УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-*** - 2010
г. Судья Зеленцова И.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
09 марта 2010
года
город Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Шлейкиной
О.В., Аладина П.К.,
при секретаре Рабчук Л.Ю.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе УФМС России по Ульяновской области на решение Николаевского
районного суда Ульяновской области от 29 января 2010 года, по которому суд решил:
Жалобу М*** А*** А***
удовлетворить.
Признать незаконными
действия территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России
по Ульяновской области в Николаевском районе по отказу в приеме заявления и документов
о приобретении гражданства РФ.
Обязать территориальный
пункт Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в
Николаевском районе принять от М*** А*** А*** года рождения, уроженца с. П*** Н***
района Молдавской ССР, заявление установленного образца о приеме в гражданство РФ
в упрощенном порядке и документы для решения вопроса о приеме в гражданство РФ в
упрощенном порядке в соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 31 мая
2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»: свидетельство о рождении,
заключение об установлении личности от 22.04.2009г, документ о регистрации по месту
жительства по состоянию на 01.07.2002 г., три личные фотографии размером 3 на 4
см, квитанцию об уплате государственной пошлины.
Заслушав доклад
судьи Шлейкиной О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
М*** А.А. обратился
в суд с жалобой на действия ТП УФМС России по Ульяновской области в Новоспасском
районе.
В обоснование жалобы
указал, что в ноябре 2008 г., а также в 2009г. обращался в ТП УФМС России по Ульяновской
области в Новоспасском районе с заявлением по вопросу приобретения гражданства РФ
в упрощенном порядке, на что ему было отказано в связи с отсутствием у него документа,
удостоверяющего личность и гражданство. С данным отказом не согласен, поскольку
родился на территории государства, ранее входившего в состав СССР, в 1999 году вместе
с отцом прибыл на территорию РФ в несовершеннолетнем возрасте и был зарегистрирован
по месту жительства по адресу: Ульяновская область, Н*** район, с. К***, ул. С***,
дом ***. В школе не учился, но вместе с отцом работал. Национальный паспорт не получал,
поскольку изначально его семья переехала в РФ с намерением приобрести гражданство
РФ. Его отец, братья и сестры приобрели гражданство РФ. Согласно ответу Посольства
Республики Армения, он гражданином этого государства не является, т.к. с 1999 года
на территории Республики Армения не проживает.
Он является лицом без гражданства, поскольку не имеет доказательств принадлежности к гражданству какого-либо государства. Полагает,
что имеет право на приобретение гражданства
РФ в упрощенном порядке без получения вида на жительство.
Просил признать незаконными
действия УФМС по Ульяновской области в лице территориального пункта в Новоспасском
районе, возложить обязанность на данный орган по приёму заявления и документов без
получения вида на жительство.
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе УФМС России по Ульяновской области считает решение суда незаконным,
просит его отменить.
В жалобе указывает,
что суд неправильно применил нормы материального права. Ссылаясь на
нормативно-правовые акты, регулирующие порядок приёма в гражданство, указывает,
что истец не имеет вида на жительство как документа, удостоверяющего личность.
М*** А.А. в миграционный орган по вопросу оформления вида на жительство не
обращался.
Считает, что доводы
заявителя о том, что он въехал на территорию РФ в несовершеннолетнем возрасте и
в связи с этим не мог иметь документа, удостоверяющего личность, не могут являться
основанием для удовлетворения его требований, поскольку не основаны на законе.
06.11.2008г. истцу письменно был разъяснен порядок оформления гражданства РФ в
упрощённом порядке. Данное решение заявителем не обжаловалось.
По мнению автора
жалобы, суд необоснованно посчитал требование должностных лиц УФМС России по
Ульяновской области по представлению документа, удостоверяющего личность,
незаконным.
Также суд не учел,
что с 01 июля 2009 года утратила силу часть 4 статьи 14 Федерального закона «О
гражданстве Российской Федерации».
Проверив материалы
дела, выслушав объяснения представителя УФМС РФ по Ульяновской области С*** Ю.Н., обсудив
доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены
решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность
решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Материалами дела
установлено, что М*** А.А, 16 мая 1986 года рождения, уроженец с. П*** Н***
района Молдавской ССР, с 17.08.1999 г. по настоящее время зарегистрирован по
месту жительства по адресу: Ульяновская
область, Н*** район, с. К***, ул. С***, дом ***. М*** А.А. с 1999 года
проживает в с. К***й со своей семьей: отцом, его женой, братьями и сестрами. Гражданства
какого-либо государства М*** А.А. не имеет, является лицом без гражданства.
Отец заявителя - М*** A.M. и его братья и сестры приняли
гражданство РФ на основании решения УФМС России по Ульяновской области от
03.12.2007г. по п. 4 ст. 14 Федерального Закона «О гражданстве РФ».
Данные
обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела как
письменными доказательствами, так и показаниями свидетелей. УФМС не опровергло
данные доказательства.
В силу ст.14 п.4
Федерального Закона «О гражданстве РФ»
иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР,
прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и
зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1
июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской
Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации
в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами
"а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего
Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании
приобрести гражданство Российской Федерации.
Судом
установлено, что М*** А.А. приехал в Российскую Федерацию в 1997 году, когда ему 13 лет, в
соответствии с требованиями закона, предъявляемыми в тот период времени к
въезжающим бывшим гражданам СССР. По
приезде 17.08.1999 года был зарегистрирован по месту проживания. В силу своего
возраста паспорта гражданина СССР не имел.
Доказательств, что он имеет гражданство другого государства, в
материалах дела не имеется. Имеет отца
М*** A.M., двух братьев и трех сестер - граждан РФ, проживает с ними одной семьей.
Конституция
Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его
права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью
государства.
Ограничение прав и
свобод человека и гражданина согласно статье 55 части 3 Конституции Российской
Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой
это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства.
В
данном конкретном случае усматривается, что заявитель в малолетнем возрасте
вместе со своей семьей въехал на территорию России. Был зарегистрирован по месту проживания. Отец, братья и сестры по
приезде получили гражданство РФ.
С
учетом конкретных обстоятельств дела, законного въезда на территорию России,
длительного проживания и с учетом
требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных
свобод, судебная коллегия считает
возможным согласиться с выводом суда об удовлетворении требования заявителя.
Довод
кассационной жалобы о том, что М*** А.А. не имеет документа, удостоверяющего
личность, не может служить основанием к отмене решения суда.
Отсутствие паспорта
у заявителя связано лишь с тем обстоятельством, что он прибыл на территорию
России в возрасте 13 лет и, соответственно, не мог быть документирован. Однако
само по себе данное обстоятельство не может являться препятствием для
осуществления им предусмотренного законом права на принятие в гражданство
России в упрощенном порядке.
Ссылку жалобы на
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325) как на доказательство
невозможности принятия заявления о принятии в гражданство РФ в упрощенном
порядке в отсутствие паспорта либо вида на жительство судебная коллегия принять
не может.
Действительно,
подпунктом «е» пункта 14 Положения предусмотрено, что при подаче заявления о
принятии в гражданство РФ на основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О
гражданстве Российской Федерации» заявитель представляет паспорт гражданина
СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по
состоянию на 01.07.2002.
Однако данное
правило не может распространяться на несовершеннолетних граждан бывшего СССР,
которые не получили паспорт гражданина СССР образца 1974 года в силу возраста.
В данном случае
миграционной службе следовало руководствоваться правилами, определяющими
порядок первоначального получения паспорта достигшим 14-летнего возраста
гражданином РФ, по которым им для получения паспорта предоставляется
свидетельство о рождении. Более того, отдел УФМС РФ по Ульяновской области в Николаевском
районе 22.04.2009 выдал заключение об установлении личности М*** А.А. Данные
документы для заявителя являются документами, удостоверяющими личность, которые
могут быть приняты органами миграционной
службы для решения вопроса о принятии его в гражданство в упрощенном порядке.
Свидетельство о
рождении у М*** Т.Э. имеется.
Кроме того, лица, которые по каким-либо объективным
причинам не имеют возможности представить паспорт гражданина СССР образца 1974
года, не могут быть лишены права на принятие их в гражданство в упрощенном
порядке.
Другое толкование
приведенных норм, по которому право на приобретение гражданства в упрощенном
порядке на основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской
Федерации» ставится в зависимость от возраста заявителя, противоречит
конституционном принципу равенства всех перед законом и недопустимости
дискриминации по какому бы то ни было основанию.
Доводы кассационной
жалобы о том, что суд не учел того обстоятельства, что с 01.07.2009 года ч. 4
ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ» утратила
силу, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку заявитель обжалует
действия УФМС, имевшие место в период действия указанной нормы Закона.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Судебная коллегия
считает, что суд постановил решение в соответствии с требованиями материального
и процессуального закона, поэтому находит его законным и обоснованным.
На основании
вышеизложенного, приведенные в кассационной жалобе доводы не являются
основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Николаевского районного суда Ульяновской области от 29 января 2010 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу УФМС России по Ульяновской
области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи