Судебный акт
Понуждение органа социальной защиты населения к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации
Документ от 09.03.2010, опубликован на сайте 23.03.2010 под номером 15803, 2-я гражданская, об обязании обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело № 33-***/2010 г.                                       Судья П***

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

09 марта 2010 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Гурьяновой О.В.,  Лисовой Л.С.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

при секретаре Высоцкой А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе О*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 января 2010 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска,  заявленные в интересах О*** к Департаменту  социальной защиты населения  Ульяновской области  об обеспечении техническим средством реабилитации, удовлетворить.

Обязать Департамент  социальной защиты населения  Ульяновской области обеспечить О*** малогабаритным креслом- коляской с электроприводом, с регулируемым углом  наклона сиденья, с регулируемой по высоте спинкой, с регулируемым углом наклона, с откидывающимися подлокотниками, с подножкой с откидной опорой стопы, с подушкой на сиденье, с цельнолитыми, пневматическими передними и пневматическими задними колесами.

Исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, заявленные в интересах О*** к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению «Фонд социального страхования Российской Федерации» об обеспечении техническим средством реабилитации, оставить без удовлетворения в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с уточненными в ходе судебного разбирательства исковыми требованиями в интересах О*** к ГУ УРО «ФСС РФ», Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области об обеспечении техническим средством реабилитации. В обоснование заявления указал, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов выявлено, что Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение «Фонд социального страхования Российской Федерации» (далее – ГУ - УРО «ФСС») не обеспечило креслом-коляской с электроприводом инвалида I группы О***. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». прокурор Ленинского района г.Ульяновска обосновывал в заявлении право О***. как инвалида I группы на получение технического средства реабилитации (малогабаритного кресла-коляски с техническими характеристиками согласно справке МСЭ от 14.09.2009 №783) за счет средств федерального бюджета.

Указывал, что 01.10.2009г. О***. было получено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации в ГУ  - УРО «ФСС РФ», однако креслом-коляской с электроприводом по индивидуальной программе реабилитации от 14.09.2009г. не обеспечен до настоящего времени,  что повлекло нарушение его прав.

Кроме этого, прокурор Ленинского района г.Ульяновска ссылался на распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009г. №2101-р, которым было утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству Ульяновской области. В соответствии с данным Соглашением, ГУ - УРО «ФСС» до 31 декабря 2009 года должно передать сведения о гражданах, обратившихся в отделение с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации с оформлением соответствующего акта. С 01 января 2010 года  предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения  Ульяновской области.

Просил обязать Департамент социальной защиты населения Ульяновской области обеспечить О***. малогабаритным креслом-коляской с электроприводом, с регулируемым углом наклона сиденья, с регулируемой по высоте спинкой, с регулируемым углом наклона, с откидывающимися подлокотниками, с подножкой с откидной опорой стопы, с подушкой на сиденье, с цельнолитыми, пневматическими передними и пневматическими задними колесами (с техническими характеристиками согласно справке МСЭ от 14.09.2009г. № 783).

Рассмотрев данный иск по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе О***., не соглашаясь с состоявшимся решением, просит его отменить, и постановить новое судебное постановление, которым обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение «Фонд социального страхования РФ» обеспечить его креслом-коляской с электроприводом. В обоснование доводов жалобы указывает, что с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации – коляски в исполнительный орган Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, он не обращался. Напротив, до 2010 года он обратился с таким заявлением в Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение «Фонд социального страхования РФ», в связи с чем полагает, что именно ГУ - УРО «ФСС РФ» обязано обеспечить его этим техническим средством реабилитации. Ссылается при этом на то, что распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. было утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам переданы Правительству Ульяновской области. Причем  указанное соглашение не содержит указания, в соответствии с которым с 01.01.2010г. предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения в Ульяновской области.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя ГУ-УРО «ФСС РФ» К***., просившую оставить решение суда без изменения, заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Балашовой Н.Н., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу О***. без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Материалами дела установлено, что О***. является инвалидом 1 группы бессрочно. 14 сентября 2009г. первым экспертным составом ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области ему была оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида №***. В разделе «технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)» указано кресло-коляска с электроприводом - 1 штука на 5 лет. В ответ на заявление О*** О.Ю., являющейся законным представителем О***., ГУ - УРО «ФСС» 01.10.2009г. поставило О*** в известность о постановке его на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации в ГУ - УРО «ФСС РФ». Однако креслом-коляской с электроприводом О***. по индивидуальной программе реабилитации от 14.09.2009г. не был обеспечен .

В силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 14 июля 2008) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч.1 ст.10).

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п.7 федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалиду с освобождением от платы.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами. Согласно п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с представлением паспорта инвалида и программы реабилитации.

В силу п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством. Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами.

Приходя к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленному прокурором Ленинского района г.Ульяновска в интересах О***. иску является Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из следующего. 

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 №2101-р было утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству Ульяновской области. В соответствии с данным Соглашением отделение до 31 декабря 2009 года должно передать сведения о гражданах, обратившихся в отделение с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации с оформлением соответствующего акта. С 01 января 2010 года предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения  Ульяновской области.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 31.12.2009г. заявление О*** об обеспечении его техническим средством реабилитации и копия индивидуальной программы реабилитации в числе аналогичных заявлений переданы Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что районным судом правильно определен надлежащий ответчик по настоящему иску. Доводы кассационной жалобы в данной части нельзя признать состоятельными.

По сути, тот факт, что техническим средством реабилитации О***. будет обеспечен согласно решению суда Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области, а не ГУ - УРО «ФСС РФ», никаких негативных последствий для него повлечь не может.

Таким образом, следует отметить, что состоявшимся решением права О***. ни в коей мере не умаляются. Напротив, возлагая на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области обязанность по обеспечению О*** техническим средством реабилитации, суд тем самым подтвердил гарантированное государством право О***. как инвалида на бесплатное обеспечение техническим средством реабилитации.

В иной части решение суда не обжалуется.

Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 января 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу О*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи