Судебный акт
Оспаривание отказа в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля
Документ от 22.12.2009, опубликован на сайте 15.01.2010 под номером 14636, 2-я гражданская, выдача паспорта транспортного средства, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                          У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело № 33-***/2009

 

Судья С*** О.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

22 декабря 2009 года                                                                                     г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Костенко А.П., Хреновой Г.И.,

при секретаре Яковлевой Т.Ю.                

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Р*** А*** Ф*** на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 ноября 2009 года, которым суд постановил:

В удовлетворении иска Р*** А*** Ф*** к Ульяновской таможне, Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел Ульяновской области о выдаче паспорта транспортного средства  и постановке его на регистрационный учет отказать.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Р*** А.Ф.  обратился в суд с иском к Ульяновской таможне, Управлению  Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел  Ульяновской области о выдаче паспорта транспортного средства и постановке его на регистрационный учет. Истец мотивировал требования тем, что в сентябре 2007 г. он из Украины ввез принадлежащий ему на праве собственности автомобиль «ГАЗ-24», 1989 года выпуска. Указанный автомобиль был снят с регистрационного учета  в ГАИ г. Днепропетровска и для въезда в Россию им  были получены транзитные номера. 02.06.2009 г. истец  обратился в Ульяновскую таможню для оформления таможенной декларации на указанный автомобиль. Сотрудники таможни выполнили ряд мероприятий по осмотру автомобиля и изъяли технический паспорт, выдав взамен его заверенный дубликат. В дальнейшем истец  попытался зарегистрировать свое транспортное средство в УГИБДД УВД Ульяновской области, где в производстве регистрационных действий было отказано из-за отсутствия ПТС (паспорта транспортного средства). Однако Ульяновская таможня также отказала в выдаче  ПТС с ссылкой, что транспортное средство должно пройти сертификацию. ООО «С***» ему также отказало в выдаче сертификата  из-за отсутствия необходимых нормативов. Просил  обязать ответчиков выдать ему паспорт транспортного средства и провести регистрацию принадлежащего ему на праве собственности автомобиля «ГАЗ-2410,» двигатель модель ***, № ***, VIN № ***.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Р*** А.Ф. просит решение отменить в связи с  нарушением норм материального права. Указывает, что законные ограничения на допуск к участию в дорожном движении автомобильной техники, не отвечающей экологическим требованиям, установлены лишь в 2007 году. Считает, что до этого времени все транспортные средства, производимые в РФ (СССР) не могли соответствовать установленным европейским стандартам по экологическому классу. Полагает, что суд при принятии решения данные обстоятельства не принял во внимание, нарушил его конституционное право собственности на автомобиль. Полагает, что судом также не учтено то обстоятельство, что истец является инвалидом 2 группы, участником ВОВ, и транспортное средство ему необходимо для жизнеобеспечения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Р*** А.В., его представителя – К*** П.А., представителя Ульяновской таможни - П*** В.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Порядок условия выдачи транспортных средств определяется «Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерством промышленности и энергетики РФ, Министерством экономического развития  и торговли РФ от 23.06.2005 г. №496\192\134.

Согласно п. 57 названного Положения паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию РФ транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления. При этом в строке 13 ПТС в обязательном порядке должны вноситься сведения об экологическим классе автомобиля, характеризующем автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду ( п. 36).

В силу п. 70 указанного выше Положения заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспорта на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям.

При невозможности определения экологического класса транспортного средства    в соответствии с порядком, установленном в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства, определение экологического класса транспортного средства осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

В случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение  на территории РФ, вредных (загрязняющих)  веществ», утвержденного Постановлением Правительства  РФ от 12.10.2005 г. № 609, паспорта не выдаются.

Из материалов дела следует, что истец Р*** А.Ф. в 2009 году для личного пользования ввез из республики Украина принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство – автомобиль ГАЗ 2410, 1989 года выпуска, двигатель модель ***, № ***, VIN № ***, представив на него таможенную декларацию.

02.06.2009 года был произведен таможенный осмотр данного автомобиля.

Из акта таможенного осмотра транспортного средства следует, что данные об экологическом классе автомобиля отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Р*** А.В. в выдаче паспорта указанного транспортного средства, районный суд правомерно исходил из буквального понимания положений указанных выше нормативных актов о том,  что без наличия сведений об экологическом классе автомобиля, характеризующем данную автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов вредных веществ в окружающую среду, таможенные органы паспорт транспортного средства истцу выдать не могут.

Следовательно, вывод суда о том, что Ульяновская таможня отказала Р*** А.Ф. в выдаче паспорта транспортного средства правомерно, является верным.

Правильным является и решение суда в части отказа  в удовлетворении исковых требований об обязании УГИБДД УВД по Ульяновской области в регистрации автомобиля.

В силу п.16 Административного регламента МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД от 24.11.2008 г. за № 1001, для проведения регистрационных действий собственник или владельцы транспортных средств представляют: а) заявление; б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий; в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий; г) документ об уплате государственной пошлины; д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; е) транспортное средство, за исключением случаев его утилизации.     

Поскольку истец не представил все выше перечисленные документы в органы ГИБДД,  а именно, паспорт транспортного средства, следовательно,  в отношении автомобиля правомерно отказано в производстве регистрационных действий.

Довод кассационной жалобы о том, что Р*** А.Ф. ввозился автомобиль, произведенный в Российской Федерации в 1989 году, и владельцы таких транспортных средств пользуются ими без оформления ПТС, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609 утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия указанных выбросов. При этом в силу пункта 3 Специального регламента понятие «автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации» включает в себя как впервые изготовленную в Российской Федерации, так и ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации автомобильную технику. При этом пунктом 10 Специального регламента определено, что уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы.

Согласно Постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 18 мая 1993 года №477 «О введении паспортов транспортных средств» наличие указанных паспортов позволяет осуществлять регистрацию транспортных средств и их допуск к участию в дорожном движении.

Таким образом, указанные доводы правового значения по делу не имеют, поскольку утвержденные требования к экологическому классу автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, по общему правилу распространяются как на автомобили, изготовленные в Российской Федерации, так и на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации  независимо от страны изготовления.

Доводы Р*** А.Ф., изложенные в кассационной жалобе о том, что ограничения на допуск к участию в дорожном движении автомобильной техники, не отвечающей экологическим требованиям установлены действующим законодательством Российской Федерации лишь  в 2007 году, а до указанного времени все транспортные средства не могли соответствовать установленным европейским стандартам по экологическому классу, являются несостоятельными.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

В силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ  «О техническом регулировании» предусмотрено принятие технических регламентов, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» закреплен принцип обязательного государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Таким образом, ограничения на допуск к участию в дорожном движении автомобильной техники, не отвечающей экологическим требованиям, установлены федеральными законами в целях реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Другим доводам, приведённым в кассационной жалобе, суд дал надлежащую оценку, с которой судебная коллегия согласна, поэтому они не могут явиться основаниями для отмены решения суда.

С учётом того, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13 ноября 2009  оставить без изменения, а кассационную жалобу Р*** А*** Ф*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: