УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № ***/
2010
Судья Н***
Определение
03 марта 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Жаднова Ю.М.,
судей Костюниной
Н.В., Кинчаровой О.Е.,
с участием прокурора
Балашовой Н.Н.,
при секретаре
Трифоновой А.И.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе представителя Ю*** – С***. на решение Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 15 февраля 2010 года, по которому суд решил:
В удовлетворении
заявления Ю*** об отмене постановления от 07.02.2010 г. Ульяновской городской
избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ульяновской
Городской Думы четвертого созыва по *** одномандатному избирательному округу ***,
обязании Ульяновской городской избирательной комиссии зарегистрировать его в
качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по ***
одномандатному избирательному округу *** отказать.
Заслушав доклад
председательствующего по делу, судебная коллегия
установила:
Ю***
обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Ульяновской городской
избирательной комиссии от 07 февраля 2010 года.
В обоснование заявленных требований указал, что
постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 07 февраля 2010
года ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва
по *** одномандатному избирательному округу *** в связи с
несоответствием формы подписных листов требованиям ст. 42 Закона Ульяновской
области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных
органов муниципальных образований Ульяновской области».
В заявлении указано, что бланки подписных листов,
представленных в Ульяновскую городскую избирательную комиссию в отличие от
бланка, форма которого предусмотрена в Приложении № 1 к указанному Закону в
графе «Год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно
число и месяц рождения)», не содержит слов «на день голосования – дополнительно».
В Приложении № 1 к Федеральному Закону № 51-ФЗ от 18 мая
2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» имеется форма подписного листа с формулировкой графы № 3
«Год рождения (в возрасте 18 лет день и месяц рождения), т.е. Федеральным
законом предусмотрена форма подписного листа, где в соответствующей графе также
отсутствуют слова «на день голосования – дополнительно».
Кроме того, подписной лист кандидата, выдвинутого в порядке
самовыдвижения на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы, не является
обязательной формой документа, поскольку не отнесен к таковым Постановлением
Ульяновской городской избирательной комиссии от 18 февраля 2009 года № 20/5-2
«Перечень документов, представляемых кандидатами в Ульяновскую городскую
избирательную комиссию при проведении выборов главы муниципального образования
«Город Ульяновск» и депутатов Ульяновской Городской Думы четвертого созыва 14
марта 2010 года».
По мнению Ю***.,
основную смысловую нагрузку в графе №3
подписного листа несет её первая часть - «Год рождения». Отсутствие слов «на
день голосования – дополнительно» в этой графе не позволяет в искаженном
варианте воспринимать содержание подписного листа и не искажает основные
обязательные данные об избирателе. Такое незначительное отступление от
утвержденной формы подписного листа является допустимым и не может служить
основанием для отказа в регистрации кандидата.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, в удовлетворении заявленных требований отказал и постановил
приведённое выше решение.
В кассационной жалобе С***., представляющий интересы Ю***., не соглашается с решением суда,
просит его отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование жалобы указаны доводы, аналогичные тем,
которыми было мотивировано первоначальное заявление.
Дополнительно указано, что норма Закона Ульяновской области
от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов
муниципальных образований Ульяновской области», согласно которой Ю***. было
отказано в регистрации в качестве кандидата, противоречит Конституции РФ и
федеральному законодательству, следовательно, эта норма не подлежит применению.
Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных
прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации,
дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом. Однако судом
первой инстанции были оставлены без внимания доводы о том, что в нарушение
указанной нормы Закон Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О
выборах депутатов представительных органов муниципальных образований
Ульяновской области» устанавливает дополнительные ограничения в реализации
пассивного избирательного права граждан РФ, что является недопустимым.
В кассационной жалобе указано о несостоятельности ссылки
суда на то, что форма подписного листа, установленная Федеральным Законом №
51-ФЗ от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации», правового значения в данном случае
не имеет, поскольку речь идет о выборах в представительный орган муниципального
образования «Город Ульяновск». В жалобе указано, что поскольку Российская
Федерация является единым пространством, то нормы федерального законодательства
подлежат применению на всей территории России.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения С***.,
представляющего интересы Ю***., заслушав К***., представляющего интересы
Ульяновской городской избирательной комиссии, а также выслушав прокурора,
полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к
следующему.
Материалами дела установлено, что решением от 23 декабря 2009 года №
132 Ульяновской Городской Думы на 14 марта 2010 года назначены выборы главы
муниципального образования «Город Ульяновск» и депутатов Ульяновской Городской
Думы четвертого созыва.
24 января 2010 года в Ульяновскую городскую избирательную комиссию с
заявлением о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в
депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по Ленинскому
одномандатному избирательному округу № *** обратился Ю***.
Согласно ст. 41 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года №
109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований
Ульяновской области» выдвижение кандидата, списка кандидатов должно быть
поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.
29 января 2010 года от Ю***. поступил первый финансовый отчет, протокол
об итогах сбора подписей избирателей и подписные листы.
Количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата,
выдвинутого по одномандатному или единому избирательному округу, составляет 1
процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего
избирательного округа в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального
закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации», но не менее 10 подписей избирателей.
Решением Ульяновской Городской Думы от 25 ноября 2009 года № 124
утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов
депутатов Ульяновской Городской Думы четвертого созыва, в соответствии с
которой число избирателей *** одномандатного избирательного округа № ***
составляет 15 488 человек.
В связи с этим для регистрации кандидата в депутаты Ульяновской
Городской Думы по указанному избирательному округу необходимо 154 достоверных и
действительных подписи избирателей.
Ю***. было представлено
169 подписей на 14 подписных листах. Все представленные подписи расценены
Ульяновской городской избирательной комиссией как недостоверные
(недействительные), в связи с чем заявителю постановлением от 07 февраля 2010
года № *** отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Ульяновской
Городской Думы четвертого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному
округу № ***
Согласно утвержденной Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
терминологии, недействительная подпись - это подпись, собранная с нарушением
порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления
подписного листа.
В соответствии со ст. 37 указанного Федерального закона форма
подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Статьей 46 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО
установлено, что по результатам проверки подпись избирателя может быть признана
достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. В силу п. 11 ч. 12
указанной статьи недействительными считаются все подписи избирателей в
подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных
статьей 42 данного Закона, и (или) оформленном не в соответствии с Приложениями
1-3 к данному Закону.
Форма подписного листа и требования к его содержанию для регистрации в
порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты представительного органа
муниципального образования Ульяновской области установлены ст. 42 Закона
Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО и указаны в Приложении № 1
к названному Закону, являющемся его неотъемлемой частью, согласно которому в
каждом подписном листе указываются в числе прочего сведения о кандидате в
объеме, установленном данной статьей и Приложением 1 к данному Закону, его
подпись и дата внесения подписи; сведения об избирателях в объеме,
установленном статьей 43 и приложением 1 к данному Закону, их подписи и даты
внесения подписей.
Согласно Приложению
1 к Закону области подписной лист содержит графу «Год рождения (в возрасте 18
лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения)».
В подписных листах,
представленных в избирательную комиссию Ю***., указанная графа не содержит слов
«на день голосования дополнительно».
Указанное обстоятельство правильно расценено избирательной комиссией и судом
первой инстанции как оформление подписных листов не в соответствии с
Приложением 1 к Закону.
С учетом вышеизложенного, судья районного суда пришел к обоснованному
выводу о том, что нарушение формы подписного листа является безусловным
основанием признания содержащихся в нем подписей избирателей недействительными
и отказал Ю***. в удовлетворении
заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с
требованиями Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах
депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации» и
его Приложением № 1, подписной лист в соответствующей графе также не содержит
слов «на день голосования – дополнительно», не может служить основанием для
удовлетворения кассационной жалобы.
Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ регулирует
порядок проведения выборов в представительные органы РФ, в связи с чем не подлежит применению
при проведении выборов иного уровня, а именно в представительные органы муниципальных
образований субъекта РФ.
Ссылка жалобы о том, что в нарушение п. 3 ст. 1 ФЗ № 67-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» нормы Закона Ульяновской области от 01 августа
2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных
образований Ульяновской области» устанавливают дополнительные ограничения,
основана на неправильном понимании закона.
Согласно утвержденной ФЗ № 67-ФЗ терминологии, гарантии
избирательных прав и права на участие в референдуме – это установленные
Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом
условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Таким образом, установленные Законом Ульяновской области от
01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов
муниципальных образований Ульяновской области» дополнительные условия, правила
и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав при проведении
выборов на уровне субъекта РФ, являются дополнительными гарантиями, а не
ограничениями.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения в суде первой
инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.
С учетом
изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не
усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 15 февраля 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу С***. в интересах Ю*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи