Судебный акт
Понуждение муниципалитета к установке светофорного объекта
Документ от 03.11.2009, опубликован на сайте 17.12.2009 под номером 14136, 2-я гражданская, об обязании установить дорожный светофор, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                  

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-***  2009 год.                                          Судья А*** 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

03 ноября  2009 года                                                                                   г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Бабойдо И.А. 

судей Гурьяновой О.В., Шлейкиной О.В. 

с  участием  прокурора  Логинова Д.А. 

при  секретаре  Чаплинской Н.В.

 

рассмотрела дело по  кассационной  жалобе  мэрии г.Ульяновска  на  решение  Ленинского  районного суда г. Ульяновска  от 23 сентября 2009 года, по которому  постановлено:

 

Иск  прокурора  Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие мэрии г. Ульяновска по не установке  светофорного объекта на перекресте проспекта  С*** и проспекта Д*** в г. Ульяновске.

Возложить на мэрию г. Ульяновска  обязанность в срок до 01.12.2009 года  установить на  перекресте проспекта  С*** и проспекта Д*** в г. Ульяновске светофорный  объект. 

 

Заслушав доклад   судьи   Гурьяновой  О.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Заволжского  района г. Ульяновска обратился в суд иском к мэрии г. Ульяновска о признании бездействия мэрии г. Ульяновска по установке светофоров незаконным.

В обоснование иска указал, что прокурорской проверкой выявлены нарушения в деятельности мэрии г. Ульяновска в области соблюдения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. В частности, в целях осуществления повышения безопасности дорожного движения  и пропускной способности, в силу п. 1 ст. 21,  ст. 22  Федерального закона  №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности  дорожного  движения», в местах пересечения в одном уровне транспортных потоков, а также транспортных и пешеходных потоков, должны устанавливаться светофоры.  Управлением ГИБДД УВД Ульяновской области 26.06.2008 г. было разработано и утверждено техническое задание № ***  на проектирование светофорного  объекта  на пересечении   проспекта  С***  и  проспекта Д***  в  г.Ульяновске. Данное  техническое задание  было направлены в администрацию  города Ульяновска, однако до настоящего времени не исполнено, несмотря на то, что вопросы обеспечения безопасности дорожного движения относятся к полномочиям органам местного самоуправления и  являются расходными обязательствами муниципальных образований. В  связи  с этим  просил обязать мэрию г. Ульяновска   установить  светофорный  объект  на пересечении  проспекта  С***  и  проспекта  Д***  в  г.Ульяновске.                                                                                                                                                                                              

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе мэрия г. Ульяновска не соглашается  с решением суда и просит его отменить. При  этом указывает, что мэрия  г.Ульяновска   все  возложенные  на  неё  обязательства  выполняет:  был  разработан проект  муниципальной  целевой  программы «Ремонт, модернизация  и  строительство  технических   средств   организации  дорожного  движения  города Ульяновска на 2010-2014 гг».,  в  который  данный  дорожный  светофорный  объект  был   включен. Кроме  того,    мэрией  г.Ульяновска   в  2008 году   подавалась  заявка   на необходимые  денежные  средства,  расходование которых  предусматривало  бы  строку - строительство  технических средств   организации  дорожного движения  в  2009 году, но  необходимые  денежные  средства  выделены  не  были. Поскольку  вопросами  утверждения  средств  из  бюджета   занимается  Городская  Дума, а  не  мэрия  г.Ульяновска, поэтому  самостоятельное   выделение  дополнительных   денежных средств   невозможно, так  как  это не  входит  в компетенцию   мэрии г.Ульяновска. Самостоятельно  принимать  решения  о  том, на  какие цели  расходовать  бюджетные  средства, мэрия  г.Ульяновска    не  может. Кроме того, мэрией г. Ульяновска в целях обслуживания и ремонта муниципальных дорог  было создано специализированное предприятие – МУП «Правый берег». Муниципальных контрактов на установку светофоров на указанном прокурором участке с  МУП «Правый берег» не  заключалось, так как  финансирование   на  данный  вид  работ  не  выделялось. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя мэрии г. Ульяновска – К***., мнение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Управлением  ГИБДД УВД по Ульяновской области был проведен анализ информации по оценке состояния улично-дорожной сети г. Ульяновска. Установлено, что за последние 12 месяцев перед проверкой на перекрестке  проспекта  С*** и  проспекта Д***   произошло   15 ДТП.

Результаты  анализа выявили необходимость строительства светофорного объекта   на указанном  перекрестке, поскольку его отсутствие создает неудобства  при передвижении и не обеспечивает безопасность  жизни и здоровью граждан. 

26 июня 2008  года Управлением ГИБДД УВД по Ульяновской области было утверждено техническое задание на проектирование светофорного объекта на вышеуказанном участке дороги  и направлено в администрацию  города Ульяновска, однако до настоящего времени оно не исполнено. 

Согласно п. 1  ст. 21 Федерального закона за №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности  дорожного  движения» мероприятия по организации дорожного  движения осуществляются в целях повышения его безопасности  и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.  В силу п. 1 ст. 22 указанного  Федерального закона, деятельность по организации дорожного движения  должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых  регламентировано  действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации  дорожного движения.  

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 7.2.1 ГОСТ Р 52289 – 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных  ограждений и направляющих устройств» предусмотрено, что  светофоры применяют на  перекрестках в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях с данного подхода к перекрестку и на регулируемых пешеходных переходах, расположенными между перекрестками. В силу п. 7.2.14 ГСТ Р 52289-2004 светофоры  применяют  для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки.

С учетом вышеуказанных требований действующего законодательства, возлагающего ответственность за состояние автомобильных дорог и оборудование их техническими средствами организации дорожного движения,  находящихся в муниципальной казне, на органы местного самоуправления, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора и возложил на мэрию г. Ульяновска обязанность по установке светофорного  объекта  на указанном перекрестке. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон  применены судом правильно.

Доводы, приведенные мэрией г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Доказательством того, что перекресток  нуждается  в установке светофорного объектов, являются  сведения  о количестве дорожно-транспортных происшествий, произошедших на данном участке дороги муниципального образования за небольшой промежуток времени, что свидетельствует о недостаточности проводимых мэрией г. Ульяновска мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения мэрии г.Ульяновска от обязанности разрешать вопросы местного значения, отнесенные к ее компетенции Федеральным законом от  06.10.2003 г.  № 131-ФЗ и Уставом МО «Город Ульяновск». С целью разрешения возложенных на нее задач мэрия г. Ульяновска, согласно Уставу города, может участвовать в утверждении бюджета города, а Глава города наделен правом обращения в Ульяновскую Городскую Думу по вопросам внесения изменений и дополнений в бюджет города.

Техническое  задание ГИБДД УВД по Ульяновской области  было направлено в мэрию г. Ульяновска в июне 2008 года,  что свидетельствует о возможности   мэрии г. Ульяновска своевременно решить вопрос об  установке светофорного  объекта  и финансировании данного вида работ.

В силу изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам кассационной жалобе не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 361 ГПК РФ,

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от  23 сентября 2009 года  оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: