Судебный акт
Оспаривание действий должностных лиц миграционной службы
Документ от 08.12.2009, опубликован на сайте 13.01.2010 под номером 14572, 2-я гражданская, о признании незакон.действий должн.лиц по отказу в приеме докум.на оформ.гражд.в упрощ.порядке, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ

ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33 - ***  2009 г.

 

Судья: К*** С.М.

 

Определение

 

08 декабря 2009 г.                                                                           г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего: Жаднова Ю.М.,

судей: Трифоновой Т.П., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Якута  М.Н.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 06 октября 2009 года, по которому суд решил:

 

Заявленные требования К*** Ф*** С*** удовлетворить частично.

Признать действия Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области по отказу в приеме у К*** Ф.С. документов на оформление гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке незаконными.

Обязать Управление федеральной миграционной службы России по Ульяновской области принять у К*** Ф*** С*** документы, необходимые для оформления гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке. В остальной части заявленных требований К*** Ф*** С*** отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

установила:

К*** Ф.С. обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области (далее УФМС России по Ульяновской области) о признании незаконными действий должностных лиц по отказу в приёме документов на оформление гражданства в упрощенном порядке и выдаче паспорта РФ.

В обоснование заявленных требований указал, что родился *** января 1986 года в г. К*** Казахской ССР. Его родителями являются К*** С.Ф. и К*** А.И.

В июле 1991 года он в несовершеннолетнем возрасте вместе с матерью и сестрой прибыл на территорию России. С этого времени постоянно проживал в р.п. Чердаклы, ул. К***, ***, с 20 декабря 1993 года по адресу: р.п. Чердаклы, ул. 2-ой ***, ***-***.

С 1992 по 1993 года он посещал МДОУ Чердаклинский детский сад № 2 «С***». С 01 сентября 1993 года по 31 мая 2001 года обучался в Чердаклинской средней школе № ***. С 2003 года обучался в ПУ № *** в р.п. Чердаклы.

В настоящее время его мать является гражданкой России. При неоднократном обращении на протяжении длительного времени в УФМС России по Ульяновской области с заявлением о приеме документов для получения гражданства в упрощенном порядке ему было отказано, в связи с непредставлением документов, устанавливающих личность и подтверждающих место жительства. Считая данный отказ неправильным, просил признать отказ УФМС России по Ульяновской области незаконным, обязать выдать ему паспорт гражданина РФ.

Суд первой инстанции, рассмотрев спор по существу, постановил приведённое выше решение.

В кассационной жалобе УФМС России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы материального права.

В обоснование жалобы указано, что часть 4 статьи 14 Федерального закона  № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, предусматривающая порядок принятия гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 01 июля 2002 года, либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, действовала лишь до 01 июля 2009 года.

Все остальные части статьи 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусматривают наличие вида на жительства. Поскольку у К*** Ф.С. регистрация на территории Российской федерации и вид на жительство отсутствуют, ему было отказано в принятии документов для оформления гражданства в упрощенном порядке, и разъяснен порядок оформления вида на жительство.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения К*** Ф.С., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Согласно подпункта «е» п. 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указам Президента РФ от 14.11.2002 года № 1325, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, предоставляют паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство; один из перечисленных в подпункте "б" настоящего пункта документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом; один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется.

Установлено, что К*** Ф.С. в июле 1992 года в малолетнем возрасте прибыл на территорию России из Казахстана и с этого времени территорию России не покидал.

Сведений о принятии  К*** Ф.С. гражданства Казахстана не имеется, поэтому его следует считать лицом без гражданства, а также следует признать, что ранее он являлся гражданином СССР.

С июля 1992 года он (К*** Ф.С.) зарегистрирован проживающим на территории  Росиии (л.д. 9. 10). На территории России в 2003 году он получил среднее профессиональное образование (л.д. 11).

В ходе рассмотрения нашли подтверждение доводы К*** Ф.С. о том, что еще до 01.07 2009 года он неоднократно обращался в органы УФМС по Ульяновской области по поводу оформления гражданства. Только в 2009 году он обращался по этому поводу в органы УФМС в апреле, июне, июле.

Указанные утверждения К*** Ф.С. подтверждаются показаниями его матери, которая была допрошена в качестве свидетеля судом кассационной инстанции.

Кроме того, эти утверждения К*** Ф.С. объективно подтверждаются имеющимся в материалах дела заключением об установлении личности К*** Ф.С. (л.д. 7).

Из текста данного заключения усматривается, что с заявлением об установлении его личности К*** Ф.С. в органы УФМС обратился 09.06.2009 года, т.е. до 01.07.2009 года. Как пояснил К*** Ф.С., заключение об установлении личности ему было необходимо именно для решения вопроса об оформлении гражданства России.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что К*** Ф.С. имеет право на принятие гражданства в упрощенном порядке. При этом своими действиями он еще до 01.07.2009 года заявил о своем желании приобрести гражданство России. По мнению судебной коллегии, он имеет право на принятие  гражданства в упрощенном порядке в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Указанная норма не требует в обязательном порядке для лиц, принимаемых в соответствии с данной нормой в гражданство России, наличия у них вида на жительство.

Как следует из письма УФМС России по Ульяновской области (л.д. 5, 6) К*** Ф.С. было отказано в принятии документов для приема в гражданство именно ввиду отсутствия у него вида на жительство.

В силу требований ч. 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» следует прийти к выводу о том, что у К*** Ф.С. необоснованно не приняли документы для принятия его в гражданство в упрощенном порядке.

Таким образом, оснований для отмены состоявшегося решения суда не имеется.

Доводы кассационной жалобы о том, что ч. 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» утратила силу и не подлежит применению, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку до сегодняшнего дня ч. 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» из текста закона не исключена, указаний о признании этой нормы утратившей силу не нет.

Доводы жалобы о том, что без получения вида на жительство К*** Ф.С. не может быть принят в гражданство России, являются несостоятельными по причинам изложенным выше.

Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем судебная коллегия считает, что резолютивная часть решения нуждается в корректировке без изменения существа принятого по делу решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

Решение Чердаклинского районного суда от 06 октября 2009 года оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.

Заявленные требования К*** Ф*** С*** удовлетворить частично.

Обязать Управление федеральной миграционной службы России по Ульяновской области принять у К*** Ф*** С*** документы для оформления гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке.

В остальной части заявленных требований К*** Ф*** С*** отказать.

Кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области оставить без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи