Судебный акт
Понуждение муниципалитета к ремонту муниципальных дорог
Документ от 24.11.2009, опубликован на сайте 02.12.2009 под номером 13729, 2-я гражданская, об обязании устранить нарушения требований безопасности дорожного движения, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело №33-***/2009                                                                   Судья Р*** В.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

24 ноября 2009 года                                                                          город Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Казаковой М.В., Костюниной Н.В.

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя Мэрии г. Ульяновска К*** А.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 октября 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Мэрии города Ульяновска, выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию и ремонту автомобильной дороги по улице М*** в городе Ульяновске.

Обязать Мэрию города Ульяновска произвести ремонт автомобильной дороги по улице М*** в городе Ульяновске:

привести дождеприемник, расположенный напротив дома №*** по ул.М***, в соответствие с требованием п.3.1.11 ГОСТ Р 50597-93 в части отклонения дождеприемника относительно уровня лотка – по норме не более 3см;

привести 7 дождеприемников, расположенных на пересечении улицы М*** и улицы В***, в соответствие с требованием п.3.1.11 ГОСТ Р 50597-93 в части отклонения дождеприемника относительно уровня лотка – по норме не более 3 см;

устранить имеющуюся на пересечении улицы М*** и улицы В*** выбоину размерами 140х100х10см, находящуюся вдоль (между) трамвайных путей;

привести дорожное полотно на перекрестке улицы М*** и улицы Г*** в соответствие с требованием п.3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 в части отклонения головки рельса трамвайных путей в пределах проезжей части – по норме не более 2см.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска о признании незаконным бездействия в исполнении обязанности по содержанию и ремонту дороги, возложении обязанности произвести ремонт дороги.

В обоснование иска, уточненного в ходе судебного разбирательства, указал, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности Мэрии г. Ульяновска выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 12.08.2009 года автомобильная дорога, расположенная по адресу: г. Ульяновск,                      ул. М***, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск».

Вместе с тем  состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», которые являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Актом проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. М***, В***, от 06.08.2009года № *** территориального отдела (инспекции) в Ульяновской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии установлено следующее:

- уровни 7 дождеприемников, расположенных на пересечении улицы М*** и улицы В*** и одного дождеприемника,  расположенного напротив дома №*** по ул.М***, в нарушение требований п.3.1.11 ГОСТ Р 50597-93 занижены более чем на 3см относительно уровня лотка;

- верх головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части на перекрестке улицы М*** и улицы Г*** в нарушение  требований п.3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 отклонен более чем на 2см, фактически завышение составляет 6см;

- на пересечении улицы М*** и улицы В*** имеется выбоина размерами 140х100х10см, находящаяся вдоль (между) трамвайных путей.

Полагает, что отсутствие контроля со стороны Мэрии г. Ульяновска за качеством эксплуатируемых дорог приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения  и, как следствие, влечет нарушение прав граждан. Указывает, что данные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, поскольку они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Просил суд обязать Мэрию г. Ульяновска устранить данные нарушения.

Рассмотрев заявление по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе представитель Мэрии г. Ульяновска К*** А.Ю., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить. Жалоба мотивирована тем, что судом дана неправильная оценка доказательствам, представленным Мэрией г. Ульяновска. Указывает, что проведенная проверка эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. М***, была проведена с грубыми нарушениями процессуального характера, а именно: Мэрия г. Ульяновска и Комитет не были уведомлены о проведении проверки, также не были ознакомлены с актом проверки.

Прокуратура Ленинского района г. Ульяновска не приводит доказательств того, что в результате выявленных нарушений произошли дорожно-транспортные происшествия. Кроме того, не доказано, что выявленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся данной дорогой. 

Судом не учтено то обстоятельство, что для решения вопросов местного значения в области дорожного хозяйства решением Ульяновской Городской Думы №48 от 25.05.2009 года был создан Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Мэрии г. Ульяновска (далее Комитет).

Комитет является отраслевым (функциональным) органом мэрии г. Ульяновска. Комитет является самостоятельным юридическим лицом.

В соответствии с Уставом МО «Город Ульяновск» Мэрия города является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. Вопросами утверждения средств из бюджета занимается Городская Дума, поэтому самостоятельное выделение дополнительных денежных средств невозможно, так как это не входит в компетенцию Мэрии г. Ульяновска. К полномочиям мэрии относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В указанных целях органы местного самоуправления наделены правом создавать муниципальные предприятия и   учреждения.   Мэрией   города Ульяновска   в   целях   обслуживания   и   ремонта   муниципальных дорог созданы специализированные  предприятия,  одним  из  которых является МУП     «У***сервис».

Автомобильная     дорога     по ул. М*** на основании договора безвозмездного пользования от 18.02.2008года №610, муниципального контракта от 16.02.2009г. № *** была передана для содержания и обслуживания МУП  «У***сервис».

В соответствии с муниципальным контрактом МУП «Ул***сервис» обязано   выполнять   работы   по   содержанию автомобильных дорог, в том числе по автомобильной дороге по ул. М***. При этом качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям ГОСТ, СНиП и других нормативных документов. Срок действия контракта с 16.02.2009 по 31.12.2009 года.

В соответствии с муниципальным контрактом от 08.05.2009г. № 0137 предприятие приняло на  себя   обязанность   выполнять   работы   по   ямочному   ремонту   дорог Ленинского района по предписаниям ГИБДД в соответствии с условиями контракта в рамках муниципальной целевой программы «Городские дороги 2009 года». Гарантийный срок выполнения указанных работ составляет  12 месяцев.  При  обнаружении  недостатков  в течение  гарантийного  срока подрядчик    МУП    «У***сервис»    обязан    устранить    все недостатки за свой счет. Однако, судя по материалам дела, указанная обязанность МУП «У***сервис» надлежащим образом не выполняется. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является МУП «У***сервис». Также просит учесть, что в решении суда в соответствии со ст.206 ГПК РФ не установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Балашову Н.Н., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со статьей 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст.ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая  оценка. Материальный  и процессуальный закон судом применен правильно.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ).

Пункт 5 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» также относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии со статьей 35 Устава МО «Город Ульяновск»  Мэрия города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

В силу ч. 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является Мэрия г. Ульяновска.

Из материалов дела следует, что дороги по ул.М***, В*** в г. Ульяновске на основании договора безвозмездного пользования от 18.02.2008 года №610 и муниципального контракта от 16.02.2009 года №*** были переданы для содержания и обслуживания МУП «У***сервис».

МУП «У***сервис» приняло на себя обязательство выполнять работы по содержанию автомобильных дорог, в том числе дорог по ул. М***, В*** в г. Ульяновске, объектов инженерной инфраструктуры, искусственных дорожных неровностей и объектов внешнего благоустройства. При этом п. 1.2 муниципального контракта предусмотрено, что качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям ГОСТ, СНиП и других нормативных документов.

Кроме того, в 2009 году были заключены муниципальные контракты в рамках муниципальной программы «Городские дороги на 2009 год», в частности, муниципальный контракт №0137 от 08.05.2009 года.

Финансирование по данным работам производится за счет городского бюджета в рамках заключенного муниципального контракта.

Актом проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог №*** от ***.08.2009 года установлено, что уровни 7 дождеприемников, расположенных на пересечении улицы М*** и улицы В*** и одного дождеприемника,  расположенного напротив дома №*** по ул.М***, в нарушение требований п.3.1.11 ГОСТ Р 50597-93, занижены более чем на 3см относительно уровня лотка; верх головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части на перекрестке улицы М*** и улицы Г*** в нарушение  требований п.3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 отклонен более чем на 2см, фактически завышение составляет 6см; на пересечении улицы М*** и улицы В*** имеется выбоина размерами 140х100х10см, находящаяся вдоль (между) трамвайных путей.

Суд правильно указал в решении, что выявленные нарушения не только создают неудобства движению автотранспорта, но не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан. 

Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности привести вышеуказанные дороги в состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленные ГОСТом, удовлетворены обоснованно.

Поскольку дороги по ул. М***, В*** находятся в муниципальной собственности, суд пришел к правильному выводу о том, что ответственным за состояние автомобильных дорог является Мэрия города Ульяновска.

Доводы жалобы о том, что ответственным за состояние дорог является МУП «У***сервис», приводились при разбирательстве дела и им в решении дана правильная правовая оценка.

Судом правильно в решении указано, что данное предприятие в силу гражданско-правовых отношений ответственно за ненадлежащее выполнение задач только перед органом местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном жителей Ленинского района, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на Мэрию г. Ульяновска.

Ссылка представителя мэрии в кассационной жалобе, что в решении суда в соответствии со ст.206 ГПК РФ не установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, правового значения не имеет.

Указание на право истца в случае уклонения ответчика в течение установленного срока от исполнения решения, самому произвести действия за счет ответчика, не является обязанностью суда и может иметь место, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом мнения истца.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену решения суда.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит. 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 октября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: