Судебный акт
Об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты УГД
Документ от 03.03.2010, опубликован на сайте 25.03.2010 под номером 15973, 2-я гражданская, об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты УГД, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ

ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № ***/ 2010                                                                                Судья Н***

 

Определение

 

03 марта 2010 года                                                                           г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Кинчаровой О.Е.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

при секретаре Трифоновой А.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя Ю*** – С***. на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 февраля 2010 года, по которому суд решил:

 

В удовлетворении заявления Ю*** об отмене постановления от 07.02.2010 г. Ульяновской городской избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по *** одномандатному избирательному округу ***, обязании Ульяновской городской избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по *** одномандатному избирательному округу *** отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

установила:

Ю*** обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 07 февраля 2010 года.

В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 07 февраля 2010 года ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по *** одномандатному избирательному округу *** в связи с несоответствием формы подписных листов требованиям ст. 42 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

В заявлении указано, что бланки подписных листов, представленных в Ульяновскую городскую избирательную комиссию в отличие от бланка, форма которого предусмотрена в Приложении № 1 к указанному Закону в графе «Год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения)», не содержит слов «на день голосования – дополнительно».

В Приложении № 1 к Федеральному Закону № 51-ФЗ от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» имеется форма подписного листа с формулировкой графы № 3 «Год рождения (в возрасте 18 лет день и месяц рождения), т.е. Федеральным законом предусмотрена форма подписного листа, где в соответствующей графе также отсутствуют слова «на день голосования – дополнительно».

Кроме того, подписной лист кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы, не является обязательной формой документа, поскольку не отнесен к таковым Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 18 февраля 2009 года № 20/5-2 «Перечень документов, представляемых кандидатами в Ульяновскую городскую избирательную комиссию при проведении выборов главы муниципального образования «Город Ульяновск» и депутатов Ульяновской Городской Думы четвертого созыва 14 марта 2010 года».

По мнению Ю***., основную смысловую нагрузку в графе  №3 подписного листа несет её первая часть - «Год рождения». Отсутствие слов «на день голосования – дополнительно» в этой графе не позволяет в искаженном варианте воспринимать содержание подписного листа и не искажает основные обязательные данные об избирателе. Такое незначительное отступление от утвержденной формы подписного листа является допустимым и не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, в удовлетворении  заявленных требований отказал и постановил приведённое выше решение.

В кассационной жалобе С***., представляющий интересы Ю***., не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование жалобы указаны доводы, аналогичные тем, которыми было мотивировано первоначальное заявление.

Дополнительно указано, что норма Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», согласно которой Ю***. было отказано в регистрации в качестве кандидата, противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, следовательно, эта норма не подлежит применению.

Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом. Однако судом первой инстанции были оставлены без внимания доводы о том, что в нарушение указанной нормы Закон Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» устанавливает дополнительные ограничения в реализации пассивного избирательного права граждан РФ, что является недопустимым.

В кассационной жалобе указано о несостоятельности ссылки суда на то, что форма подписного листа, установленная Федеральным Законом № 51-ФЗ от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», правового значения в данном случае не имеет, поскольку речь идет о выборах в представительный орган муниципального образования «Город Ульяновск». В жалобе указано, что поскольку Российская Федерация является единым пространством, то нормы федерального законодательства подлежат применению на всей территории России.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения С***., представляющего интересы Ю***., заслушав К***., представляющего интересы Ульяновской городской избирательной комиссии, а также выслушав прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что решением от 23 декабря 2009 года № 132 Ульяновской Городской Думы на 14 марта 2010 года назначены выборы главы муниципального образования «Город Ульяновск» и депутатов Ульяновской Городской Думы четвертого созыва.

24 января 2010 года в Ульяновскую городскую избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № *** обратился Ю***.

Согласно ст. 41 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» выдвижение кандидата, списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.

29 января 2010 года от Ю***. поступил первый финансовый отчет, протокол об итогах сбора подписей избирателей и подписные листы.

Количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному или единому избирательному округу, составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но не менее 10 подписей избирателей.

Решением Ульяновской Городской Думы от 25 ноября 2009 года № 124 утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ульяновской Городской Думы четвертого созыва, в соответствии с которой число избирателей *** одномандатного избирательного округа № *** составляет 15 488 человек.

В связи с этим для регистрации кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы по указанному избирательному округу необходимо 154 достоверных и действительных подписи избирателей.

Ю***. было представлено 169 подписей на 14 подписных листах. Все представленные подписи расценены Ульяновской городской избирательной комиссией как недостоверные (недействительные), в связи с чем заявителю постановлением от 07 февраля 2010 года № *** отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № ***

Согласно утвержденной Федеральным законом от 12 июня 2002 года  № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» терминологии, недействительная подпись - это подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В соответствии со ст. 37 указанного Федерального закона форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Статьей 46 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО установлено, что по результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. В силу п. 11 ч. 12 указанной статьи недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 42 данного Закона, и (или) оформленном не в соответствии с Приложениями 1-3 к данному Закону.

Форма подписного листа и требования к его содержанию для регистрации в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования Ульяновской области установлены ст. 42 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО и указаны в Приложении № 1 к названному Закону, являющемся его неотъемлемой частью, согласно которому в каждом подписном листе указываются в числе прочего сведения о кандидате в объеме, установленном данной статьей и Приложением 1 к данному Закону, его подпись и дата внесения подписи; сведения об избирателях в объеме, установленном статьей 43 и приложением 1 к данному Закону, их подписи и даты внесения подписей.

Согласно Приложению 1 к Закону области подписной лист содержит графу «Год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения)».

В подписных листах, представленных в избирательную комиссию Ю***., указанная графа не содержит слов «на день голосования дополнительно». Указанное обстоятельство правильно расценено избирательной комиссией и судом первой инстанции как оформление подписных листов не в соответствии с Приложением 1 к Закону.

С учетом вышеизложенного, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что нарушение формы подписного листа является безусловным основанием признания содержащихся в нем подписей избирателей недействительными и отказал Ю***. в удовлетворении заявленных требований.

Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации» и его Приложением № 1, подписной лист в соответствующей графе также не содержит слов «на день голосования – дополнительно», не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы. 

Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ регулирует порядок проведения выборов в представительные органы РФ, в связи с чем не подлежит применению при проведении выборов иного уровня, а именно в представительные органы муниципальных образований субъекта РФ.

Ссылка жалобы о том, что в нарушение п. 3 ст. 1 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нормы Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» устанавливают дополнительные ограничения, основана на неправильном понимании закона.

Согласно утвержденной ФЗ № 67-ФЗ терминологии, гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме – это установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Таким образом, установленные Законом Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» дополнительные условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав при проведении выборов на уровне субъекта РФ, являются дополнительными гарантиями, а не ограничениями.

Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не усматривает оснований  для его отмены.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С***. в интересах Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи