Судебный акт
Оспаривание постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты
Документ от 18.02.2010, опубликован на сайте 01.03.2010 под номером 15372, 2-я гражданская, об оспаривании постановления Ульяновской городской избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата в Ульяновскую Городскую Думу, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                         УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***/2010

 

Судья Н***.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 февраля 2010 год                                                                           город Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М., 

судей Королёвой А.В., Костюниной Н.В.,

при секретаре Якуте М.Н.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.

рассмотрела дело по кассационной жалобе К*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 февраля 2010 года, по которому постановлено:

В удовлетворении заявления К*** о признании незаконным постановления от 04.02.2010 г. Ульяновской городской избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № *** – отказать.

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., судебная коллегия

установила:

К***. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 04 февраля 2010 года №*** об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №***.

 

Заявление мотивировал тем,  что ему было отказано в регистрации по основанию несоответствия представленных им подписных листов требованиям статьи 42 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области». Отказ в регистрации по указанному основанию считает незаконным, поскольку формулировка названия графы о возрасте избирателя в подписных листах на правильность восприятия содержания этой графы не влияет. Считает, что необходимые требования к оформлению подписных листов им соблюдены.

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведённое выше.

В кассационной жалобе К***. просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что фраза «на день голосования - дополнительно» в наименовании графы о возрасте избирателей относится к реквизитам подписного листа и на объем предоставляемой информации об избирателях не влияет. Статья 42 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года №109-ЗО, пункт 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ не предусматривают в качестве основания отказа в регистрации кандидата в депутаты неточное оформление реквизитов подписного листа. Считает, что форма представленных им подписных листов полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Просит его заявление удовлетворить, поскольку постановление Ульяновской городской избирательной комиссии нарушает его конституционное право на участие в выборах.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав                     К***., его представителя Т***., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Ульяновской городской избирательной комиссии ***.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Балашовой Н.Н., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

Материалами дела установлено, что на 14 марта 2010 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы четвертого созыва.  К***. является кандидатом в депутаты - самовыдвиженцем. Для регистрации кандидатом в депутаты им в Ульяновскую городскую избирательную комиссию были представлены, помимо иных необходимых документов, подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения. Для регистрации в качестве кандидата ему необходимо было 163 действительных (достоверных) подписи, количество заявленных для проверки подписей составило 179.

 

Постановлением от 04 февраля 2010 года №*** Ульяновская городская избирательная комиссия отказала К***. в регистрации кандидатом в депутаты со ссылкой на ч.3 ст.41, ч.18 ст.46, п.7 ч.3 ст.47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».  При этом недействительными (недостоверными) были признаны все подписи избирателей.

 

Проверяя законность вынесенного избирательной комиссией постановления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для регистрации К***. кандидатом в депутаты.

 

В соответствии с пунктом 11 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 42 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с Приложениями 1 - 3 к настоящему Закону.

 

В соответствии со статьей 42 Закона области в подписном листе в поддержку самовыдвижения кандидата указываются, помимо иных необходимых реквизитов:

- сведения об избирателях в объеме, установленном статьей 43 и приложением 1 к настоящему Закону, их подписи и даты внесения подписей;

сведения о кандидате в объеме, установленном настоящей статьей и приложением 1 к настоящему Закону, его подпись и дата внесения подписи.

 

Согласно Приложению 1 к Закону области подписной лист содержит графу «Год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования  - дополнительно день и месяц рождения)».

 

В подписных листах, представленных в избирательную комиссию К***., указанная графа не содержит слов «на день голосования - дополнительно». Указанное обстоятельство правильно расценено избирательной комиссией и судом первой инстанции как оформление подписных листов не в соответствии с Приложением 1 к Закону.

 

Кроме того, форма подписного листа содержит в качестве обязательного реквизита указание на место жительства кандидата в депутаты (с указанием наименования субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта).

 

Вместо указания субъекта и города в подписных листах в поддержку самовыдвижения К***. указаны субъект, город, улица, номер дома.

 

Таким образом, и в указанной части подписные листы оформлены не в соответствии с утвержденной формой.

 

Доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном, расширительном толковании норм избирательного законодательства.

 

Довод о том, что отсутствие слов «на день голосования - дополнительно» на объем информации об избирателях не влияет, является несостоятельным.

 

Действующим избирательным законодательством установлены четкие требования как к форме подписных листов, так и к содержанию отдельных записей в них, несоблюдение таких требований означает нарушение закона и влечет за собой недействительность соответствующих подписей.

 

Довод о том, что в подписном листе, в указании места проживания кандидата в депутаты возможно указание улицы, номера дома и что данное обстоятельство не противоречит форме подписного листа, не основан на региональном законе.

 

На лицевой стороне подписного листа, форма которого утверждена в Приложении 1 к Закону области, в данных о кандидате указано «место жительства (с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта)».  Из формы подписного листа следует, что в данных о кандидате необходимо указать: Ульяновская область, город Ульяновск. Указание улицы, номера дома не предусмотрено.

 

Статья 42 Закона области также не содержит в себе указания о том, что в рассматриваемой части подписного листа необходимо указывать адрес места жительства кандидата, то есть с указанием наименования улицы, номера дома (квартиры).

 

Как и в вышеуказанном случае, кандидаты в депутаты должны находиться в равном положении, поэтому при оформлении подписных листов объем содержащейся в них информации не может быть увеличен или уменьшен. В данном случае объем информации был увеличен.

 

Отождествление понятия «адрес места жительства» и «место жительства» является не основанным на избирательном законодательстве.

 

Понятие «место жительства» включает в себя субъект РФ, район, город, иной населенный пункт, в то время как понятие «адрес места жительства» включает еще и наименование улицы, номер дома и квартиры гражданина.

 

Из буквального толкования положений Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года №109-ЗО  следует, что данные понятия не совпадают, причем необходимо разграничивать сведения об избирателях и сведения о кандидатах в депутаты.

 

Анализируя часть 5 статьи 37, часть 1 статьи 40, часть 6 статьи 77 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года №109-ЗО, следует сделать вывод, что применительно к кандидатам их место жительства в предусмотренных Законом области случаях указывается как наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта.   

 

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: