У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №33-***/2010
Судья Х***
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 февраля 2010 года г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе: председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Гурьяновой О.В., Лисовой Л.С.,
с участием прокурора
Логинова Д.С.,
при секретаре Сиразетдиновой Э. Я.
рассмотрела дело по кассационной жалобе областного государственного
учреждения «Центр занятости населения города Ульяновска» на решение Железнодорожного
районного суда г.Ульяновска от 11 января 2010 года, по которому судом постановлено:
Отказать областному государственному учреждению «Центр занятости
населения города Ульяновска» в удовлетворении заявления об отмене представления
заместителя прокурора Железнодорожного района города Ульяновска от 10 декабря
2009 года об устранении нарушений законодательства о занятости населения.
Заслушав доклад
судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия
у с
т а н о в и л а :
Областное
государственное учреждение «Центр занятости населения города Ульяновска» (ОГУ
ЦЗН города Ульяновска) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и
отмене представления заместителя прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска
от 10 декабря 2009 года об устранении нарушений законодательства о занятости
населения в связи с отсутствием события нарушения. В обоснование иска указало,
что 14 октября 2009 года в Железнодорожный отдел ОГУ ЦЗН города Ульяновска
обратилась В***. в целях поиска подходящей работы, однако в связи с тем, что ею
не было предоставлено заявления-анкеты, Центром занятости было принято решение
об отказе в предоставлении ей государственной услуги в виде
содействия в поиске подходящей работы. Действия работников
Железнодорожного отдела ОГУ ЦЗН города Ульяновска произведены в соответствии с
Административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от
03.07.2006г. №513, которым предусмотрен перечень обязательных документов,
необходимых для предоставления гражданами в территориальный отдел Центра
занятости при их первичном обращении. В числе таких документов значится и
заявление-анкета. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги
в поиске подходящей работы, в соответствии с указанным нормативным актом, в
числе прочих, является и отсутствие заявления-анкеты обратившегося гражданина.
Полагая, что действия работников Железнодорожного отдела ОГУ ЦЗН города
Ульяновска являлись законными и обоснованными, а указанные в представлении
заместителя прокурора Железнодорожного района нарушения прав В***.,
выразившиеся в незаконном отказе в признании ее безработной, не
соответствующими фактическим обстоятельствам дела, ОГУ ЦЗН города Ульяновска
обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявление
ОГУ ЦЗН города Ульяновска, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ОГУ ЦЗН города Ульяновска, не соглашаясь с
решением суда, просит его отменить и вынести по делу новое решение, которым
удовлетворить требования заявителя. В обоснование жалобы приводит доводы,
послужившие поводом к обращению в суд. Так, заявитель указывает, что
неправомерных действий со стороны работников службы занятости, выразившихся в
незаконном отказе в признании В***. безработной, допущено не было. Решение об
отказе В***. в предоставлении государственной услуги в целях поиска подходящей
работы было принято Железнодорожным отделом ОГУ ЦЗН города Ульяновска в связи с
отсутствием от нее заявления-анкеты. Данное решение принято в соответствии с
требованиями законодательства, которым руководствовались работники службы
занятости при рассмотрении документов, поступивших от В***. Делая вывод о том,
что представление заместителя прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска
внесено по выявленным фактам нарушения закона и не подлежит отмене, суд
сослался в решении на Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и
Порядок регистрации безработных граждан, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 22.04.1997 №458, которые, как указал суд, содержат
исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению безработными в
службу занятости, в состав которого заявление-анкета не входит. При этом вывод
суда о том, что основанием отказа в предоставлении государственной услуги в
поиске подходящей работы, регистрации в качестве ищущего работу не может служить
отсутствие заявления-анкеты, противоречит п.23 Административного регламента от
03.07.2006 №513, которым таковое основание прямо предусмотрено. Не принимая во
внимание указанный нормативный акт, суд не учел, что никаких нормативных актов
высшей юридической силы относительно признания его незаконным не имеется,
следовательно, регламент подлежит применению и решения, принятые службой
занятости в соответствии с ним, являются законными.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы кассационной
жалобы, выслушав пояснения представителя
ОГУ Центра занятости населения
г.Ульяновска - О***.,
пояснения В***., мнение
прокурора Логинова Д.С., полагавшего решение
суда законным, судебная коллегия не
находит оснований к
отмене решения суда.
В силу ст.347 ГПК РФ судебная коллегия
проверяет законность и обоснованность
решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе.
Материалами дела
установлено, что заместителем
прокурора Железнодорожного района
г.Ульяновска в пределах предоставленных ему
полномочий 10.12.2009 года в
адрес директора Областного
государственного учреждения «Центр занятости населения
г.Ульяновска» вынесено
представление об устранений нарушений
законодательства о
занятости населения. Поводом
к вынесению данного представления послужили
результаты прокурорской проверки, которая была
проведена по заявлению
В***. о нарушении
законодательства о занятости
населения при постановке её на
учет в
целях поиска подходящей работы.
Правильно оценив
собранные доказательства, суд
пришел к обоснованному выводу
об отсутствии оснований
к отмене обжалуемого
представления, поскольку
обстоятельства, изложенные в представлении, нашли свое
подтверждение в ходе
судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства было
установлено, что 14.10.2009 года В*** обратилась
в Железнодорожный отдел
ОГУ Центр занятости населения города Ульяновска для
получения консультации и
постановке на учет
в целях поиска
подходящей работы,
представив справку о
средней заработной плате, паспорт, трудовую книжку, документ о профессиональной квалификации.
Закон РФ «О
занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические
и организационные основы государственной политики содействия занятости
населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав
граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Порядок и условия признания
граждан безработными определен статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в
Российской Федерации».
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют
работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска
подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве
заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего
заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от
их организационно-правовой формы и формы собственности (далее -организации) в
связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата
работников организации. Порядок регистрации безработных граждан определяется
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти (п.1 ст. 3 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г.
№ 458 (с последующими изменениями) утвержден Порядок регистрации безработных
граждан, Министерству здравоохранения и
социального развития Российской Федерации поручено утвердить формы документов
по ведению регистрационного учета безработных граждан и предоставлено право
давать разъяснения по применению Порядка регистрации безработных граждан.
В соответствии с Порядком регистрации безработных граждан регистрация
безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства
в определенной последовательности: первичная регистрация безработных граждан;
регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация
граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. По
каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости
ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан (п. 2).
Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане
представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о
среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по
последнем) месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и
предъявляют: паспорт пли иной документ, удостоверяющий личность, трудовую
книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, документы,
удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу (ранее не
работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной
документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании. Инвалиды в дополнение
к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о
рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу
реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке. Другие граждане,
имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют
соответствующие документы, выданные в установленном порядке (п. 7 Порядка).
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы
согласно п. 8 Порядка осуществляется учреждениями службы занятости по месту
жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми
документами.
Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации
гражданина в целях поиска подходящей работы в соответствии с п. 9 Порядка
должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы,
включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не
работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения
профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного
характера. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен
план самостоятельного поиска работы.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска
подходящей работы, безработным в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О
занятости населения в Российской Федерации» и п. 15 Порядка регистрации
безработных граждан принимается органами службы занятости по месту жительства
гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта,
трудовой книжки или
документов, их заменяющих, документов,
удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке
за последние три месяца по последнему месту работы. При невозможности
предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение
10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане
признаются безработными с первого дня предъявления указанных
документов.
В ходе судебного разбирательства нашло
свое подтверждение то
обстоятельство, что
причиной отказа В***.
в регистрации в целях поиска
подходящей работы явились сведения
о том, что
она является учредителем
ООО «П***» и ООО «С***».
В ходе прокурорской проверки
было установлено, что указанные
сведения являются недостоверными.
При таких обстоятельствах суд пришел
к правильному выводу
о том, что в
представлении прокурора обоснованно
указано, что по причине использования сотрудниками
отдела недостоверных сведений
В***. незаконно отказано
в признании её
безработной, что повлекло
грубое нарушение её
прав. Указанные нарушения
стали возможны в
результате ненадлежащего отношения
должностных лиц Железнодорожного районного
отдела ОГУ «Центр занятости
населения города Ульяновска» к
исполнению своих обязанностей, а также
отсутствия контроля начальника
отдела за деятельностью
подчиненных.
Суд правильно указал, что Железнодорожный районный отдел ОГУ ЦЗН города
Ульяновска, отказав 14 октября 2009 г. В***. в регистрации в целях поиска
подходящей работы, по существу лишил ее не только права на оказание содействия
в поиске подходящей работы, но и права на признание безработной и получение мер
социальной поддержки.
Поскольку в судебном заседании
было установлено, что
причиной отказа В***.
в регистрации в целях поиска
подходящей работы и, как
следствие, в регистрации
в качестве безработной
явились недостоверные сведения
о том, что она является
учредителем обществ с
ограниченной
ответственностью, а не отсутствие
заявления-анкеты, суд первой
инстанции обоснованно указал, что
ссылка представителя ОГУ ЦЗН
города Ульяновска в данном
случае на Административный регламент
Федеральной службы по труду и занятости по
предоставлении
государственной услуги содействия
гражданам в поиске подходящей работы, а
работодателям в подборе
необходимых работников,
утвержденный приказом Минздравсоцразвитяи РФ от
03 июля
2006 года № 513,
является несостоятельной и не
может быть принята
во внимание.
Суд правильно указал, что представление заместителя прокурора
Железнодорожного района города Ульяновска от 10 декабря 2009 г. об устранении
нарушений законодательства о занятости населения внесено в соответствии с п. 1 ст. 21. п. 3 ст. 22. ст. ст. 24, 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» по
выявленным фактам нарушения Закона РФ «О занятости населения в Российской
Федерации», и оснований для его
отмены не имеется.
В силу изложенного, решение следует признать законным
и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение
Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 11 января 2010 года оставить
без изменения, а кассационную жалобу Областного государственного учреждения «Центр
занятости населения города Ульяновска» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: