Судебный акт
Понуждение муниципалитета к установлению светофорного объекта
Документ от 03.11.2009, опубликован на сайте 15.12.2009 под номером 14143, 2-я гражданская, о возложении обязан.установить светофорный объект, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33- ***-2009 г.                                              Судья Р*** В.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

03 ноября 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей  Нестеровой Е.Б., Костюниной Н.В.

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

при секретаре Яковлевой Т.Ю.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного  суда г. Ульяновска от 25 сентября 2009 года, по которому постановлено:

Иск  прокурора  Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Мэрии г. Ульяновска, выразившееся в непринятии мер по установке  светофорного объекта на перекрестке проспекта А*** и проспекта В*** в г. Ульяновске.

Обязать Мэрию г. Ульяновска  установить светофорный объект на перекрестке проспекта А*** и проспекта В*** в г. Ульяновске в срок до 01.12.2009 года. 

 

Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.Б., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского  района г. Ульяновска обратился в суд иском к Мэрии г. Ульяновска о признании бездействия Мэрии г. Ульяновска по установке светофоров незаконным. В обоснование иска указал, что прокурорской проверкой выявлены нарушения в деятельности Мэрии г. Ульяновска в области соблюдения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. В частности, в целях осуществления повышения безопасности дорожного движения  и пропускной способности, в силу п. 1 ст. 21,  ст. 22  Федерального закона  №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности  дорожного  движения», в местах пересечения в одном уровне транспортных потоков, а также транспортных и пешеходных потоков  должны устанавливаться светофоры.  Управлением ГИБДД УВД Ульяновской области 26.06.2008 г. были разработаны и утверждены технические задания  на проектирование светофорных объектов, в частности, на участке дороги на пересечении проспекта А*** и проспекта В*** в г. Ульяновске.  Данное  техническое задание было направлено в администрацию  города Ульяновска, однако до настоящего времени не исполнено  несмотря на то, что вопросы обеспечения безопасности дорожного движения относятся к полномочиям органам местного самоуправления и  являются расходными обязательствами муниципальных образований. Просил обязать мэрию г. Ульяновска   установить дорожные светофоры  на пересечении дорог по указанному адресу.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Мэрия г. Ульяновска не соглашается  с решением суда, просит его отменить. Указывает, что прокуратурой не были представлены доказательства того, что выявленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, поскольку не были представлены сведения по интенсивности движения транспортных средств и сведения о дорожно-транспортных происшествиях. Вопросами утверждения средств из местного бюджета занимается  Городская Дума, поэтому самостоятельное выделение дополнительных денежных средств Мэрией г. Ульяновска на устранение недостатков невозможно. Кроме того, Мэрией г. Ульяновска в целях обслуживания и ремонта муниципальных дорог  было создано специализированное предприятие – МУП «П***». Муниципальных контрактов на установку светофоров на указанных прокурором участках с  МУП «П***» не  заключалось, так как в текущем году данные работы не планировались и финансирование на них не предусмотрено.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Мэрии г. Ульяновска – А*** А.А.., мнение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Управлением  ГИБДД УВД по Ульяновской области был проведен анализ информации по оценке состояния улично-дорожной сети г. Ульяновска.

Результаты  анализа выявили необходимость строительства светофорного объекта на указанном перекрестке, поскольку его отсутствие создает неудобства  при передвижении и не обеспечивает безопасность  жизни и здоровью граждан. 

22.01. 2008  года Управлением ГИБДД УВД по Ульяновской области было утверждено техническое задание на проектирование светофорного объекта на вышеуказанном участке дороги и направлено в администрацию  города Ульяновска, однако до настоящего времени оно не исполнено. 

Согласно п. 1  ст. 21 Федерального закона за №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности  дорожного  движения» мероприятия по организации дорожного  движения осуществляются в целях повышения его безопасности  и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.  В силу п. 1 ст. 22 указанного  Федерального закона, деятельность по организации дорожного движения  должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых  регламентировано  действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации  дорожного движения.  

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий Мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 7.2.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных  ограждений и направляющих устройств» предусмотрено, что  светофоры применяют на  перекрестках в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях с данного подхода к перекрестку и на регулируемых пешеходных переходах, расположенными между перекрестками. В силу п. 7.2.14 ГСТ Р 52289-2004 светофоры  применяют  для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки.

С учетом вышеуказанных требований действующего законодательства, возлагающего ответственность за состояние автомобильных дорог и оборудование их техническими средствами организации дорожного движения,  находящихся в муниципальной казне, на органы местного самоуправления, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора и возложил на Мэрию г. Ульяновска обязанность по установке светофорного объекта на указанном перекрестке. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Доводы, приведенные Мэрией г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Доказательством того, что перекресток нуждается в установке светофорного объекта, являются сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, произошедших на данном участке дорог муниципального образования за небольшой промежуток времени (л.д.20), что свидетельствует о недостаточности проводимых Мэрией г. Ульяновска мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Доводы о формировании местного бюджета, за счет которого производится ремонт автомобильных дорог муниципального образования, Городской Думой на правильность выводов суда не влияет.

Отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения Мэрии г.Ульяновска от обязанности разрешать вопросы местного значения, отнесенные к ее компетенции Федеральным законом от  06.10.2003 г.  № 131-ФЗ и Уставом МО «Город Ульяновск». С целью разрешения возложенных на нее задач Мэрия г. Ульяновска, согласно Уставу города, может участвовать в утверждении бюджета города, а Глава города наделен правом обращения в Ульяновскую Городскую Думу по вопросам внесения изменений и дополнений в бюджет города.

Технические задания ГИБДД УВД по Ульяновской области  были направлены в мэрию г. Ульяновска в июне 2008 года,  что свидетельствует о возможности   Мэрии г. Ульяновска своевременно решить вопрос об  установке светофорных объектов и финансировании данного вида работ.

В силу изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам кассационной жалобе не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 361 ГПК РФ,

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от  25 сентября 2009 года  оставить без изменения, а кассационную жалобу Мэрии г.Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: