Судебный акт
Спор о включении периода работы в колхозе в страховой стаж
Документ от 17.11.2009, опубликован на сайте 03.12.2009 под номером 13743, 2-я гражданская, включение периода работы в страховой стаж необходимый для назначение пенсии по старости, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                            У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 33-***-2009 г.                                                                 Судья Д*** А.Г.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

17 ноября 2009 года                                                                     город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего   Маслюкова П.А.,

судей                                   Колобковой О.Б., Булгакова Г.М.,

при секретаре                     Яковлевой Т.А.

рассмотрела дело по кассационной жалобе М*** на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 15 октября 2009 года, по которому суд решил:

 

В удовлетворении иска М*** к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное  учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы разнорабочим в колхозе «М***» Г*** района Республики М*** с апреля 1956 года по сентябрь 1957 года, перерасчете размера пенсии с 01 января 2007 года  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

М***. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о возложении обязанности  включить в страховой стаж периоды работы  разнорабочим в колхозе «М***» Г*** района Республики М*** с апреля 1956 года по сентябрь 1957 года и перерасчете размера пенсии с 01 января 2007 года.   

 

В обоснование иска указал, что является получателем трудовой пенсии по старости, пенсия ему назначена с 01 января 2007 года. В период с апреля 1956 года по сентябрь 1957 года он работал разнорабочим в колхозе «М***» Г*** района Республики М***. 21 августа 2008 года сдал в  УПФ  вместе с трудовой книжкой документы, подтверждающие факт его работы в колхозе, а именно справку-подтверждение и протокол опроса двух свидетелей. Иных документов не сохранилось из-за пожара в конторе колхоза, в результате которого часть архива была уничтожена. Факт его работы подтверждается также книгой «Наши современники», изданной при содействии Президента и Правительства Республики М***, о знатных людях Г*** района, на странице 26 которой имеется заметка о том, что он начал трудовую деятельность в колхозе «М***» с 12 лет. Ответчик засчитал в его общий трудовой стаж период  работы в названном колхозе только с 22 июня 1957 года по сентябрь 1957 года, то есть период  после окончания школы, после достижения им 16-летнего возраста. С таким решением Пенсионного фонда он не согласен, считает это решение нарушающим его права. В период его работы в колхозе  действовал Примерный Устав  сельскохозяйственной артели, утвержденный ЦИК ВКП (б) и СНК Союза ССР от 27.05.1939 г., Кодекс законов о труде, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об отпусках и условиях труда подростков» № 1478 от 08.08.1955г., Постановление ЦИК ВКП (б) и СНК СССР от 27.05.1939 г. «О мерах  охраны общественных земель колхозов от расхищения», которые позволяли  использовать труд несовершеннолетних лиц, достигших 14 летнего возраста, в колхозах и сельскохозяйственных артелях.

 

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе М***. просит отменить решение суда, считая его незаконным. В обоснование жалобы указывает, что в связи со сложившимися семейными обстоятельствами (отец являлся инвалидом 1 группы, мать умерла в 1952 году, в семье было два малолетних брата) он с октября 1955 года с согласия отца, стал работать в колхозе «М***» на постоянной основе. Считает, что суд первой инстанции при разрешении спора не применил требования Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 198-ФЗ (в ред. от 31.12.2002 года) и Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 года № 475).

 

Проверив материалы дела, выслушав М***., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

 

Из материалов дела следует, что М***. получает трудовую пенсию по старости.

 

Истец обращался в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска с заявлением о включении в трудовой стаж периода работы в колхозе «М***» Г*** района Республики М*** с апреля 1956 года по сентябрь 1957 года.

 

Ответчик засчитал в трудовой стаж истца период работы в указанном колхозе с 22 июня 1957 года по 15 сентября 1957 года.

 

Считая решение Управления Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе законным  и  отказывая истцу в иске о включении спорного периода работы в стаж, суд первой инстанции исходил из того, что до 22 июня 1957 года истец обучался в М*** средней школе Е*** района М*** АССР,  не подтвердил доказательствами факт постоянной работы в колхозе в спорный период.

 

Судебная коллегия считает указанный вывод суда правильным.

 

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

Во исполнение указанной нормы  Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

 

Пунктом 30 указанных выше Правил предусмотрено, что при установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение  трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

 

Как следует из материалов дела, в оспариваемый период истец достиг возраста 15 лет, а согласно действовавшему в 1956-1957 гг. Кодексу Законов о Труде РСФСР прием на работу осуществлялся на условиях найма с 16 лет, и лишь в исключительных случаях, и только с разрешения инспектора труда – с 14 лет.

 

В соответствии с пунктом 7 примерного Устава сельскохозяйственной артели, утвержденного Совнаркомом 17.02.1935 года, в члены артели (колхоза) могли быть приняты лица, достигшие 16-летнего возраста.

 

Таким образом, суд обоснованно не включил в стаж М***. период работы с апреля 1956 года по 21 июня 1957 года в колхозе «М***», поскольку в этот период он не достиг возраста, с которого допускалось заключение трудового договора.

 

То обстоятельство, что истец после занятий в школе выполнял определенные работы в колхозе, не может само по себе служить основанием для включения оспариваемого периода в трудовой стаж, поскольку в период обучения в общеобразовательной школе он не мог работать в колхозе на постоянной основе. Более того, возникновение трудовых правоотношений связано не только с фактическим выполнением работы, но и с достижением работником определенного законом возраста.

 

Судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего пенсионного законодательства при его правильном толковании. Доводы кассационной жалобы истца являются аналогичными его доводам в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда, в решении им дана правильная оценка.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная  коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 15 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу М*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: