УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Дело № 33-***2010
Судья Ж***.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16
февраля 2010 год
город Ульяновск
Судебная
коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Костюниной
Н.В., Трифоновой Т.П.,
при секретаре Якуте
М.Н.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Вешкаймском районе
Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от
15 января 2010 года, по которому постановлено:
Удовлетворить
исковые требования Ч*** частично.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ в Вешкаймском районе Ульяновской области (государственное
учреждение) засчитать Ч*** в специальный стаж, дающий право на назначение
досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности,
период прохождения военной службы с 25.10.1981 года по 06.12.1983 года (по
призыву) из расчета один день военной службы за два дня работы, с 29.10.1984
года по 02.06.1988 года (по контракту) из расчета один день военной службы за
один день работы и назначить ему трудовую пенсию по старости с 01.12.2009 года.
В удовлетворении
остальной части иска Ч***. отказать.
Заслушав доклад
судьи Королёвой А.В., судебная коллегия
установила:
Ч***. обратился в
суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ГУ УПФ РФ в
Вешкаймском районе Ульяновской области о назначении ему досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 01
декабря 2009 года.
Иск мотивировал тем,
что 17 декабря 2009 года обратился в ГУ
УПФ РФ в Вешкаймском районе с заявлением о назначении ему досрочно трудовой
пенсии по старости, однако получил отказ в связи с недостаточностью
специального трудового стажа. При этом в специальный трудовой стаж не были
включены периоды его службы в армии по призыву с 25 октября 1981 по 06 декабря
1983 года и сверхсрочно с 28 октября 1984 по 02 июня 1988 года. Считает, что в
соответствии с п.3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27
мая 1998 года № 76-ФЗ и п.п. «г» п.1 постановления Совета министров СССР «О
пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского
хозяйства» от 17 декабря 1959 года № 1397, указанные периоды подлежат включению
в специальный трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
Рассмотрев дело по
существу, суд вынес решение, приведённое выше.
В кассационной
жалобе ГУ УПФ РФ в Вешкаймском районе Ульяновской области просит решение суда
отменить, в иске отказать. Жалоба мотивирована тем, что решение суда не
соответствует п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»,
постановлениям Правительства РФ от 11 июля
2002 года № 516 и от 29 октября
2002 года № 781. Данные нормативно-правовые акты не предусматривают включение в
педагогический стаж для назначения пенсии на льготных условиях периодов
прохождения службы в Вооруженных силах СССР. Судом неправильно применено
постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, утратившее
силу на момент обращения истца за пенсией. Поскольку стаж осуществления
педагогической деятельности Ч***.
составляет менее 25 лет, отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии по
старости является правомерным.
На заседание
судебной коллегии представитель ГУ УПФ РФ в Вешкаймском районе не явился,
извещен о дне и времени слушания дела по жалобе надлежащим образом. Судебная
коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Ч***., возражавшего против
удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения
суда.
Суд первой инстанции
правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по
существу, применил материальный закон, подлежащий применению, и пришел к
обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для
удовлетворения иска.
Статья 39 Конституции
РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
В соответствии с
пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от
17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,
лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях
для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено,
что ответчиком в специальный стаж засчитаны периоды работы истца, составляющие
в общей сложности 21 год 5 месяцев 12 дней.
Согласно военному
билету №*** в период с 25 октября 1981 по 06 декабря 1983 года Ч***. проходил
военную службу по призыву, с 29 октября 1984 по 02 июня 1988 года –
сверхсрочно.
Список и Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29
октября 2002 года № 781, не предусматривают включение периодов службы в
Вооруженных силах в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности.
Включая указанные
периоды в специальный трудовой стаж истца, суд первой инстанции обоснованно
руководствовался подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения
(постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), согласно
которому служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по
специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и
здравоохранения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа
в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Постановление Совета
Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало до 1 октября 1993
года, то есть периоды службы истца в армии имели место именно в период действия
указанного постановления.
В силу изложенного,
вывод суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для
включения в специальный трудовой стаж истца периодов службы в Вооруженных силах
СССР следует признать законным и обоснованным.
Доводы кассационной
жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая
правовая оценка, с которой следует согласиться.
Довод кассационной жалобы
о том, что постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года не может
быть применено при разрешении данного спора как утратившее силу, судебной
коллегией отклоняется.
В этой части
правильной является ссылка в решении на постановление Конституционного Суда РФ
от 29 января 2004 года № 2-П, в котором указано на необходимость сохранения за
гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового
регулирования, ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и
нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Иное привело бы к
нарушению принципа правовой определенности в сфере пенсионного обеспечения и
поставило истца в неравное положение с лицами, имеющими право на включение
периодов службы в Вооруженных силах СССР в специальный трудовой стаж и
обратившихся за пенсией до изменения правового регулирования назначения
досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
При таких
обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований для
его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Майнского
районного суда Ульяновской области от 15 января 2010 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в
Вешкаймском районе Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: