Судебный акт
О взыскании выплат стимулирующего и компенсационного характера,сохранения заработной платы
Документ от 01.12.2009, опубликован на сайте 17.12.2009 под номером 13777, 2-я гражданская, о взыскании выплат стимулирующего и компен.характера,сохранения зараб.платы, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33- *** -2009 г.                               Судья И***

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

01 декабря   2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей  Казаковой М.В.,  Костюниной Н.В.

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя З*** – Г***, Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «*** техникум»   на решение Ленинского районного  суда г. Ульяновска от 09 октября 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования З***  удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «*** техникум» в пользу З***  задолженность по выплатам стимулирующего характера 8104 руб. 68 коп., компенсацию морального вреда в размере 500 руб., в возмещение расходов по оплате услуг представителя 4000 руб.

В удовлетворении исковых требований о взыскании остальной части выплат стимулирующего характера и доплат, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя, сохранении заработной платы на прежнем уровне З***  отказать.

Взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «*** техникум» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 424 руб. 19 коп.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

З*** обратилась в суд с иском к ФГОУ СПО «***Т» о взыскании выплат стимулирующего и компенсационного характера, сохранении заработной платы, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя. В обоснование иска указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком, является преподавателем дисциплины «Т***». С ***г. при переходе на новую систему оплаты труда ей была рассчитана и выплачена заработная плата, структура которой состояла из должностного оклада, выплат стимулирующего и компенсационного характера, в состав которых входила надбавка  за заведование кабинетом и выслугу лет. Несмотря на то, что данная структура утверждена постановлением Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583 и отражена в Положении об оплате труда работников ФГОУ СПО «***Т», с 01.01.2009г. администрацией техникума в лице директора Е***. в одностороннем порядке, в нарушение требований ч.2 ст.74 ТК РФ, было принято решение об отказе в выплате компенсационных и стимулирующих выплат. С января 2009г. заработная плата уменьшилась из-за отсутствия ранее получаемых ею  выплат стимулирующего и компенсационного характера. 10.07.2009г. она была уведомлена о снижении ставки ее должностного оклада с 6500 руб. до 3910 руб. Ответчик это мотивировал отсутствием бюджетного финансирования. Однако по результатам проверки финансового состояния техникума выявлено, что денежные средства имеются в достаточном объеме. Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда» установлено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и  иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации. Ее заработная плата до введения новых систем оплаты труда составляла 3434,67 руб. С 11.09.2009г. ее оклад за педагогическую ставку в месяц был установлен в размере 3910 руб., что меньше прежнего уровня оплаты труда. Просила  взыскать с ответчика неправомерно удержанные суммы доплат стимулирующего характера за заведование кабинетом и надбавку за выслугу лет за период с 01.01.2009г. по 06.07.2009г. (за 6 месяцев) в общей сумме 16307 руб. 50 коп.; признать не соответствующим закону и отменить уведомление от 10.07.2009г. о снижении оклада за педагогическую ставку в месяц до 3910 руб.; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.; расходы  по оплате услуг представителя в сумме 5 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель З***. -  Г*** не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера  были включены в состав заработной платы истицы при переходе на новую систему оплаты труда. 11.02.2009 г. руководителем техникума был издан приказ об отмене данных выплат, однако истица, в нарушение ст. 74 ТК РФ, не была письменно предупреждена об их отмене. Устное сообщение о предстоящих изменениях  размера заработной платы на общем собрании коллектива, которое было учтено судом при вынесении решения, трудовым  законодательством не предусмотрено, поэтому отказ во взыскании стимулирующих выплат за период с апреля по июль 2009 г. незаконен. Кроме того, на собрании было доведено до сведения работников о приостановке данных выплат только на 1-м  квартале  2009 г., об отмене выплат во 2-м квартале текущего года работники  вообще не уведомлялась. Выполнение работником обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией, должно оплачиваться дополнительно, данные выплаты не могут произвольно быть отменены руководителем учреждения. Суд необоснованно отказал в признании незаконным снижения размера оплаты труда истицы,  указав, что  уведомление о таком снижении  обжалованию не полежит. При этом не учел, что фактически истица обжаловала решение работодателя об изменении размера заработной платы, которое самостоятельно  суду представить не могла.

В кассационной жалобе ФГОУ СПО «*** техникум» также не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что стимулирующие выплаты были установлены приказом руководителя только на декабрь 2008 г., так как объем финансирования на 2009 год ему был неизвестен. С 01.01.2009 г. решения о выплате истице денежных средств стимулирующего характера не принималось, поэтому взыскание доплат за январь-март 2009 г. неправомерно. Приказ от 11.02.2009 г. об отмене выплат стимулирующего характера в связи с отсутствием бюджетного финансирования был принят с учетом мнения Совета техникума, а также трудового коллектива на собрании 02.02.2009 г., что свидетельствует о соблюдении ст. 74 ТК РФ.  Суд неправомерно отказал в применении срока исковой давности по заявленным требованиям, так как об отмене надбавок истица узнала в феврале 2009 года, тогда как в суд обратилась спустя более трех месяцев.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения З***., ее представителя – Г***., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах.

Из материалов дела следует, что З*** была принята на работу в ФГОУ СПО «***Т» на должность преподавателя спецдисциплин с оплатой труда по 13 разряду ЕТС. В последующем ей был установлен 14 разряд по ЕТС.

Техникум является федеральным образовательным учреждением, в связи с чем фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности учреждения.

05 августа 2008 года было принято Постановление Правительства РФ № 583, которым предписывалось ввести с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась ранее на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Основные условия новой системы оплаты труда  заключались в установлении  минимальных размеров окладов (ставок) работникам по соответствующим профессиональным  квалификационным группам (ПКГ),  которые должны были устанавливаться с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки.

К окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников  устанавливались выплаты компенсационного характера, предусмотренные  трудовым законодательством,  в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, а также выплаты стимулирующего характера, размеры и условия осуществления которых подлежали установлению коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии  с  вышеуказанным   Постановлением    Правительства     РФ, 

Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007г. № 605,  а также Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 818 от 29.12.2007г. «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» в ФГОУ СПО «***Т» были составлены тарификационные списки педагогических работников, подлежащие применению с 01.12.2008 г., утверждено Положение о порядке  установления стимулирующих выплат (надбавок и доплат) от 26.09.2008 г. и Положение об оплате труда работников от 27.09.2008 г.

Приказом руководителя техникума от 25.11.2008 г. № ***  введено новое штатное расписание, назначены стимулирующие выплаты работникам за счет бюджетных средств на декабрь 2008 г., в том числе за выслугу лет,  заведование кабинетом и руководство предметно-цикловой комиссией.

28.11.2008 г. ответчиком был издан приказ № *** «О переходе на новую систему оплаты труда», которым приказано ввести с 01.12.2008 г. новую систему оплаты труда для работников техникума, утверждены принятые комиссией размеры базовых окладов по профессиональным квалификационным группам и уровням.

В этот же день состоялось собрание трудового коллектива, на котором до работников техникума была доведена информация о новой системе оплаты труда.

01.12.2008 г. работодателем с истицей был заключен трудовой договор, согласно которому за выполнение З*** трудовых обязанностей установлен оклад в размере 6500 руб. за педагогическую ставку в месяц и другие выплаты стимулирующего и компенсационного характера в соответствии с Положением об оплате труда и другими локальными нормативными актами работодателя.   

Выплата заработной платы З***. за декабрь 2008 года была произведена  исходя из вышеуказанного оклада с учетом начисленных ей надбавок стимулирующего характера.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 818 от 29.12.2007 г. «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях  и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.  Указанные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами  в пределах фонда оплаты труда.

Приказом Министерства финансов РФ от 30.10.2008г. № 120 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в введении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации. В Примерном положении указано, что выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно Положению об оплате труда работников ФГОУ СОП «***Т» от 27.09.2008 г., в техникуме были установлены выплаты стимулирующего характера, размеры которых определялись директором техникума в процентом соотношении или в абсолютных размерах к окладам (ставкам) по соответствующим профессиональным квалификационным уровням ПКГ в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Положение о порядке установления стимулирующих выплат (надбавок и доплат), принятое в ФГОУ СПО «***Т» 26.09.2008 г., предусматривало, что стимулирующие надбавки и доплаты устанавливаются в техникуме приказами директора в пределах фонда оплаты труда. Директор имеет право самостоятельно или с учетом представления руководителя структурного подразделения изменить размер стимулирующей надбавки (доплаты), либо полностью отменить ее выплату при условии некачественного и несвоевременного выполнения порученного руководителем задания (работы), не выполнения нормированного задания, объема порученной работы и по  другим основаниям. При отсутствии или недостатке финансовых средств, в том числе средств федерального бюджета, по независящим от техникума причинам, директор имеет право приостановить выплаты стимулирующих надбавок и доплат либо пересмотреть их размеры на основании решения Совета техникума по согласованию с профкомом.

29.01.2009 г. состоялось совместное заседание  членов Совета техникума  и комиссии по распределению стимулирующих фондов оплаты труда, на котором было постановлено отменить на 1-й квартал стимулирующие надбавки за непрерывный стаж работы, заведование предметно-цикловыми комиссиями, заведование кабинетами, в связи с недостаточностью бюджетного финансирования на 2009 год.

02.02.2009 г. проведено собрание трудового коллектива, на котором   работникам сообщено об отмене вышеуказанных надбавок на 1-й квартал 2009 года. 

12.02.2009 г. директором техникума издан приказ № *** об отмене с 01.01.2009 года  выплат стимулирующих надбавок за непрерывный стаж работы в техникуме, заведование кабинетом и работу председателей предметно-цикловой комиссии.

Выплата стимулирующих надбавок за непрерывный стаж работы и заведование кабинетом истице прекращена с 01.01.2009 года.

Принимая решение об удовлетворении требований истицы  о взыскании с ответчика выплат стимулирующего характера за 1-й квартал 2009 года, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о том, что стимулирующие надбавки входили в систему оплаты труда истицы, в связи с чем их отмена  должна была производиться с учетом требований ст. 74 ТК РФ – предупреждением работника за 2 месяца до изменения размера оплаты труда.

Поскольку уведомление о прекращении выплат стимулирующего характера было предъявлено трудовому коллективу, в том числе истице, лишь 02.02.2009 г. на общем собрании трудового коллектива, суд правомерно взыскал с ответчика в пользу З***. оспариваемые надбавки за период с 01.01.2009 г. по 02.04.2009 г., то есть с момента прекращения указанных выплат (01.01.2009 г.) и  до истечения 2-х месяцев с момента уведомления.

Доводы ответчика о неправомерности взыскания данных выплат за 1-й квартал 2009 года со ссылкой на то обстоятельство, что они устанавливались руководителем техникума только на декабрь 2008 года, в силу вышеуказанных обстоятельств,  на правильность принятого судом решения не влияет.

Срок исковой давности по данным требованиям судом не применен правильно, поскольку правоотношения сторон в данном случае носят длящийся характер. Кроме того,  по поводу нарушения трудовых прав истица обращалась в различные государственные органы.

Доводы представителя З*** в той части, что стимулирующие надбавки подлежали взысканию за шесть месяцев 2009 года, поскольку об отмене надбавок на 2-й квартал 2009 года истица работодателем не была своевременно уведомлена, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

Об изменениях размера заработной платы в связи с отменой стимулирующих надбавок за выслугу лет и заведование кабинетом З***. была предупреждена 02.02.2009 года, поэтому по истечении 2-хмесячного срока с момента уведомления,  в силу ст.74 ТК РФ, имела возможность прекратить трудовой договор по п.7 ст. 77 ТК РФ  в связи с изменениями его условий. Поскольку З*** продолжила работать в новых условиях, она фактически согласилась на изменение условий трудового договора в части оплаты ее труда. 

10 июля 2009 года в адрес З***  работодателем было направлено уведомление о  снижении с 11.09.2009 года  ее  оклада до 3910 руб. за педагогическую ставку в месяц, а также сообщено, что доплата до МРОТ (4330 руб.) будет производиться в установленном законом порядке. Информация о стимулирующих выплатах в уведомлении отсутствовала.

Данное уведомление, как правильно указал суд первой инстанции, не относится к актам нормативного либо распорядительного характера, поэтому  его законность (незаконность)  предметом самостоятельных исковых требований являться не может.

Однако в решении суда сделан вывод о правомерности снижения работодателем размера оклада истицы до 3 910 руб., с которым судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Приказом № *** от 02.09.2009 г.  о переходе на новые ПКГ утверждены принятые рабочей комиссией 9 июля 2009 г. размеры базовых окладов по профессиональным квалификационным группам и уровням  на период с 11.09.2009 г. по 31.12.2009 г.  З*** был установлен базовый оклад в размере 3910 руб.

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 предусмотрено, что при переходе на новую систему оплаты труда заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть  меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат) выплачиваемой на основе  Единой тарифной сетки по оплате труда работников Федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Согласно приложению к Примерному Положению об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства Финансов РФ, по виду экономической деятельности «Образование», утвержденному Приказом Министерства финансов РФ № 120н от 30.10.2006 г.,  для  профессиональной квалификационной группы должностей работников образования, за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования,  4 квалификационного уровня, к которой относится истца, рекомендуемый размер оклада (ставки) установлен в пределах от 2 000 до 4 900 руб.

До введения новой системы оплаты труда оклад истицы, установленный  по ЕТС, составлял 3434 руб., следовательно, размер оклада истицы при переходе на новую систему оплаты труда не мог быть менее  указанной суммы.

В 2008 г.  в ФГОУ СПО «*** техникум»  был принят коллективный договор, пунктом 5.4 которого предусматривалось, что оплата труда  рабочих и служащих производится согласно Положению об оплате труда и стимулированию, принятому тем же собранием. Пунктом 1.6 Положения  об оплате труда работников ФГОУ СПО «*** техникум» было   установлено, что при переходе на новую систему оплаты труда базовая заработная плата работников техникума не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). 

При таких обстоятельствах снижение оклада истицы с 6500 руб. до 3910 руб. за педагогическую ставку в месяц являлась незаконным, поэтому вывод суда в этой части об обратном подлежит исключению из мотивировочной части решения.

Доводы, приведенные ФГОУ СПО «*** техникум» в кассационной жалобе в той части, что формулировка «базовая заработная плата», содержащаяся в Положении об оплате труда, подразумевала заработную плату  работника за месяц (с учетом компенсационных и стимулирующих доплат), а не минимальный  оклад  работника,  не могут повлечь отмену решения суда.

В пункте 1.6 Положения  указано, что базовая заработная плата, размер которого работодатель установил не ниже МРОТ, представляет собой заработную плату работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда при условии и сохранения объема  должностных обязанностей  и выполнения им работ той же квалификации,  без учета премий и иных стимулирующих выплат.

Таким образом, понятие базовой заработной платы, содержащееся в Положении об оплате труда работников техникума, в полном объеме совпадает с понятием оклада (должностного оклада), содержащегося в нормативно-правовых актах о введении новой системы оплата труда для работников бюджетной сферы. В связи с этим ссылки ФГОУ СПО «*** техникум» на неправильную формулировку  месячной заработной платы работника как базового оклада судебная коллегия находит несостоятельными.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационных жалоб не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационные жалобы представителя З*** – Г***, Федерального государственного учреждения среднего профессионального образования «*** техникум» - без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной части решения вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконными изменений условий трудового договора с истицей с 11.09.2009 года  в части оплаты труда, а именно, установлении оклада в  размере 3910 руб. за педагогическую ставку в месяц.

 

Председательствующий:

 

Судьи: