У Л Ь Я Н
О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2009 г.
Судья Ч***.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 декабря 2009 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей
Казаковой М.В. и Костюниной Н.В.,
при секретаре Сиразетдиновой
Э.Я.
рассмотрела дело по кассационной жалобе Д***. на решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 20 октября 2009 года, по которому
Д*** отказано в удовлетворении исковых требований к Военному
комиссариату Ульяновской области о перерасчете пенсии в связи с изменением
процентной надбавки за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии с учетом
индексации за период с 01.01.1993 по 01.12.2000.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Д***. обратился в
суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности по Ульяновской области
о перерасчете пенсии и взыскании задолженности.
В обоснование
заявленных требований указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ
с ноября 1990 года. Постановлением Правительства РФ № 65 от 27.01.1993 «Об
упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел и усиления их социальной защиты»
были установлены процентные надбавки за выслугу лет военнослужащим согласно
приложению № 8, предусматривающему 35%-ю надбавку за выслугу лет
продолжительностью от 20 до 25 лет.
При увольнении из
Вооруженных Сил его выслуга составила более 22 лет, и в период выплаты пенсии с
01.01.1993 по 01.12.2000 ему полагалось учитывать надбавку в размере 35%, однако пенсия ему
выплачивалась с учетом ранее установленной надбавки в размере 30%.
Статья 43 Закона РФ
№ 4468-1 от 12.02.1993, на основании которого ему выплачивается пенсия,
обязывает учитывать для исчисления пенсии оклады по воинской должности,
воинскому и специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет. Выплата
пенсии в заниженном размере причинила ему материальный вред, который подлежит
возмещению в соответствии с нормами гражданского законодательства с учетом
индексации на уровень инфляции.
Просил признать его
право на пересмотр пенсии в связи с увеличением процентной надбавки за выслугу
лет в размере 35% в период с 01.01.1993 по 01.12.2000 с учетом индексации цен,
сложившихся в потребительском рынке Ульяновской области в период с 01.01.1993
по день принятия судом решения, и обязать пенсионный отдел Военного
комиссариата Ульяновской области выплатить сумму неполученной пенсии с учетом
индексации в размере 13 479 руб.
Суд привлек к участию
в деле в качестве соответчика Военный комиссариат Ульяновской области.
В ходе рассмотрения
дела Д***. отказался от иска в части требований к Управлению Федеральной службы
безопасности по Ульяновской области, и производство по делу в этой части
прекращено определением суда.
В остальной части
суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Д***. не соглашается с решением суда и просит его отменить, как
незаконное и необоснованное. При этом указывает, что выводы суда противоречат
Соглашению между участниками СНГ от 14.02.1992, по которому Российская
Федерация взяла на себя обязательство разработать и принять законодательные
акты о социальной защите военнослужащих, уволенных с военной службы; Соглашению
о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного
страхования военнослужащих государств – участников СНГ от 15.05.1992; Закону РФ
от 22.01.1993 № 4339-1«О статусе военнослужащих». После принятия указанных
нормативных актов применение ст.ст. 100 и 101 Приказа МО СССР № 075-1978 г. в
части того, что процентная надбавка за выслугу лет на должностях офицерского
состава исчислялась со дня подписания приказа о присвоении офицерского звания,
являлось незаконным и носило характер дискриминации.
Вывод суда о том,
что Постановление Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 в части порядка выплаты
процентной надбавки было изменено Постановлением Правительства РФ № 524 от
14.07.2000, является ошибочным. Введение в документ от 14.07.2000 правил
исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки не может считаться
изменением прежних правил.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Д***. и
представителя Военного комиссариата Ульяновской области О***., судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как видно из
материалов дела, в соответствии с приказом Главнокомандующего сухопутными
войсками № *** от 03.08.1990 Д***. подлежал увольнению в запас по ст. 59 п. «б»
Положения о прохождении воинской службы офицерским составом в Вооруженных Силах
СССР. Приказом командира войсковой части *** № *** от 10.10.1990 Д***. был
уволен с действительной военной службы в
запас с 24.11.1990.
С
02.01.1991 Д***. является получателем пенсии Министерства обороны РФ и состоит на пенсионном
обеспечении в Военном комиссариате
Ульяновской области.
Д***. имеет
офицерское звание и стаж на офицерской должности с 01.10.1974, исходя из которого при увольнении на пенсию
ему была установлена надбавка за выслугу лет
из расчета 30% от денежного содержания. Процентная надбавка за выслугу была
установлена по действующему в тот период Положению о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского
Флота, введенному в действие с
01.01.1979 приказом Министра обороны СССР № 075 от 1978 г.
В
соответствии со ст.ст. 100, 101 названного Положения процентная надбавка
выплачивалась офицерам за выслугу лет на должностях офицерского состава, которая исчислялась со дня подписании
приказа о присвоении первого офицерского
звания.
Статьей 43 Закона РФ
№ 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
устанавливалось, что пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих
и для их исчисления учитываются в порядке, определяемом Советом Министром
(Правительством) РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию,
процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией
денежного довольствия, месячная стоимость продовольственного пайка.
Постановлением
Правительства РФ от 27.01.1993 № 65 «Об упорядочении выплаты денежного
довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел и усилении их социальной защиты» установлены размеры процентных
надбавок за выслугу лет военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы),
лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел: при выслуге
лет от 15 до 20 лет в размере 30%, от 20 до 25 лет - в размере 35% (Приложение № 8).
При этом приказ Министра Обороны РФ № 075 от 1978 г. не был
отменен или признан утратившим силу,
поэтому правило выплаты офицерам надбавки
за выслугу лет на должностях офицерского состава со дня подписания
приказа о присвоении первого офицерского звания продолжало действовать.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 № 524 «Об отдельных
выплатах военнослужащим и членам их семей» были утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения
процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту, после чего фактически перестал применяться приказ Министра Обороны РФ № 075 от 1978 г. и в выслугу
лет военнослужащим стал засчитываться период прохождения службы в военном
учебном заведении.
При
изложенных обстоятельствах суд сделал правильный вывод, что, поскольку
нормативное регулирование в период с 1993 по 2000 гг. не предусматривало
изменение исчисления выслуги лет для военных пенсионеров, оснований для
перерасчета пенсии Д***. и взыскания задолженности за указанный период не
имеется.
Доводы, приведенные истцом в кассационной жалобе, являются
несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем
представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и
процессуальное законодательство применено судом правильно.
Как указано выше, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих
регулируются специальным законом - Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей» (наименование Закона в ред.
09.11.2009).
Как следует из статьи 1 названного Закона в
редакции, действовавшей на момент его принятия, условия, нормы и порядок
пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на лиц,
проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или
военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в
Вооруженных Силах РФ, и других лиц, исчерпывающе перечисленных в названной
статье. Курсанты военных образовательных учреждений в ней не упоминаются.
Данным Законом право определять порядок
расчета денежного довольствия для исчисления пенсий, а также порядок пересмотра
пенсий предоставлено Совету Министров (Правительству) РФ (ст.ст. 43, 49).
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993
№ 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий
лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и
военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям
в Российской Федерации» время обучения в военных учебных заведениях в выслугу
лет для назначения пенсий не включалось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия
находит несостоятельной ссылку истца на нормы Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1
«О статусе военнослужащих», поскольку данный Закон вопросы пенсионного
обеспечения военнослужащих не регулировал. Присвоение названным Законом статуса
военнослужащих курсантам военных образовательных учреждений профессионального
образования само по себе не означает, что время учебы в данных образовательных
учреждениях включалось в выслугу лет для назначения пенсии в отсутствие
указания об этом в специальном законе, определяющем порядок назначения пенсий
военнослужащим.
По этим же основаниям не может быть принята
во внимание ссылка истца в кассационной жалобе на нормы международного права, в
том числе и на Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих
Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования
военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества
Независимых Государств от 15.05.1992, поскольку данные нормативные акты носят
декларативный характер и вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а
также подсчета выслуги лет для назначения им пенсий не регулируют.
Довод кассационной жалобы об ошибочности вывода суда о том, что
Постановлением Правительства РФ № 524 от 14.07.2000 внесены изменения в
Постановление Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 в части порядка выплаты
процентной надбавки, не может повлечь отмену решения суда, поскольку не влияет
на вывод о его законности и обоснованности.
В силу
изложенного, решение суда отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 20 октября 2009 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Д***. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: