У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-***/2010
г. Судья П***
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
09 марта 2010
года г.
Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Гурьяновой
О.В., Лисовой Л.С.,
с участием прокурора
Балашовой Н.Н.,
при секретаре
Высоцкой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе О*** на
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 января 2010 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Ленинского района города Ульяновска,
заявленные в интересах О*** к Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области об обеспечении техническим средством
реабилитации, удовлетворить.
Обязать Департамент социальной защиты населения Ульяновской области обеспечить О***
малогабаритным креслом- коляской с электроприводом, с регулируемым углом наклона сиденья, с регулируемой по высоте
спинкой, с регулируемым углом наклона, с откидывающимися подлокотниками, с
подножкой с откидной опорой стопы, с подушкой на сиденье, с цельнолитыми,
пневматическими передними и пневматическими задними колесами.
Исковые требования прокурора Ленинского
района города Ульяновска, заявленные в интересах О*** к Государственному
учреждению - Ульяновскому региональному отделению «Фонд социального страхования
Российской Федерации» об обеспечении техническим средством реабилитации,
оставить без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад
судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского
района г.Ульяновска обратился в суд с уточненными в ходе судебного
разбирательства исковыми требованиями в интересах О*** к ГУ УРО «ФСС РФ»,
Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области об обеспечении
техническим средством реабилитации. В обоснование заявления указал, что в ходе
проведения прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной
защите инвалидов выявлено, что Государственное учреждение - Ульяновское
региональное отделение «Фонд социального страхования Российской Федерации»
(далее – ГУ - УРО «ФСС») не обеспечило креслом-коляской с электроприводом
инвалида I группы О***. Ссылаясь
на нормы Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации». прокурор Ленинского района г.Ульяновска
обосновывал в заявлении право О***. как инвалида I группы на получение технического средства
реабилитации (малогабаритного кресла-коляски с техническими характеристиками
согласно справке МСЭ от 14.09.2009 №783) за счет средств федерального бюджета.
Указывал, что
01.10.2009г. О***. было получено уведомление о постановке на учет по
обеспечению техническими средствами реабилитации в ГУ - УРО «ФСС РФ», однако креслом-коляской с
электроприводом по индивидуальной программе реабилитации от 14.09.2009г. не
обеспечен до настоящего времени, что
повлекло нарушение его прав.
Кроме этого,
прокурор Ленинского района г.Ульяновска ссылался на распоряжение Правительства
РФ от 30.12.2009г. №2101-р, которым было утверждено соглашение между
Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством
Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий РФ по предоставлению
мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа
ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде
социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на
санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к
месту лечения и обратно передана Правительству Ульяновской области. В соответствии
с данным Соглашением, ГУ - УРО «ФСС» до 31 декабря 2009 года должно передать
сведения о гражданах, обратившихся в отделение с заявлениями об обеспечении
техническими средствами реабилитации с оформлением соответствующего акта. С 01
января 2010 года предоставление
инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство
Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения Ульяновской области.
Просил обязать
Департамент социальной защиты населения Ульяновской области обеспечить О***.
малогабаритным креслом-коляской с электроприводом, с регулируемым углом наклона
сиденья, с регулируемой по высоте спинкой, с регулируемым углом наклона, с
откидывающимися подлокотниками, с подножкой с откидной опорой стопы, с подушкой
на сиденье, с цельнолитыми, пневматическими передними и пневматическими задними
колесами (с техническими характеристиками согласно справке МСЭ от 14.09.2009г.
№ 783).
Рассмотрев данный
иск по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе О***., не соглашаясь с
состоявшимся решением, просит его отменить, и постановить новое судебное
постановление, которым обязать Государственное учреждение - Ульяновское
региональное отделение «Фонд социального страхования РФ» обеспечить его
креслом-коляской с электроприводом. В обоснование доводов жалобы указывает, что
с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации – коляски в
исполнительный орган Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной
защиты населения, он не обращался. Напротив, до 2010 года он обратился с таким
заявлением в Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение «Фонд
социального страхования РФ», в связи с чем полагает, что именно ГУ - УРО «ФСС
РФ» обязано обеспечить его этим техническим средством реабилитации. Ссылается
при этом на то, что распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. было утверждено
соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и
Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий
по предоставлению мер социальной защиты инвалидам переданы Правительству
Ульяновской области. Причем указанное
соглашение не содержит указания, в соответствии с которым с 01.01.2010г.
предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет
Правительство Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты
населения в Ульяновской области.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя
ГУ-УРО «ФСС РФ» К***., просившую оставить решение суда без изменения,
заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Балашовой Н.Н.,
полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, а кассационную
жалобу О***. без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований к
отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Материалами дела
установлено, что О***. является инвалидом 1 группы бессрочно. 14 сентября
2009г. первым экспертным составом ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области ему была оформлена
индивидуальная программа реабилитации инвалида №***. В разделе «технические
средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)» указано кресло-коляска с
электроприводом - 1 штука на 5 лет. В ответ на заявление О*** О.Ю., являющейся
законным представителем О***., ГУ - УРО «ФСС» 01.10.2009г. поставило О*** в
известность о постановке его на учет по обеспечению техническими средствами
реабилитации в ГУ - УРО «ФСС РФ». Однако креслом-коляской с электроприводом О***.
по индивидуальной программе реабилитации от 14.09.2009г. не был обеспечен .
В силу Федерального закона от 24 ноября 1995
года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от
14 июля 2008) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных
мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным
перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч.1
ст.10).
Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со
ст.11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации
инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа,
осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление,
компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная
программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности.
В соответствии с п.7
федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства
РФ от 30.12.2005 №2347-р, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные,
прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные относятся к
техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалиду с освобождением от
платы.
Постановлением
Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами. Согласно п.4 Правил заявление о предоставлении
технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его
интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской
Федерации по месту жительства с представлением паспорта инвалида и программы
реабилитации.
В силу п.5 Правил
уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты
его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет
по обеспечению техническим средством. Одновременно с уведомлением
уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо
изготовление технического средства в отобранные уполномоченным органом
организации, обеспечивающие техническими средствами.
Приходя к выводу о
том, что надлежащим ответчиком по заявленному прокурором Ленинского района
г.Ульяновска в интересах О***. иску является Департамент социальной защиты
населения Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из следующего.
Распоряжением
Правительства РФ от 30.12.2009 №2101-р было утверждено Соглашение между
Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством
Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий РФ по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в
виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний
путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству Ульяновской
области. В соответствии с данным Соглашением отделение до 31 декабря 2009 года
должно передать сведения о гражданах, обратившихся в отделение с заявлениями об
обеспечении техническими средствами реабилитации с оформлением соответствующего
акта. С 01 января 2010 года предоставление инвалидам технических средств
реабилитации осуществляет Правительство Ульяновской области в лице Департамента
социальной защиты населения Ульяновской
области.
Как установлено в
ходе судебного разбирательства, 31.12.2009г. заявление О*** об обеспечении его
техническим средством реабилитации и копия индивидуальной программы
реабилитации в числе аналогичных заявлений переданы Департаменту социальной
защиты населения Ульяновской области.
При таких
обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что районным судом
правильно определен надлежащий ответчик по настоящему иску. Доводы кассационной
жалобы в данной части нельзя признать состоятельными.
По сути, тот факт,
что техническим средством реабилитации О***. будет обеспечен согласно решению
суда Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области, а не ГУ - УРО
«ФСС РФ», никаких негативных последствий для него повлечь не может.
Таким образом,
следует отметить, что состоявшимся решением права О***. ни в коей мере не
умаляются. Напротив, возлагая на Департамент социальной защиты населения
Ульяновской области обязанность по обеспечению О*** техническим средством
реабилитации, суд тем самым подтвердил гарантированное государством право О***.
как инвалида на бесплатное обеспечение техническим средством реабилитации.
В иной части решение
суда не обжалуется.
Учитывая изложенное, решение суда является
законным и обоснованным.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный
закон применены судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной
жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 25 января 2010 года оставить без изменения, а кассационную
жалобу О*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи