Судебный акт
Понуждение муниципалитета к ремонту муниципальных дорог
Документ от 10.11.2009, опубликован на сайте 01.12.2009 под номером 13658, 2-я гражданская, Понуждение муниципалитета к ремонту муниципальных дорог, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-***2009

Судья: И***.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

10 ноября  2009 года                                                            г.Ульяновск

 

Судебная коллегия  по гражданским делам  Ульяновского областного суда  в составе:

председательствующего: Маслюкова П.А.,

судей: Булгакова Г.М., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Яковлевой Т.Ю.

с участием прокурора Николаевой  Н.А.

рассмотрела  дело по кассационной жалобе  мэрии (администрации) города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 сентября 2009 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в срок до 30 ноября 2009 года произвести ремонт участков дороги по ул. Х*** в г. Ульяновске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, а именно: ликвидировать выбоины у домов № *** и № ***, а также устранить неровность дорожного покрытия на участках дороги от дома № *** до железнодорожного переезда и от железнодорожного переезда до дома № *** по ул. Х*** в г. Ульяновске.

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности произвести ремонт отдельных участков дороги по ул. Х*** в г. Ульяновске.

Требования мотивированы тем, что проведенной проверкой установлено, что дорога по ул. Х*** г. Ульяновска не соответствует требованиям стандарта. Проезжая часть дороги имеет повреждения, превышающие предельные размеры отдельных просадок и выбоин, неровности дорожного покрытия. Согласно ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация работ по строительству, использованию автомобильных дорог, созданию условий для предоставления транспортных услуг населению в границах городского округа, а также  формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В силу ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения»  от 15.11.1995г. № 195-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в срок до 30.11.2009 года произвести ремонт участков дорог по ул. Х*** в г. Ульяновске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, а именно: ликвидировать выбоины у домов № *** и ***, а также устранить неровность дорожного покрытия на участках дороги от дома № *** до железнодорожного переезда и от железнодорожного переезда до дома *** по ул. Х*** г. Ульяновска.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе  мэрия  (администрация) МО «город Ульяновск» просит решение суда отменить, указывая на то, что муниципальное образование не может  по данному  делу выступать в качестве   ответчика. Требования к нему  заявлены прокурором необоснованно. Несмотря на то, что   дороги в  пределах города относятся к муниципальной собственности, но для их обслуживания и ремонта заключены договоры со специализированными  организациями, которые в  силу договорных условий занимаются ремонтом и обслуживанием дорог. Кроме того, мэрия города не имеет возможности профинансировать  работы по ремонту  дороги из-за отсутствия в бюджете  необходимых для этого средств.

Изучив  материалы дела, обсудив  доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя  мэрии  города А***.,  мнение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Из  материалов дела следует, что в ходе проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог, организованной органами прокуратуры  области, с привлечением специалистов государственного инспекции территориального отдела  по Ульяновской области ПМТУ Ростехрегулирования и  УГИБДД УВД по Ульяновской области, установлено, что на улице Х*** г. Ульяновска выявлены факты ненадлежащего обслуживания дороги. Дорожное полотно не соответствует государственному стандарту, имеются участки дороги с повреждениями проезжей части, значительно превышающие предельные допуски просадок и выбоин дорожного покрытия по длине, ширине и глубине. Кроме того, неровность поверхности дорожного асфальбетонного покрытия превышает допустимые пределы более чем в три раза. (22 процента вместо 9 процентов).

Дорога по ул. Х*** в г. Ульяновске является муниципальной собственностью и передана собственником для содержания и обслуживания по договору от 16.02.2009года МУП «Ульяновскдорремсервис».

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, муниципальное образование, как собственник  имущества (дороги в пределах муниципального образования), в силу ст.210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, суд первой инстанции на законных основаниях возложил обязанность на муниципальное образование «город Ульяновск» организовать выполнение необходимых ремонтных работ дороги на указанном выше участке.

В кассационной жалобе мэрия города Ульяновска указывает на то, что поскольку собственником имущества заключен договор на обслуживание дорог в пределах муниципального образования на МУП «Ульяновскдорремсервис», то это предприятие и должно являться надлежащим ответчиком  по делу.

Однако, по мнению судебной коллегии, указанные доводы не могут быть признаны состоятельными и ставить под сомнение правильность выводов суда первой инстанции.

В силу приведенных выше норм законов бремя содержания имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, возлагается на собственника.

Наличие у собственника договорных отношений с другими лицами по обслуживанию, принадлежащего ему на праве собственности  имущества, не освобождает его от обязанности  по надлежащему его содержанию. 

Согласно п.п. 1, 35 Устава МО «г. Ульяновск» мэрия города Ульяновска, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Ульяновск", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

В силу п. 3 ст. 37 Устава  к полномочиям мэрии города Ульяновска в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом отнесено решение вопросов от имени муниципального образования "Город Ульяновск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что  мэрия города не имеет средств для восстановления дорожного полотна, не могут быть признаны убедительными и ставящими под сомнение правильность выводов суда первой инстанции. 

Согласно ст.ст.1, 42  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.

В силу  ст. 18 Конституции РФ  права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, отсутствие средств в казне МО «г. Ульяновск»  на ремонт дороги не может лишить граждан конституционного права  на охрану здоровья, благополучную окружающую среду.  Несоответствие дорожного полотна требованиям стандартов может привести к интенсивному  загрязнению окружающей среды и дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых может быть причинен вред здоровью людей.    

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы.

Нарушений норм процессуального законодательства, допущенных судом и являющихся основанием для отмены состоявшегося решения, не усматривается. Материальный закон применен правильно.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Ульяновска  – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: