Судебный акт
Оспаривание действий миграционной службы
Документ от 02.03.2010, опубликован на сайте 11.03.2010 под номером 15518, 2-я гражданская, об оспаривании действий должн.лица УФМС, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело №33-***/2010

Судья  М*** С.Ю.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

02 марта   2010 года                                                                       г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в  составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Булгакова Г.М,  Аладина П.К.,

при секретаре Михайловой О.Н.

рассмотрела  дело  по  кассационной  жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 18 января 2010 года, которым постановлено:

 

Заявление О*** Л*** В*** удовлетворить.

Признать отказ начальника территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в Новоспасском районе О*** Л*** В*** в принятии у нее документов для постановки на миграционный учет и выдаче ей разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации незаконными.

 

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в лице его территориального пункта в Новоспасском районе принять документы у О*** Л*** В***, *** августа 1986 года рождения, уроженки г. Я*** С*** области Узбекской ССР и жительницы села Т*** К*** района Ульяновской области, для постановки ее на миграционный учет и оформления ей разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

 

Заслушав  доклад  судьи  Булгакова Г.М., судебная  коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

О*** Л.В. обратилась в районный суд с заявлением об оспаривании решения Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Новоспасском районе (УФМС) об отказе в рассмотрении ее заявления о постановке на миграционный учет и принятии документов на выдачу разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что ***.08.1986 года она родилась в г. Я*** С*** области Узбекской ССР. В 2000 году она, будучи несовершеннолетней, вместе с родителями переехала для постоянного проживания в Ульяновскую область. В с.Т*** К*** района Ульяновской области ее родители купили жилой дом. Она с восьмого класса обучалась в Т*** средней школе, которую окончила в 2002 году. С момента переезда на Россию для постоянного проживания она за пределы Российской Федерации не выезжала. В июне 2009 года консульским отделом посольства Республики Узбекистан ей была выдана справка о том, что паспортом гражданина Республики Узбекистан она не документирована. В сентябре 2009 года она обращалась в ТП в Новоспасском районе УФМС РФ по Ульяновской области с заявлением о рассмотрении вопроса о постановке ее на миграционный учет и принятии документов на выдачу разрешения на временное проживание  с целью последующего оформления гражданства России. Однако 19.09.2009 года ей было отказано в приеме документов по тем основаниям, что ее нахождение на территории Российской Федерации является незаконным, поскольку у нее истек срок нахождения на территории РФ. Отказ мотивирован еще и тем, что  ею не представлен документ, подтверждающий ее личность и факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Просила признать незаконным отказ ТП УФМС по Ульяновской области в Новоспасском районе в принятии документов для постановки на миграционный учет и временное проживание.

Также просила обязать УФМС по Ульяновской области в лице его территориального пункта в Новоспасском районе Ульяновской области принять у нее документы для рассмотрения заявления о постановке ее на миграционный учет и выдаче ей разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

Суд, рассмотрев  дело по существу, постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе УФМС России по Ульяновской области просит состоявшееся по делу решение суда отменить, поскольку значимые для данного дела обстоятельства не были исследованы и им не дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии с действующим законодательством иностранный гражданин либо лицо без гражданства для постановки на миграционный учёт по месту пребывания должен представить документы, подтверждающие легальность пребывания его на территории РФ. На законных основаниях пребывающим на территории России может быть признано лицо,  имеющее вид на жительство  либо  разрешение на временное проживание, визу или миграционную карту. Однако указанных документов О*** Л.В. не имеет. Срок временного пребывания на территории России иностранного гражданина  составляет не более 90 суток.  По истечении указанного срока иностранный гражданин или лицо без гражданства должно выехать  из Российской Федерации.  О*** Л.В.  была зарегистрирована в 2003 году  по месту пребывания, на протяжении длительного времени  ни она, ни ее родители не легализовали свое положение на территории России. Выводы о том, что О*** Л.В. не имеет никакого гражданства, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В соответствии с действующим в Республики Узбекистан законодательством, если к моменту рождения ребенка  оба родителя состояли в гражданстве Республики Узбекистан, то ребенок признается гражданином Республики Узбекистан.  Родители О*** Л.В. являются гражданами Республики Узбекистан, сама заявительница была вписана  в паспорт матери  - О*** Н.Ю., которая имела миграционную карту  с отметкой о принадлежности к гражданству  Республики Узбекистан. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утверждаемой Правительством РФ. Поскольку О*** Н.Ю. не имеет необходимых документов, подтверждающих ее законное пребывание на территории РФ, то разрешение на временное проживание ей выдано быть не может.   

Стороны были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, однако в суд кассационной  инстанции не явились. Поскольку стороны не известили суд о причинах своей неявки, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся  сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что О*** Л.В. родилась ***.08.1986 года в г. Я*** С*** области Узбекской ССР. В декабре 2000 года О*** Л.В. в возрасте 14 лет  вместе с родителями переехала на постоянное место жительство в Российскую Федерацию и поселилась вместе с ними в купленном родителями жилом доме в с. Т*** К*** района Ульяновской области. По указанному адресу О*** Л.В. была зарегистрирована  с 24.03.2003 года до 24.06.2003 года, с 24.06.2003 года до 24.09.2003 года. К моменту въезда на территорию России  О*** Л.В. гражданство Республики  Узбекистан не  принимала, паспорта гражданина СССР не имела. По указанному месту жительства О*** Л.В.  в 2002 году окончила среднюю школу. О*** Л.В.  в сентябре 2009 года  обращалась в органы миграционной службы по поводу постановки ее на миграционный учет и оформления разрешения на временное проживание. Однако ей было отказано по причинам отсутствия   миграционной   карты   либо   иного   документа,   подтверждающего ее личность и легальность пребывания на территории России.

Согласно ст. 38 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.06.2002 года N 115-ФЗ настоящий Федеральный закон вступил в силу с 31.10.2002 года, то есть после въезда  заявителя на территорию Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О  праве граждан РФ  на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 года N 5242-1 лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Суд первой инстанции, исследовав значимые для данного дела обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что  О*** Л.В. прибыла на территорию Российской Федерации  и находится в настоящее время на законных основаниях.

Поэтому требования органов миграционной службы  Ульяновской области о предоставлении О*** Л.В. доказательств легальности нахождения ее на территории Российской Федерации не основаны на законе.

С целью восстановления нарушенного права О*** Л.В. суд правомерно возложил на  ТП УФМС РФ по Ульяновской области обязанность по принятию документов у О*** Л.В.  для постановки ее на миграционный учет и оформления ей разрешения на временное  проживание на территории России.

В кассационной жалобе  УФМС России по  Ульяновской области   указывает, что для подтверждения легальности пребывания заявителя на территории РФ им  должен быть представлен в орган миграционной службы документ, удостоверяющий  личность заявителя, а также миграционная карта, либо заменяющий ее документ.

Указанные доводы не могут поставить под сомнение правильность выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны не неправильном толковании  действующего законодательства.

Предъявляемые требования органами федеральной миграционной службы к иностранным гражданам основаны на нормах  ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»  от 25.07.2002 №115 –ФЗ.

Однако О*** Л.В. въехала на территорию Российской Федерации до вступления в действие указанного  правового акта, еще в несовершеннолетнем возрасте.  Ранее гражданство какого-либо  государства она не принимала и, соответственно, не документировалась  паспортом.

Согласно  справке, выданной Генеральным консульством Республики Узбекистан от 03.09.2009 года, О*** Л.В. гражданкой Республики Узбекистан не является.

В соответствии с заключением ТП УФМС России по Ульяновской области в Кузоватовском районе  от 09.09.2009 года  личность О*** Л.В. установлена и она признана лицом без гражданства. 

Согласно ст. 7 Конвенции «О правах ребенка» от 20.11.1989 года ребенок  регистрируется сразу же после рождения и с момента  рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.

Из материалов дела следует, что О*** Л.В.  родилась в республике, входящей в состав СССР, и  после распада этого государства в несовершеннолетнем возрасте прибыла на территорию России на постоянное место жительство. 

Действовавшее в период въезда заявителя на территорию РФ законодательство  не содержало требований по оформлению документов, предусмотренных законом от 25.07.2002 года.

Поэтому в настоящее время О*** Л.В. лишена возможности представить в органы миграционной службы требуемые у нее документы.

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы.

Нарушений норм процессуального законодательства, допущенных судом и являющихся основанием для отмены состоявшегося решения, не усматривается. Материальный закон применен правильно.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Новоспасского   районного суда Ульяновской области   от 18 января 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области – без удовлетворения. 

 

Председательствующий

 

Судьи: