УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-*** 2009 год. Судья А***
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 ноября 2009 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего
Бабойдо И.А.
судей Гурьяновой
О.В., Шлейкиной О.В.
с участием
прокурора Логинова Д.А.
при секретаре
Чаплинской Н.В.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе мэрии г.Ульяновска на
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 сентября 2009 года, по которому постановлено:
Иск прокурора
Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах
неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать
незаконным бездействие мэрии г. Ульяновска по не установке светофорного объекта на перекресте
проспекта С*** и проспекта Д*** в г.
Ульяновске.
Возложить на мэрию
г. Ульяновска обязанность в срок до
01.12.2009 года установить на перекресте проспекта С*** и проспекта Д*** в г. Ульяновске
светофорный объект.
Заслушав доклад
судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд иском к
мэрии г. Ульяновска о признании бездействия мэрии г. Ульяновска по установке
светофоров незаконным.
В обоснование иска указал, что прокурорской
проверкой выявлены нарушения в деятельности мэрии г. Ульяновска в области
соблюдения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного
движения. В частности, в целях осуществления повышения безопасности дорожного
движения и пропускной способности, в
силу п. 1 ст. 21, ст. 22 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О
безопасности дорожного движения», в местах пересечения в одном
уровне транспортных потоков, а также транспортных и пешеходных потоков, должны
устанавливаться светофоры. Управлением
ГИБДД УВД Ульяновской области 26.06.2008 г. было разработано и утверждено
техническое задание № *** на
проектирование светофорного объекта на пересечении проспекта
С*** и проспекта Д*** в
г.Ульяновске. Данное техническое
задание было направлены в
администрацию города Ульяновска, однако
до настоящего времени не исполнено, несмотря на то, что вопросы обеспечения
безопасности дорожного движения относятся к полномочиям органам местного
самоуправления и являются расходными обязательствами
муниципальных образований. В связи с этим
просил обязать мэрию г. Ульяновска
установить светофорный объект
на пересечении проспекта С***
и проспекта Д***
в г.Ульяновске.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе
мэрия г. Ульяновска не соглашается с
решением суда и просит его отменить. При
этом указывает, что мэрия
г.Ульяновска все возложенные
на неё обязательства
выполняет: был разработан проект муниципальной
целевой программы «Ремонт,
модернизация и строительство
технических средств организации
дорожного движения города Ульяновска на 2010-2014 гг»., в который данный
дорожный светофорный объект
был включен. Кроме того,
мэрией г.Ульяновска в
2008 году подавалась заявка
на необходимые денежные средства,
расходование которых предусматривало бы
строку - строительство
технических средств организации дорожного движения в 2009
году, но необходимые денежные
средства выделены не
были. Поскольку вопросами утверждения
средств из бюджета
занимается Городская Дума, а
не мэрия г.Ульяновска, поэтому самостоятельное выделение
дополнительных денежных
средств невозможно, так как
это не входит в компетенцию мэрии г.Ульяновска. Самостоятельно принимать
решения о том, на
какие цели расходовать бюджетные
средства, мэрия г.Ульяновска не
может. Кроме того, мэрией г. Ульяновска в целях обслуживания и ремонта
муниципальных дорог было создано
специализированное предприятие – МУП «Правый берег». Муниципальных контрактов
на установку светофоров на указанном прокурором участке с МУП «Правый берег» не заключалось, так как финансирование на
данный вид работ
не выделялось.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя
мэрии г. Ульяновска – К***., мнение прокурора, полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене
решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела
следует, что Управлением ГИБДД УВД по
Ульяновской области был проведен анализ информации по оценке состояния
улично-дорожной сети г. Ульяновска. Установлено, что за последние 12 месяцев
перед проверкой на перекрестке
проспекта С*** и проспекта Д*** произошло
15 ДТП.
Результаты анализа выявили необходимость строительства
светофорного объекта на указанном перекрестке, поскольку его отсутствие создает
неудобства при передвижении и не
обеспечивает безопасность жизни и
здоровью граждан.
26 июня 2008 года Управлением ГИБДД УВД по Ульяновской
области было утверждено техническое задание на проектирование светофорного
объекта на вышеуказанном участке дороги
и направлено в администрацию
города Ульяновска, однако до настоящего времени оно не исполнено.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона за №196-ФЗ от
10.12.1995 года «О безопасности
дорожного движения» мероприятия
по организации дорожного движения
осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами
местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В силу п. 1 ст. 22 указанного Федерального закона, деятельность по
организации дорожного движения должна
осуществляться на основе комплексного использования технических средств и
конструкций, применение которых
регламентировано действующими в
РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии с
ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы
местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают
вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия
органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения
являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий
мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования
«Город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных
дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление
иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления
дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 7.2.1 ГОСТ
Р 52289 – 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила
применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»
предусмотрено, что светофоры применяют
на перекрестках в случае одновременного
пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях с данного
подхода к перекрестку и на регулируемых пешеходных переходах, расположенными
между перекрестками. В силу п. 7.2.14 ГСТ Р 52289-2004 светофоры применяют
для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются
в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки.
С учетом
вышеуказанных требований действующего законодательства, возлагающего
ответственность за состояние автомобильных дорог и оборудование их техническими
средствами организации дорожного движения,
находящихся в муниципальной казне, на органы местного самоуправления,
суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора и возложил на мэрию
г. Ульяновска обязанность по установке светофорного объекта
на указанном перекрестке.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный
закон применены судом правильно.
Доводы, приведенные
мэрией г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не
могут повлечь отмену решения суда.
Доказательством
того, что перекресток нуждается в установке светофорного объектов,
являются сведения о количестве дорожно-транспортных
происшествий, произошедших на данном участке дороги муниципального образования
за небольшой промежуток времени, что свидетельствует о недостаточности
проводимых мэрией г. Ульяновска мероприятий по повышению безопасности дорожного
движения.
Отсутствие денежных
средств не может являться основанием для освобождения мэрии г.Ульяновска от
обязанности разрешать вопросы местного значения, отнесенные к ее компетенции
Федеральным законом от 06.10.2003
г. № 131-ФЗ и Уставом МО «Город
Ульяновск». С целью разрешения возложенных на нее задач мэрия г. Ульяновска,
согласно Уставу города, может участвовать в утверждении бюджета города, а Глава
города наделен правом обращения в Ульяновскую Городскую Думу по вопросам
внесения изменений и дополнений в бюджет города.
Техническое задание ГИБДД УВД по Ульяновской области было направлено в мэрию г. Ульяновска в июне
2008 года, что свидетельствует о
возможности мэрии г. Ульяновска своевременно
решить вопрос об установке
светофорного объекта и финансировании данного вида работ.
В силу изложенного
решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам кассационной
жалобе не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 361 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 23 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу
мэрии г.Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: