Судебный акт
Понуждение муниципалитета к приведению дорог в соответствие с нормативными требованиями
Документ от 17.11.2009, опубликован на сайте 17.12.2009 под номером 14160, 2-я гражданская, об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33- *** -2009 г.                                              Судья Р*** В.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

17 ноября   2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей  Казаковой М.В.,  Шлейкиной О.В.,

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Чаплинской Н.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного  суда г. Ульяновска от 12 октября 2009 года, по которому постановлено:

Иск   прокурора  Ленинского района  г. Ульяновска, действующего в   интересах  неопределенного  круга  лиц удовлетворить.

Обязать Мэрию города Ульяновска привести высоту бортового камня (бордюра) в местах пересечения тротуаров с пешеходными переходами на проезжей части правой и левой сторон перекрестка улиц Ж***   и Л*** в г. Ульяновске в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001, установив высоту бортового камня не выше 4 см

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к  мэрии города Ульяновска о возложении обязанности привести высоту бортового камня в соответствие с нормативными требованиями.

В обоснование иска указал, что состояние автомобильной  дороги на пересечении ул. Ж*** и  ул. Л.*** в г. Ульяновске, находящейся в  муниципальной собственности, не соответствует требованиям строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП) 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, в части высоты бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью. Согласно п. 3.4 СНиП 35-01-2001 высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью не должна превышать 4 см, в то время как по улице Л*** по ходу движения в направлении к перекрестку с улицей Ж*** высота бортового камня с правой стороны по ул. Л. *** составляет 12 х 12 х 12 см от уровня проезжей части и 5 х 5 х 5 см от тротуара; с левой стороны по ул. Л. Толстого 10 Х 11 Х 11см от уровня проезжей части и 5 х 4 х 4 см от тротуара.

По улице Л.*** по ходу движения в направлении к перекрестку с улицей Ж. *** высота бортового камня с правой стороны по ул. Л*** составляет 7 х 11 х 11 см от уровня проезжей части; с левой стороны по ул. Л*** 10 х 10 х 12 см от уровня проезжей части.

По улице Ж.*** по ходу движения в направлении к перекрестку с улицей Л. *** высота бортового камня с правой стороны по ул. Ж*** составляет 11 х 10 х 5см от уровня проезжей части; с левой стороны по ул. Ж*** – 9 х 9 х 9 см от уровня проезжей части.

По улице Ж*** по ходу движения в направлении к перекрестку с улицей Л. *** высота бортового камня с левой стороны по ул. Ж*** составляет 12 х 12 х 12 см от уровня проезжей части.

Отсутствие контроля со стороны мэрии г.Ульяновска за качеством эксплуатируемых автомобильных дорог влечет нарушение прав маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, создают угрозу для жизни и здоровья инвалидов, перемещающихся с использованием кресел-колясок, пользующихся дорогой и тротуарами, расположенными по адресам: г.Ульяновск, ул. Ж*** и ул. Л***. Просил обязать мэрию г. Ульяновска привести высоту бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью с правой и левой сторон на перекрестке ул. Ж*** и ул. Л.***  г. Ульяновска в соответствие с п.3.4 СНиП 35-01-2001 - установить высоту бортового камня не выше  4 см.   

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  мэрия г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что  застройка г. Ульяновска производилась в соответствии с ранее действующими строительными нормами и правилами от 1989 года, предусматривающими высоту бортового камня, ограждающего тротуар от проезжей части улиц и дорог, 15 см, а в местах сопряжения тротуаров с проезжей частью на перекрестках – не выше 8 см. Действующие в настоящее время СНИПы, предусматривающие высоту бордюрного камня  4 см,  предназначены для нового строительства или реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий, на строительство дорог не распространяются.  Кроме того, суд не учел, что вопросы реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, разрешаются с учетом мнения общественных объединений инвалидов о необходимости проведения реконструкции бордюрного камня, при наличии соответствующего анализа, свидетельствующего о необходимости такой реконструкции на указанных улицах (количество инвалидов, проживающих в указанном районе, отсутствие либо затруднение доступа в объектам социальной инфраструктуры и т.п.). Отсутствие должного анализа и учета всех необходимых факторов в решении проблем, связанных с реконструктивными мероприятиями в городе, в том числе по реконструкции (реабилитации) городской среды в связи с потребностями инвалидов, приведет к нарушению требований безопасности дорожного движения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя мэрии г. Ульяновска К*** А.Ю., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Николаеву Н.А., полагавшую необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований  для отмены постановленного  по  делу  решения.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

По мнению судебной коллегии, при рассмотрении дела суд тщательно исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства, проверил доводы сторон и правильно разрешил спор.

 

В  силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации…», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу п. 12 ст.3 вышеуказанного закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 5 статьи 3 данного закона пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.

Из материалов дела следует, что автомобильные дороги по ул. Ж*** и ул. Л.*** в г. Ульяновске   находятся в собственности муниципального образования «Город Ульяновск». Состояние указанных дорог не соответствует требованиям Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП) 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №73.

Согласно п.п. 1.1 СНиП 35-01-2001 при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (МГН) условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В соответствии с п. 3.4 СНиП 35-01-2001 высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.

Собранными по делу доказательствами, а именно: Актом  проверки Управления ГИБДД УВД по Ульяновской области от 04.08.2009 года выявлено, что высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью на пересечении ул. Ж*** и ул. Л.***  в г. Ульяновске не соответствует установленным требованиям.

Вопреки требованию п. 3.4 СНиП 35-01-2001 по улице Л.*** по ходу движения в направлении к перекрестку с улицей Ж*** высота бортового камня с правой стороны по ул. Л*** составляет 12 х 12 х 12 см от уровня проезжей части и 5 х 5 х 5 см от тротуара; с левой стороны по ул. Л*** 10 Х 11 Х 11см от уровня проезжей части и 5 х 4 х 4 см от тротуара.

По улице Л.*** по ходу движения в направлении к перекрестку с улицей Ж. *** высота бортового камня с правой стороны по ул. Л. *** составляет          7 х 11 х 11 см от уровня проезжей части; с левой стороны по ул. Л. *** 10 х 10 х 12 см от уровня проезжей части.

По улице Ж.*** по ходу движения в направлении к перекрестку с улицей Л. *** высота бортового камня с правой стороны по ул. Ж. *** составляет 11 х 10 х 5см от уровня проезжей части; с левой стороны по ул. Ж*** – 9 х 9 х 9 см от уровня проезжей части.

По улице Ж*** по ходу движения в направлении к перекрестку с улицей Л. *** высота бортового камня с левой стороны по ул. Ж. *** составляет 12 х 12 х 12 см от уровня проезжей части.

Суд правильно указал в решении, что выявленные нарушения не только не обеспечивают безопасность, но и создают угрозу жизни и здоровья инвалидов.

Поэтому требования прокурора о возложении на ответчика обязанности привести дороги в состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленным СНиП 35-01-2001, удовлетворены обоснованно.

Поскольку дороги по ул. Ж*** и ул. Л.*** находятся в муниципальной собственности, суд пришел к правильному выводу о том, что ответственным за состояние дорог является мэрия города Ульяновска.

Доводы жалобы о том, что действие СНиП 35-01-2001 на ранее произведенную застройку не распространяются, судебной коллегией отклоняется.

В силу ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ ( в ред. От 17.07.2009)  законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

При этом планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с указанной нормой создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры должно осуществляться при новом строительстве и реконструкции не только зданий, но и сооружений, к которым относятся, в том числе и дороги, составной частью которых являются тротуары и бордюрные камни.

Таким образом, действие СНиП 35-01-2001 должно быть распространено на реконструкцию тротуаров.

Что касается довода жалобы об отсутствии необходимого анализа проблем, связанных с реконструктивными мероприятиями в городе (количество инвалидов, проживающих в указанном районе, отсутствие либо затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры и т.п.), то ответчиком не представлены суду доказательства того, что круг лиц (а именно конкретных граждан инвалидов), чьи права нарушаются вследствие несоответствия высоты бордюрного камня требованиям СНиП,  может быть четко определен.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ иск, направленный в защиту неопределенного круга лиц,  ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на мэрию г. Ульяновска, удовлетворен судом обоснованно.

Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

Судебная коллегия полагает, что суд постановил решение, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований материального и процессуального закона, поэтому считает его законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,  судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную  жалобу мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

судьи