территории Ульяновской области» Юловский пруд в кварталах
№№ 59,78,79, реликтовые леса вокруг данного пруда в кварталах №№
47,59,60,68,78,79, 80,90 Г*** лесничества Инзенского лесхоза являются
памятником природы Ульяновской области.
Постановлением главы администрации Ульяновской области от
29.12.2001 года №194 «Об утверждении государственного кадастра особо охраняемых
природных территорий Ульяновской области»
Юловский пруд был включен в кадастр особо охраняемых природных
территорий Ульяновской области.
Согласно данному постановлению в охранной зоне Юловского
пруда был установлен запрет на все виды хозяйственной деятельности на пруду и
прибрежной зоне (водоохранная зона данного водоема составляет 400 метров).
Паспортом на государственный памятник природы местного
значения «Юловский пруд» от 07.07.1997года установлен запрет на все виды
хозяйственной деятельности на озере и его прибрежной части.
Несмотря на это, на основании распоряжения главы
администрации Ульяновской области от 02.10.2000года №*** «О передаче земель
лесного фонда в аренду для культурно-оздоровительных целей» индивидуальному
предпринимателю Б*** С.А. в аренду на 49 лет был передан земельный участок
лесного фонда в лесах 1 группы Инзенского лесхоза в квартале *** Г***
лесничества для культурно-оздоровительных целей общей площадью 0,095га.
11.10.2000 года Б*** С.А. на основании данного
распоряжения был заключен договор аренды на 49лет с Инзенским лесхозом на
земельный участок площадью *** кв.м. для строительства загородного дачного
дома. Данный договор был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество. Выделение
участка лесного фонда в охранной зоне пруда под новое строительство, в том
числе и под строительство физкультурно-оздоровительных зданий и сооружений,
является недопустимым исходя из требований вышеприведенных нормативных актов.
Несмотря на это, 20.06.2002 года глава Инзенского района своим распоряжением №***
«О строительстве загородного дачного дома в квартале №*** *** лесничества
Инзенского района» разрешил строительство загородного дачного дома Б*** С.А.
Обязательная экологическая экспертиза проектной
документации объекта строительства на землях особо охраняемой природной
территории регионального значения не проводилась.
18.09.2006 года был составлен акт приёмки в
эксплуатацию частного жилого дома с хозяйственными постройками (двухэтажный, пятикомнатный
жилой дом
общей площадью ***кв.м., гараж, баня, предбанник, сарай, навес).
26.09.2007года
распоряжением главы муниципального образования
«Инзенский район» №*** «О внесении изменений в распоряжение главы
Инзенского района от 20.06.2002» №*** слова «загородный дачный дом в
квартале *** Г*** лесничества Инзенского района» заменены на
«физкультурно-оздоровительный комплекс».
02.10.2007года Инзенским БТИ составлен технический паспорт
на данный объект как на физкультурно-оздоровительный комплекс. Объект введен в
эксплуатацию.
В непосредственной близости от данного
физкультурно-оздоровительного комплекса - 100метров - находится детский
оздоровительный лагерь «***», а в 130 метрах - пруд Юлово, что не соответствует
требованиям п.2.4 СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных
учреждений отдыха и оздоровления детей».
Несмотря на все нарушения, Б*** С.А. 26.09.2008года был
заключен договор аренды земельного участка (квартал №*** Г*** лесничества
Инзенского района) с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды
Ульяновской области сроком на 41год, при этом в договоре объект строительства указан как
физкультурно-оздоровительный комплекс.
В настоящее время данный физкультурно-оздоровительный
комплекс по договору купли-продажи от 01.07.2009 года продан К*** С.П.
В ходе рассмотрения дела
исковые требования были уточнены,
прокурор просил обязать застройщика Б***
С*** П*** и настоящего собственника – К*** С*** П*** снести за свой счет
физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в ***квартале Г***
лесничества, дом №***, как незаконно построенный и прекратить право
собственности Б*** С.А., К*** С.П. на указанный объект недвижимости.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационном представлении прокурор Инзенского района просит
отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование
представления приводит доводы, подробно изложенные в исковом заявлении и
приводившиеся в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Ссылается на
неправильное применение судом норм материального права и неверную оценку
обстоятельств дела.
В возражениях на кассационное представление Б*** С.А. просит
оставить решение суда без изменения и отказать прокурору в удовлетворении
представления. Полагает, что суд правильно определил значимые обстоятельства
дела и применил нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного
представления, заслушав прокурора Б*** Д.С., поддержавшего доводы
представления, объяснения представителя Правительства Ульяновской области Г***
О.Ю., представителя Б*** С.А. – Л*** А.И., судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения суда.
Судом
установлено, что на основании
распоряжения главы администрации Ульяновской области от 02.10.2000года №*** «О
передаче земель лесного фонда в аренду для культурно-оздоровительных целей»
индивидуальному предпринимателю Б*** С.А. в аренду на 49лет был передан
земельный участок лесного фонда в лесах 1 группы Инзенского лесхоза в квартале ***
Г*** лесничества для культурно-оздоровительных целей общей площадью 0,095га
(т.1.л.д.23).
11.10.2000года Б*** С.А. на основании вышеуказанного
распоряжения был заключён договор аренды на 49лет с Инзенским лесхозом на
земельный участок площадью ***га (л.д.24-27). Договором определён вид
лесопользования: культурно-оздоровительные цели. Указанный договор
зарегистрирован в ЕГРП 18.06.2001года (т.1 л.д.45).
Согласно пункту 5.1 договора аренды земельного участка,
зарегистрированного в ДГРП Ульяновской области (в настоящее время – УФРС по
Ульяновской области) 18.06.2001года, арендатор имеет право производить
улучшения земельного участка, возводить на земельном участке здания, сооружения
и иные объекты недвижимости.
В соответствии с распоряжением главы администрации
Ульяновской области и по заявлению Б*** С.А. для реализации
физкультурно-оздоровительных целей главой Инзенского района были вынесены
распоряжения №*** и №*** о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса
на указанном участке. Данный объект был принят и введён Инзенской
администрацией в эксплуатацию.
Право собственности Б*** С.А. на данный объект
недвижимости зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы
по Ульяновской области 12 ноября 2007года.
В связи с внесением изменений в Лесной кодекс РФ, на
основании распоряжения Минприроды Ульяновской области, договор аренды с Б***
С.А. был переоформлен путём заключения нового договора №*** от 26.09.2008года,
который также зарегистрирован в
Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области
24.10.2008года. Существующих ограничений (обременений) права аренды земельного
участка не зарегистрировано.
Суд обоснованно не согласился с правильностью требований
прокурора Инзенского района Ульяновской области о возложении обязанности на
застройщика Б*** С.А. и настоящего собственника объекта К*** С.П. снести за свой счёт
физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в *** квартале Г***
лесничества, дом 1, как незаконно построенный на особо охраняемой природной
территории, о прекращении права
собственности последних на указанный объект.
В соответствии с решением Ульяновского областного Совета
депутатов трудящихся от 15.03.1961года №***, Юловскому пруду, являющемуся
искусственным водоемом, присвоен статус
памятника природы регионального значения.
Из паспорта памятника природы «Реликтовые леса вокруг
Юловского пруда» от ***года (постановление главы администрации №*** от
20.06.1996г.) усматривается, что на его территории расположены реликтовые леса
на землях в кварталах №№47,59,60,68,78,79,80,90 *** лесничества Инзенского
лесхоза, памятник природы занимает
площадь ***га, поставлен на учёт в Ульяновском областном комитете охраны
природы.
В
соответствии с ч.1 п.«д» ст.2 ФЗ-33 от
14.03.1995 года «Об особо охраняемых
природных территориях», к особо
охраняемым природным территориям относятся, в том числе памятники природы. Согласно ст.2 ч.6 того же
федерального закона, в зависимости от значения особо охраняемых природных
территорий они могут находиться в собственности Российской Федерации
(федеральное значение), собственности субъектов Федерации РФ (регионального
значения), муниципальной собственности (местного значения). Исходя из норм ст.26 ФЗ-33 от 14.03.1995г.,
границы и режим особо охраняемых природных территорий памятников природы
находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Главой
администрации Ульяновской области 19.12.2001г. было вынесено постановление №***
«Об утверждении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий
Ульяновской области», по которому Ю*** пруд, реликтовые леса вокруг него были
включены в кадастр особо охраняемых природных территорий Ульяновской области
(33 и №93 в приложении к кадастру).
Согласно
же постановлению Правительства Ульяновской области от 09.11.2007г. №*** постановление
главы администрации Ульяновской области
№194 утратило силу. Таким образом, органы государственной власти
субъекта РФ в соответствии со ст.26 ФЗ от 14.03.1995г. исключили Ю*** пруд,
расположенный в *** квартале Г*** лесничества Инзенского лесхоза, реликтовые
леса вокруг него из кадастра особо охраняемых природных территорий Ульяновской
области. Следовательно, как правильно посчитал суд, к ним не могут быть
применены требования п.10,22,24 данного кадастра, где введён режим охранной
зоны, и не допускается строительство на берегах Юловского пруда и вблизи него
на расстоянии 400метров (водоохранная зона).
В суде было установлено, что 02.10.2000г. главой
администрации Ульяновской области было вынесено распоряжение №*** «О передаче
земель лесного фонда в аренду для культурно-оздоровительных целей» Б*** С*** А***.
На основании данного распоряжения 11.10.2000г. Б*** С.А. заключил договор
аренды с Инзенским лесхозом на земельный участок площадью ***кв.м в ***квартале
Г*** лесничества Инзенского района сроком на 49лет. Данный договор прошёл
регистрацию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в
соответствии с законодательством РФ. На основе вышеуказанного распоряжения главы
администрации Ульяновской области и по заявлению Б*** С.А, для реализации
физкультурно-оздоровительных целей главой Инзенского района были вынесены
распоряжения №*** от 20.06.2002 года и №***
от 26.09.2007 года о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса на
указанном участке, данный объект был принят и введён Инзенской администрацией в
эксплуатацию.
Суд пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные
действия совершены в соответствии с законодательством РФ, в связи с тем, что
земли ***квартала были включены в кадастр особо охраняемых природных территорий
Ульяновской области в 2001г., то есть после заключения договора аренды 11.10.2000г.
В настоящее время земли *** квартала не являются землями особо охраняемых природных
территорий, согласно постановлению Правительства Ульяновской области от
19.11.2007г. №***.
Доводы представления о том, что строительство ФОК,
осуществленное Б*** С.А., является незаконным, поскольку велось в период
действия вышеназванного распоряженияг администрации Ульяновской области,
судебная коллегия не может признать состоятельными. Договор аренды земельного участка заключался до издания
данного распоряжения, которое утратило силу в связи с принятием постановления
Правительства Ульяновской области от 19.11.2007 года № *** и, таким образом,
служить правовой основой для вывода о незаконности самого строительства и
последующих действий по регистрации права собственности Б*** С.А. не может.
Кроме
того, как усматривается из материалов
дела, по памятнику природы - реликтовые
леса вокруг Юловского пруда на землях кв.№№ 47,59,60,68,78,79,80,90 Г***
лесничества Инзенского лесхоза - не
определено, какие именно леса являются реликтовыми.
Из
пояснений представителя Министерства лесного хозяйства, природопользования и
экологии Ульяновской области в суде усматривается, что вышеуказанные памятники
природы расположены на землях лесного фонда и на сегодняшний день их границы
определены схематически, какие-либо подробные описания отсутствуют. В настоящее
время Министерством лишь разрабатываются проекты границ Юловского пруда и
реликтовых лесов вокруг них.
Правомерно
суд не согласился с доводами прокурора о
строительстве комплекса с нарушением СанПиН 2.4.4.1204-03
«Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных
учреждений отдыха и оздоровления детей», поскольку данных о нарушении
ответчиками требований санитарно-эпидемиологических норм в результате
строительства и регистрации комплекса в материалах дела не имеется.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной
постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое
имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в
порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без
получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением
градостроительных и строительных норм и правил.
Вместе
с тем судом установлено, что имеются
документы о регистрации за Б*** С.А. права собственности на ФОК и права аренды
на земельный участок в установленном законом порядке, что в силу ст.ст.219,609
ГК РФ свидетельствует о законности владения Б***С.А., а в настоящее время К***
С.П. недвижимым имуществом.
становленои правил.
это необходимых разрешений или с существенными,
установленном законоПрокурором фактически
поставлен вопрос о лишении К*** С.П. права собственности на имущество,
приобретенное им в установленном законом порядке, право на которое признано государством путем
регистрации в порядке, установленном
законом. Однако убедительных доказательств, свидетельствующих о правомерности
таких требований, прокурором не
представлено.
Исходя
из вышеизложенного, суд обоснованно посчитал несостоятельными требования
прокурора Инзенского района Ульяновской области к Б*** С.А., К*** С.П., к
Управлению федеральной регистрационной службы по Ульяновской области и отказал
в их удовлетворении.
Доводы
кассационного представления были предметом тщательного исследования суда, и им
дана всесторонняя правовая оценка, подробно
изложенная в судебном решении.
В силу
изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационного
представления не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Инзенского
районного суда г. Ульяновска от 29 января 2010 года оставить без изменения, а
кассационное представление прокурора Инзенского района Ульяновской области
- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи